Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕДИАЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 2. КОНЦЕПЦИИ МЕДИАЭКОНОМИКИ

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

СМИ являются сегодня важнейшей частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия XX в. стала неотъемлемой частью национальной экономики наиболее развитых стран мира. Прогресс в сфере ИКТ преобразует традиционные медиасистемы, все больше разделяя сектор производства содержания в цифровой форме и каналы его распространения. При этом первичный процесс производства содержания приобретает экономическую самостоятельность, а аудитория становится все более независимой от журналиста в выборе содержания СМИ.

Развитие медиаэкономики определяется общими процессами, происходящими в постиндустриальных обществах. В основе этих процессов лежат преобразования в сфере информации и коммуникации. Концепция информационного общества трактует информацию как важнейший экономический ресурс, а средства массовой информации – как ключевой сектор его производства. Становление концепций медиаэкономики тесно связано с данной интерпретацией информации. Для понимания экономических механизмов функционирования СМИ в условиях рыночной экономики медиаэкономисты вводят также понятия сдвоенного рынка товаров и услуг, рекламодателей и массовой аудитории.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите составные элементы современных систем СМИ.

2. Что такое инфраструктура СМИ?

3. Почему информация превращается в настоящее время в экономический ресурс?

4. Назовите теоретиков, заложивших основы теории информационного общества.

5. В каких странах приняты политические программы перехода к информационному обществу? Какие приоритеты они выдвигают?

6. Расскажите о концепции «сетевого капитализма» М. Кастеллса.

7. Что такое «экономика знаков и пространства»?

8. Расскажите о концепции «посткапиталистического общества» П. Друкера.

9. Какими параметрами измеряется информационное богатство рынков СМИ?

10. Как вы понимаете термин «индустрия культуры» М. Хоркхаймера и Т. Адорно?

11. Что, по мнению Д. Смайта, лежит в основе процесса коммодификации СМИ?

12. Назовите основные положения критической политэкономии Н. Гарнэма.

13. Опишите «модель пропаганды» Э. Хермана и Н. Хомски.

14. Как Р. Пикар представляет суть медиарынка?

15. Какие сферы общественных наук оказали воздействие на развитие концепций медиаэкономики?

ПРИМЕЧАНИЯ К РАЗДЕЛУ

[1] Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. С. 38.

[2] Webster F. Theories of the Information Society. London: Routledge, 1997. P. 5.

[3] Ibid. P. 6–29.

[4] Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. P. 25.

[5] Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. С. 22.

[6] President Clinton, Vice President Gore: Technology for America's Economic Growth. A New Direction to Build Economic Strength. 1993. February 22.

[7] Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of The Network Society. Blackwell, 1996. P. 21.

[8] Lash S,, Urry J. The End of Organized Capitalism. The University of Wisconsin Press, 1987. P. 16.

[9] Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. London: Sage, 1994. P. 6.

[10] См.: McBride S. et al. Many Voices, One World. Report by the International Commission for the Study of Communication Problems. Paris: UNESCO; London: Kogan Page, 1980.

[11] Golding P., Murdock G. Culture, Communications and Political Economy. In: Mass Media and Society. Ed. By J. Curran and M. Gurevitch. 3d edition. London: Arnold, 2000. P. 79.

[12] Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. London: Vintage, 1994. P. 2.

[13] Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. London: Sage, 2002.

[14] Mosco V. The Political Economy of Communication. Rethinking and Renewal. London: Sage, 1996. P. 47.

[15] Media Economics. Theory and Practice. 2d Edition. Ed. by Alexander A., Owers J., Carveth R. Mahwah, London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1998.

[16] Albarran A. Management of Electronic Media. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1997.

[17] Vogel H. Entertainment Industry Economics. A Guide for Financial Analysis. 5th Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

[18] Internet Economics. Ed. by McKnight L., Bailey J. Cambridge, London: The MIT Press, 1997.

[19] Lacy S., Simon T. The Economics and Regulation of United States Newspapers. Norwood: Ablex Publishing Corporation, 1993.

[20] Collins R., Garnham N., Locksley G. The Economics of Television. The UK Case. London: Sage, 1988.

[21] Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000. С. 84.

[22] Lazarsfeld Р., Кап Е. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communication. New York: Free Press, 1955.