Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. О пробуждении философии истории

Примечания

Перевод выполнен по изданию: Ernst Troeltsch. Der Historismus und seine Probleme. Erstes Buch. Das togische Problem der Geschichtsphilosophie. Tubingen. 1922//E. Troeltsch. Gesammelte Schriften. 3. Band. Tubingen.1922.777 S. Труд Э. Трёльча посвящен памяти Вильгельма Дильтея и Вильгельма
Виндельбанда. На русский язык переводится впервые.
Главы 1, II и IV переведены М.И.Левиной в 1993г специально для данного издания. Глава III переведена академиком С.Д. Сказкиным в 1932-1936 гг. для студентов исторического факультета Московского университета; рукопись, переплетенная в два тома. хранилась в кабинете кафедры истории
средних веков исторического факультета МГУ, профессором которой был
СД.Скаэкин. После кончины СД.Сказкина в 1973 г. рукопись его вдовой
В.В. Сказкиной была передана ученице С.Д. Сказкина С.М. Раскиной,
научному сотруднику ИНИОН РАН, которая проделала большую работу
по подготовке главы III к печати, прерванную ее кончиной в 1981 г
Сверка с немецким текстом и редактирование всего труда в целом
сделаны Л.Т. Мильской Указатель и список русских переводов трудов, упоминаемых Э.Трёльчем. подготовлены Е.Н. Балашовой.
Библиография в примечаниях дается в соответствии с системой описания в оригинале.
1 -Второй том не был написан, работу над ним оборвала преждевременная смерть Э. Трёльча в феврале 1923 г

89

2 <Спор о Шпенглере>. - Прим. перев.
3 См. кодификацию всех технических и научных средств, используемых в исторической науке, в книге, к которой часто обращаются историки: Е. Bernheim. Lehrbuch der historischen Methode und der Geschichtsphilosophie.S. und 6. Aufl.1908; параллели этой работы во французской и английской историографии: Ch.V.Langlois et Ch.Seignobos. Introduction aux etudes historiques. P., 1898; E.A. Freeman. The methods of historical study, 1886; F. von Bezold. Zur Entstehungsgeschichte der historischen Methodik //Internationale Monatschrift, YIII, 1914- Из работ, представляющих развитие исторической науки, следует назвать следующие: В. Сгосе. Zur Theorie und Geschichte der Historiographie/ (нем.перевод) 1915; M. Ritter. Die Entwicklung der Geschichtswissenschaft. 1919; E.Pueter. Geschichte der neueren Historiographie. Munchen, 1911; G.P.Gooch. History and historians in the 19 century. L, 1913, Недавно вышедшая работа, где больше подчеркнута связь с философией: W. Bauer. Einfahrung in das Studium der Geschichte. 1921. Из более старых работ имеют значение и теперь: Wachler. Geschichte der historischen Forschung und Kunst seit der Wiederherstellung der literarischen Kultur in Deutschland. Gottingen, 1812-1820, гелертерская по своему характеру книга: F.X.Wegele. Geschichte derdeutsche Historiographie. 1885.
4 <Очерки истории>. - Прим. перев.
5 Ср. Е. Troeltsch. Die Revolution der Wissenschaft //Schmoilers Jahrbuch, 1922. Всю глубину этой критики можно найти в книжечке: Мах Picard. Der letzte Mensch. Wien-Zurich, 1921; см. также странную книгу: A. Pannwitz. Die Krisis der europaischen Kultur. NOrnberg, 1917.
6 Близко к этому: Е. Spranger. Der gegenwartige Stand der eisteswissenschaften und die Schule, 1922.
7 Характерно об этом: А.С. Bouquet. Is Christianity the final religion? London, 1921. Приведем его характерное объяснение на p.l: <The AngioSaxon temperament is expansive rather than intensive, and takes more naturally to missionary enterprise than to examination of belief> (Англосаксы по своему характеру скорее экспансивны, чем интенсивны и склонны более к миссионерству, чем к изучению веры). Похожее высказывание в книге С, Лоу: S. Low. Governance of England. 1916, p.4; <We have had no revolution for two hundred years; we have not been compelled to cleane the state, or examine the foundations of belief, and we are proud of being an illogical people. So we have carefully avoided systematization; we provide for immediate necessities> (У нас не было революции в последние 200 лет; у нас не было необходимости избавляться от старых обязательств, исследовать основы веры, и мы горды тем, что мы - народ алогичный. Мы тщательно избегали всякой систематизации; мы удовлетворяем непосредственные нужды. - Это напоминает отношение Бёрка к Французской революции, высказанное в его <Reflections>. В широких кругах до наших дней сохраняется эта склонность к связи историзма со свободным принятием меняющихся условий. Однако историзм ощущается там в кризисе христианства, как, например, у Буке, а также в <Outline> Уэллса. Для Америки см. W.A. Brown. The essence of Christianity, Edinburgh, 1904 -параллель книги Буке. Интересное замечание об отношении современных французов к идее общего кризиса культуры дано в книге: E.R. Curtius. Der Syndikalismus der Geistesarbeiter in Frankreich. Bonn,
1921. По мнению Курциуса, французы вообще не склонны признавать кризис, отчасти Потому, что считают себя бессмертным мозгом мира, отчасти потому, что после войны они хотят только удерживать и укреплять свое положение и рассматривают войну как восстановление своих прав, а не как мировой кризис, отчасти потому, что они в принципе надежно защищают традицию, форму и латинское наследие. <Французам нужно, - пишет он, - прежде всего постоянство, этим объясняется и

90

сильное противодействие Бергсону в современной Франции (несмотря на то что именно он в значительной степени способствовал возникновению esprit nouveau (нового духа - франц.). Однако не следует забывать и о беспощадных критиках такого образа мыслей от Ларошфуко и Шампора до Сен-Симона, Стендаля и современных романтиков, вдохновивших Ницше. И теперь еще такие писатели, как Андре Жид и Ромен Роллан достаточно ясно видят кризисную ситуацию в мире, См.также статью Поля Валери (P.Valery. La crise de resprit //Nouvelle revue franaise, aug. 1929), которую Курциус, правда, считает исключением. Во всяком случае и во Франции кризис историзма был esprit nouveau молодежи. Правда, как европейский кризис его вряд ли воспринимали. О большом значении работы: Е. Seilliere. Philosophic de l'imperialisme см. в книге: O.Grautoff. Zur Psychotogie Frankreichs, 1922. Это большой очерк философско-исторического характера, где автор на основе бергсоновского elan vital (жизненного порыва - франц.) защищает умеренный империализм в истории Франции и стремится свести его в культурном отношении к классицизму XVII века. С этим связано его неприятие Руссо и
романтиков, которые исказили, по его мнению, здоровое понимание истории. Следовательно, и это - новое осмысление истории, правда, не очень глубокое.
8 Ср PrSsler. Die Entwicklungsgeschichte des historischen Sinnes, //Historische Studien. Hrgs.von Ebering. Bd. 142, 1920. To новое, что мы называем критическим смыслом, здесь недооценено.
9 Об этом см. К. Reinhardt HekatSus und Dernokrit //Hermes, 1912. Там обнаруживается нечто подобное позитивной философии истории, которая через тонкие промежуточные звенья доходит до настоящего.
10 См. книгу П. Гензеля: P. Hensel. Kleine Schriften, Greiz o.J. - Учение
о великом годе мира.
11 Рассуждения о всемирной истории (франц.). - Прим. перев.
12 См. книгу Баура, которая еще сегодня может считаться классической- F Ch Baur. Die Epochen der kirchitehen Geschichtsschreibung, 1852:
особенно: W. KShler, Idee und PersOnlichkeit in der Kirchengeschichte, 1910
и мои <Soziallehre> //Troeltsch. Gesammelte Schriften, Bd. 1, а также
Sozialphilosophie des Christentums, Bern, 1922. О том, что Августина можно только очень условно считать философом истории, см. мою работу
Augustin die christliche Antike und das Mittelalter, 1915. Civitas Del (град
Божий - лат.) - это небесный Иерусалим. Основной материал кроме
мистики - апологетика и синхронизм.
13 См. Troeltsch. Das stoisch-christliche Naturrecht und das modeme
profane Naturrecht //HZ, 1913 и W. Metzger. Geseilschaft und Staat in der
Ethik des deutschen Idealismus, 1917, S.27-45.
14 Спору между сторонниками древности и сторонниками современности (франц.). - Прим. перев.
15 Философствующая история (франц.). - Прим. перев.
16 Философия истории (франц.). - Прим. перев.
17 См. Delvaille. Essai sur l'histoire de l'idfe de progrte jusqu la fin du
IBstecle, 1910.
18 Основания науки об общей природе вещей {ит.). - Прим. перев.
19 О том, что Лейбниц своим учением о непрерывности способствовал развитию одновременно французской и немецкой философии истории см. Davilte. Leibnitz historien. P., 1909. - Чрезвычайно интересная
книга - Croce. La friosofia de Gambaffista Vico, 1912 (Франц. перевод,
1913). На p. 109s. и 33s. близость к гетерогенности целей Вундта и к
ступеням развития Тенниса. У Бэкона взяты зародыши этих мыслей, а у

91

Паскаля обнаружен исторический элемент учения Вико. - Fechter
Ftousseau und deutsche Geschichsphilosophie, 1890.
20 Нового христианства (франц.). - Прим. перев.
21 Религии человечества (франц.). - Прим. перев.
22 Часто цитируемые высказывания Трейчке и Зибеля: Treitschke. Die
Aufgabe des Geschichtsschreibers// Hist.-polit. Aufsatze, IV; Sybel. Ober den
Stand der neueren deutschen Geschichtsschreibung// Kleine historische
Schriften, 1863. См. относящиеся к несколько более позднему времени
горькие сетования О.Лоренца о недостаточном наличии духа и философии в истории: О. Lorenz. Geschichtswissenschaft in Hauptrichtungen und
Autgaben, 1886-91, а также речь Шмоллера памяти Зибеля и Трейчке АВА, 1896 г.
23 Имеется ввиду учебное руководство <Рембрандт как воспита-
тель>, изданное Ю. Лангбеном в 1891 г. (Ред.)
24 Ср. F. Neeff. Gesetz und Geschichte, TUbingen, 1917; Kausalitat und
Originalitat, 1918; Ober das Problem der Naturgeschichte// Kantstudien Bd.
25. Неф - ботаник. Это различие также отчетливо показано Шпенглером
(Untergang des Abendlandes. I, Wien, 1918), что безусловно следует считать заслугой автора этой вызвавшей острую дискуссию книги. Ксенопол различает fails de repetition (повторяющиеся факты - франц.) и faits de succession (факты, создающие последовательность - франц.). Бергсон - temps (время - франц.) и duree reelle (реальная действительность - франц.).
25 Ср. мою работу: Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, а также статью в юбилейном сборнике, посвященном Гарнаку: F.Ch. Baur und A. Harnack. TObingen, 1921.
26 Очень интересный компромисс предложен в вышедшей из молодежной среды книге: Н. Freyer. Antaus, Grundlegung einer Ethik des
bewusten Lebens. Jena, 1918.
27 Что здесь имеется в виду, станет ясным, если подвергнуть сравнению логику элеатов и Гераклита, Гербарта и Гегеля, формальную логику
и трансцендентальную логику Канта, Если кажется, что у Канта антиномии появляются лишь при метафизическом использовании категорий, то
здесь они только выступают наиболее резко, в действительности же его
категории субстанции и каузальности могут быть полностью расчленены
уже при трансцендентальном их использовании посредством логических
законов тождества и противоречия; защищает их от этого только отношение к познаваемой опытом, т.е. в какой-либо степени созерцаемой реальности. Познание металогических проблем лежит уже в основе docta ignorantia (ученого незнания - лат.) и coincidentia oppositorum (совпадения противоположностей - лат.) Николая Кузанского. Ярким примером металогики служит гегелевская метафизическая логика диалектики и противоположная этому попытка Банзена построить реальную диалектику. То и другое я не могу считать удачным решением проблемы, но полагаю, что сама постановка ими проблемы очень поучительна. Я не считаю себя способным решить эту проблему, однако в третьей главе мне еще придется вернуться к ней. - Сознательную или инстинктивную попытку бегства от проблемы металогики представляют собой современные эмпирически-индуктивные прагматические и фикционалистские логики, которые, правильно показывая практическую обусловленность и большую расщепляемость логического, либо совершенно отказываются от понимания его сущности, наличной все-таки необходимости и единства, либо необъясняемо и грубо превращают их в простое доверие к восприятию, воспоминанию или закономерности. Если
они при этом строят эту <закономерность> преимущественно по образцу естественных наук, то с такой антимонистической точки зрения в

92

этом не было необходимости. В этом выражается лишь чрезвычайное влияние естественных наук на все современное мышление, и прежде всего на психологию. Если <чистые> логики, особенно логики феноменологической школы, вновь отвоевывают чистую логику у сторонников такого психологического мышления, то и они продолжают следовать математическому образцу: между тем сами по себе <сущностные законы> различных областей должны были бы вывести к очень различным логическим порядкам, а они - вновь к проблемам металогики. - Обычная аристотелевско- схоластическая элементарная и формальная логика держится за отражение логики в языке, а так как язык сложился прежде всего на основе созерцаемой природной действительности и относится ко всему остальному, пользуясь образами природы, то и эта логика связана с образом природы - правда, еще созерцательным, не математическим. От проблем металогики так же, как от проблем самостоятельной логики реальных наук, она еще далека, однако в своем развитии все время касается их. В учении о понятии и об абстракции прежде всего проявляется ее отличие от реальности.
28 См. ряд моих работ на эту тему: Historische und dogmatische
Methode; Moderne Geschichtsphilosophie: Was heisst Wesen des
Christentum? Der Begriff der Kontingenz //Troeltsch. Gesammelte Schriften.
Bd.ll. Я следую в общем - правда, при растущем неприятии трансцендентальной логики с ее созданием предметов мышлением - теории
Виндельбанда, Риккерта и Зиммеля. О них в дальнейшем будет еще часто идти речь. Здесь же я прежде всего имею в виду лишь работы Зиммеля (Simmel. Vom Wesen des historischen Verstehens, 1918) и Шпрангера (Spranger. Zur Theorie des Verstehens und der geisteswissenschaftlichen Psychologia //Volkelt-Festschrift, 1918). С точки зрения разделения естественных и исторических наук близко упомянутым неокантианцам размежевание, проводимое Мюнстербергом между объективирующей и субъективирующей наукой; однако его субъективирующая наука ведет лишь к анализу и оценке содержаний чувств, а не к историческому познанию и изображению, которым Мюнстерберг из приверженности натурализму вообще не уделяет внимания. CM.: GrundzUge der Psychologie 1, 1900 и Philosophic der Werte, 1908, а также ряд модификаций этой проблемы в работе Garfein-Garski. Neuer Versuch Ober das Wesen der Philosophic, 1900. Близки Риккерту и Виндельбанду в подчеркивании индивидуального Дильтей и его ученики, а также Шпрангер, о которых еще будет идти речь; однако они противники трансцендентальной логики и сторонники не естественнонаучной, а <понимающей>, т.е. уже самой по себе историзирующей психологии. Майер (Н. Maier. Das geschichtliche Erkennen, 1914) подчеркивает индивидуально озерцательное в противоположность трансцендентально-логической конструкции. Близок всем этим воззрениям содержащий высказывания историков блестящий труд Дройзена (Droysen. Grundriss der Historik, 1868). Ср. Sybel. Uber die Gesetze des historischen Wissens. Bonn, 1864: A. Harnack,
Ober die Sicherheit und Grenzen der geschichtlichen Erkenntnis, MOnchen,
1917; Эд. Мейер (Zur Theorie und Methodik der Geschichte, 1902) также
подчеркивает индивидуальное и главным образом научный процесс
каузальности; решающее для него -действующее. Позитивизму и натуралистическому психологизму, во всяком случае стремлению ограничиваться чистой каузальностью и учением о компликации, близки следующие работы: Н. Paul. Prinzipien der Sprachgeschichte, 1909 - автор, однако, ограничивает связь психологией: В. Erdmann. Zur Gliederung der
Wissenschaften /Л/ierteljahrsschrift fur wiss. Philos. II, 1878: Erkennen und
Verstehen, //SBBA, 1912; C.Stumpf. Zur Einteilung der Wissenschaften
//ДВА, 1916; E. Becher. Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften.
1921. CM. такжэ мою статью: Die Geisteswissenschaften und der Streit urn
Rickert // Schmollers Jahrbuch, 1922, в частности, размежевание с позитивизмом в главе III, где можно вспомнить и Вундта. Отметить следует:

A. Dyroff. Zur Geschichtslogik // Historisches Jahrbuch, 36, 1915 и 38, 1917,
а также К. Sternberg. Zur Logik der Geschichtswissenschaft // Vortrage der
Kant-Ges., № 7, 1904; Elsenhans. Aufgabe einer Psychologie der Deutung
als Vorarbeit fUr die Geisteswissenschaften, 1904; Meister. GrOndzuge der
historischen Methode и 0. Braun, Geschichtsphilosophie / (обе работы в
Grundriss der Geschichtswissenschaft. 1, 6, 1913); уже названная книга
Бернгейма и A.D. Xenopol. Theorie de l'histoire, 1908. - О Кроче, Шелере
и Бергсоне см. третью главу настоящей работы, там же о попытках вывести логику человеческой истории из истории космической. - И наконец, следует назвать: F. Parpert. Die Aufgabe der geschichtlichen
Abstraktion. Eine Auseinandersetzung mit E. Troeltschs Geschichts-
mythologie // Gott. Diss.,1919, автор принадлежит к школе Г.Майера.
Парперт находит у меня слишком много отнесений истории к ценностям
и развитиям. По его мнению, задача истории - просто передать в своих
работах в полной истине и верности материал, выявить в фактах тенденции приготовить материал для индивидуального созерцания.
<Значение исторического знания для образования людей вызывает
споры. Однако совершенно объективная история служит человечеству
школой, которая ведет его к зрелым познаниям.> (S.76). Но проблема
ведь и заключается в том, как выявить тенденции и понять их! И что
такое <зрелое познание>?
29 Гарнак решительно отделяет биографию как основанную в сущности
психологически на исследовании мотивов от истории, направленной на связи
внутри развития (Ibid., S.23), сходно действует и Эд. Мейер (ор. ciL).
30 Ср. Meinecke. Lehre von den Interessen der Staaten im Zeitalter
Richelieue // HZ, 1920, Bd. 123. Он датирует современное фиксирование
предметов истории, исходя главным образом из проблематики Французской революции, S.15: <Государство, общество, культура, нация и индивид как в своей собственной, так и в совместной жизни, в их конкретной действительности и в их одухотворенности, стали с тех пор основными понятиями (предметами) исторического восприятия>. Он считает, что это подготавливалось со времен Макиавелли учениями о государственном интересе, которые наряду с так сказать официальной естественноправовой прежней наукой о наилучшем и справедливом по своему понятию государстве не вызвали особого внимания, но имели практическое значение..
31 Тонкий пример этого работа: E. Spranger. Lebensformen, 1921.
Шпрангер работает с помощью дильтеевской психологии, рационализированной феноменологией Гуссерля, и приходит к своего рода новой <естественной системе>, дистиллированной из <скрытой рациональности> главных влечений.
32 Фактические истины (франц.). - Прим. перед.
Следует подумать и о старых схоластических проблемах <индивидуаций>, которые уже не имеют, правда, прямого отношения к современной
исторической логике.
33 Существенную связь {пат.). - Прим. перев.
34 Об этом понятии <действующего> и <длящегося>, которое Эд,
Мейер, например, ставит на первый план, см. Мах Weber. Kritische
Studien auf dem Gebiet der kulturwissenschaftlichen Logik // Archiv far Sozial
Wiss., XXII и Simmel. Probleme der Geschichtsphilosophie. 1892, S.89 f.
35 Об отношении истории к психологическим и социологическим законам см.ниже. Здесь следует только напомнить об учении Шлейермахера, согласно которому в каждом историческом процессе и каждой области культуры смешение универсального и индивидуального склоняется то в одну, то в другую сторону; также о работе Ф. Тенниса (Tonnies. Gemeinschaft und Gesellschaft. 2. Aufl. 1912); построение второй ярко выраженно диалектично, а не каузально. Правда, окончательный ответ на

96

одновременно произносятся практическо -телеологические, в конечном
счете этические идеи, как это сделано Бринкманом: С. Brinkmann.
Versuch einer Gesellschaftswissenschaft, MOnchen, 1919. Обаяние социологии для дилетантов прекратится, как только совершится отказ от суеверия, будто с ее помощью можно объяснить <возникновение> высшего духовного содержания и ценностей.
44 Большинство имеющихся в настоящее время примеров относится к
политической экономии. Другие примеры см.: Мах Scheler. Die positivistische
Geschichtsphilosophie des Wissens und die Aufgabe einer Soziologie der
Erkenntnis // KSIner Vierteljahrsschrift fdr Sozialwiss., 1921, или мои статьи:
Religion und Kirche // Gesammelte Schriften. II; Religion und Wirtschaft //
Vortrage der Goethesstiftung. 1913, и Das stoisch-chrisHiche Natuirecht //
HZ, 106, 1911. Вебер дает в своем исследовании помимо социологии
хозяйства также социологию права, господства и религии.
45 К этому см.: Brandenburg. Die materialistische Geschichtsauffassung,
1920 и Alfred Weber. Prinzipielles zur Kultursoziologie //Archiv for
Sozialwissenschaften, 47, 1920: но прежде всего известное исследование
Макса Вебера <Zur Religionssoziologie>. 3 Bd., 1920, Заглавие не вполне
соответствует содержанию работы. В ней рассматривается проблема
социологии культуры, начиная с момента образования религиозных
идей, и тем самым делается попытка уяснить разницу менаду Востоком и
Западом. - В значительно более узкой области та же проблема поставлена в моих <Soziallehren> // Gesammelte Schriflen. 1. В моей книге <Augustin>,
MUnchen, 1915, я также исхожу из постановки культурно-социологических
вопросов, т.е. из проблемы значения экономически-социально-политического массива для духовных содержаний культуры. При этом я убежден в
основополагающем значении первого. Конечно, оно в свою очередь обусловлено основными психологическими и духовными установками. Однако
более тонкие содержания культуры представляют собой не только проявление и осознание упомянутого массива, а самостоятельные творения, сильно
и глубоко обусловленные им - об этом будет еще много сказано в IV
главе настоящей работы и позже во втором томе [не был написан. -
Ред.]. Здесь проблема может быть только намечена и названа.
46 Например, конец названной выше работы Бецольда: <Общая будущая картина исторической методики останется только нагромождением мыслей, если в ней будут отсутствовать эти <последние вопросы>
духовной деятельности исторического>. Еще сильнее подчеркивает это
Шмоллер в своей речи памяти Зибеля и Трейчке //АВА, 1896, S.6 f. и
Гарнак в очень значительной статье о преподавании истории (Aus
Wissenschaft und Leben, 1911, Bd.1,S.37ff.).
47 Это имеется в виду и в очень абстрактной книге Херинга:
Th. L. Haring. Die Struktur der Weitgeschichte, 1921,
48 CM. знаменитую книгу: Meinecke. Weitbdrgertum und Nationalstaal.
1908, особенно приложение к 8-му изданию. Мне кажется, что Мейнеке
недостаточно уделяет внимание перелому, происшедшему в развитии
мысли как следствие влияния прусских галлерианцев.
49 Многочисленные примеры будут даны в третьей главе при подробном анализе развития. Из однодневок времени мировой войны можно назвать, например, следующие работы: В. Naumann. Mitteleuropa и Е. Bloch. Der Geist der Utopie, 1918.
50 Нечто подобное можно сказать об отношении истории и политики,
см. H.Oncken. Historisch-politische Aufsatze. 1914, Bd. 1. Politik,
Geschichtsschreibung und Offentliche Meinung. Исследование более общего характера: Th. Lift. Geschichte und Leben, Leipzig, 1918. Автор исходит
из моей теории масштабов, которая будет развита в следующей главе.

97

51 Так, Вернер Егер отграничивает философию от древней истории
как представляющую должное, обусловленное философией истории
содержание культуры: W. Jager. Philologie und Historie // Neue Jahrbacher,
1916, и Geschichte und Leben, Ibid., 1918, (<Она ведет в царство длительности и свободы>).
52 Ср. предварительно мою большую статью: Die Grundbegriffe der
Ethik // Gesammelte Schriften. Bd. II, и во многом близкие ей книги: Мах
Scheler. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik //
Jahrbuch for Phanomenologie, Bd. 1-2, отдельное издание 1916 г., и
Spranger. Lebensformen, 1921. Здесь уместно отграничить историю от так
называемых систематических наук о духе. Они используют психологический и исторический материал, но всегда направлены на сущность.
норму, идеал своего предмета (государства, права, экономики, науки,
искусства, религии, морали). Следовательно, они являются предварительными ступенями и составными частями этики в шлейермахеровском, августиновском и античном смысле слова как науке о благах или о ценностях. Эти науки примыкают к истории и предполагают ее, так же как следует предпосылать их и для членения и постижения исторического материала. Если стремиться подчеркнуть связь между историей (повествующей и абстрактной, основанной на законах), этикой и систематическими науками о духе, можно говорить об историко- утопических науках, но при этом необходимо строго их различать. Общее выражение <науки о духе> в применении к психологии, истории, систематическим наукам о духе и этике ведет к очень серьезным заблуждениям. Если же к ним присоединить еще и логику, ибо она занимается психическими процессами, то это становится совершенно бессмысленным. По существу логика и психология - совершенно самостоятельные науки: первая
из них занимается критериями правильности, вторая связана с физиологией, психологией в узком смысле слова, учением о духе и метафизикой. Отдельно следует назвать математически -естественнонаучные, биологически эволюционные и этически- исторические дисциплины, а также метафизику и теорию познания. Образованное Миллем понятие наук о духе, т. е. наук, основанных на психологии, совершенно неприемлемо. Тогда уж надо наряду с экспериментальной психологией говорить о психологии как науке о духе, следуя за Шпрангером, но и в этом случае история останется особой наукой, источником и связью в развитии <нового>, которое неспособна предвидеть психология.
53 Такое впечатление остается и от содержащей много правильного
книги Готтля: Fr. Gotti. Die Grenzen der Geschichte, 1904. Для решения
этого вопроса он отсылает к метафизике, не указывая, однако, как он
это себе представляет. К тому же он, к сожалению, все время называет
свое чисто логическое исследование гносеологическим, что, вероятно,
следует понимать в духе неокантианства как замену метафизики, -
Термин <историко- этичеекие науки>, объединяющий процесс развития
истории, производящую социологическое сравнение систематику, систематические науки о духе и этику, я предпочитаю принятому Миллем и
Дильтеем термину <науки о духе>, который понимается то психологи чески, то спиритуалистически, и игнорирует роль природы в истории:
предпочитаю его также термину Германа Пауля и Риккерта <науки о
культуре>, который понимается то социологически, то аксиологически.
Двойное обозначение <историко-этичеекие науки> указывает также на
тесную связь в этой области между бытием, становлением и долженствованием. Этим определяется и отличие от отнюдь не отрицаемых, но
иных по своему характеру истории природы и развития природы.
54 Множества миров (франц.). - Прим. перев.
55 Fechner. Tagesansicht gegenQber der Nachtansicht. Leipzig, 1879.
Фехнер чувствует себя св. Христофором, который несет воззрение дня

98

через поток европейского натурализма к более счастливым временам и
хочет провозгласить и защищать <более светлое виденье мира>. Правда, его <монизм>, который он выводит не из замкнутости природной связи, а из неправдоподобности нескольких основных принципов, обоснован очень неубедительно и в сущности совсем не проведен. Его <мировой закон> в действительности - соотносящий друг с другом различные системы законов теизм абсолютно оптимиетически детерминистско-телеологической окраски. Он исключает инициативу конечного духа и превращает ее в точки прохождения движения божественной жизни. Поэтому история играет у него весьма незначительную роль, она дает лишь <исторические> доказательства консенсуса с метафизически- атическими теориями и сильными суггестивными их носителями. Фехнер значительно меньше понимает своеобразие истории,
чем Лотце, которого обычно называют вместе с ним, и даже меньше,
чем Э. Гартманн; о них будет сказано в третьей главе. - Кантовские
<Грезы метафизика>, которые он предпосылает <Грезам духовидца>
очень схожи с теориями Фехнера о спиритизме, как и вообще несомненно, что Кант чувствует себя настроенным против чувственных данных и
соединяет врожденную любовь к метафизике с совершенно противоположным этому эмпирически-позитивистским пониманием. Очень странно утверждает Форлендер (издание Phil. Bibl. 46 f., S. VIII): <Нам следует.
мы должны даже держаться того, что утверждает Кант как писатель и
корреспондент, и спокойно оставлять в стороне, что он <таил в глубине
души>, но <не имел достаточно мужества> сказать>.
56 CM. K.Oesterreich. Der Okkultismus im modernen Weitbild, 1921 и
M. Dessoir. Vom Jenseits der Seele, 1917 Правда, из этого можно сделать
вывод только об очень важной для отношения к естественным наукам
парапсихологии, но не об общении с духами.
57 Последнее см. у Мюнстерберга. Самое яркое выражение этого дано в известном мюнхенском докладе Макса Вебера: Die Wissenschaft als
Beruf, 1919 (Рус.пер. Наука как призвание и профессия // Бебер М. Избранные произведения, М., 1990). Впрочем, и Вебер конструирует для историко-социологического понимания особую психологическую каузальность, которая находит свое выражение в шансах ожидания. Риккерт, Вундт. Ксенопол и другие также конструируют особую психическую каузальность, которая движется не в равенствах, а в неравенствах, не в сохранении, а в увеличении реальности. Однако всего этого недостаточно. чтобы устранить натурализм.
58 CM. Husseri. Logische Uiitersuchungen. 2 Auti., 1913-1921, также статью Виндельбанда: Windelband. <Kritische oder genetische Methode
//Praludien. Bd.2 5. Aufl., 1919 (Рус. пер. Критический или генетический
метод // Виндельбанд В., Прелюдии, СПб, 1904), Несколько менее резко
утверждал подобное уже Эйкен в своей главной книге: Euckeii. Die
Einheit dss Ge'lsteslebens in Bewusstsein und Tat der Menschheit, Lzg.,
1888. Вундт занимается этим вопросом в связи с так называемой
<проблемой апперцепции>. См. также Н. Maier: Psychologis des
emotionalen Denkens, 1908.
59 На практике (ла/п,). - Прим. перев.
60 См. прекрасную работу Риккерта: Rickert. Psychophysische
Kausalitat und psychophysischer Parallelismus / Sigwart Festschrift. 1900).
61 CM. Spranger. Lebensformen; Шпрангар развивает априорный схематизм ценностных возможностей как предпосылку понимания <апперцептивных> процессов у себя и у других, подобно тому, как Кант помещает схематизм теоретических возможностей бытия или рассудочных понятий между пониманием природы вообще и применением отдельных категорий. Шпрангеровский схематизм разделяет жесткость кантовского схематизма и недостаточно ориентирован на продуктив-

99

ность истории, и так же, как схематизм Кента, исходит из замкнутой природной связи как предпосылки. Здесь, я полагаю, еще не достигнуты
необходимая жизненность и подвижность.
62 Ср. Е. Becher. Naturphilosophie, 1914 (опубликована также В Kultur
der Gegenwart. Bd. VII, 1) Weitgebaude. Weitgeselz, Weltentwicklung. 1915,
а также близкую этому книгу: Bavink. ABgerneine Ergebnisse und Problerne
der Naturwissenschaft. EinTahrung in die modeme Naturphilosophie. 1914:
следует также назвать ректорскую речь Нернста: Nernst. Zum
GQttigkeitsbereich der Naturgesebe, 1921 и его же Das Weitgebaude im
Uctite der neueren Forschung, 1921. Чем меньша я склонен одобрять
книгу Бехера о науках о природе и науках о духе, тем больше мне хочется подчеркнуть большое значение названных здесь его работ: мне только представляется, что в них недостаточно строго разделены логика и теория познания, к тому же я не могу согласиться с его трактовкой теории познания. Но чисто логическая сторона кажется мне превосходной, недостает лишь более резкого размежевания между математикой и реальными науками, очень важного для разделения необходимого в мышлении априорного и мпирического в реальных науках; впрочем, это превосходит мои силы. - Применительно к биологии см. названную первой книгу Бехера и работы Дриша: Н. Driesch, Philosophie des Organischen, 1909: Der Vitalismus als Geschichte und als Lehre, 1905. Важными для всех рассмотренных здесь вопросов являются также другие книги того же автора: Ordnungsiehre. 1912 и Wirklichkeitslehre, 1917.0 следствиях этого учения для истории см. ниже. У Дриша освобождение от натурализма доходит только до свободы радикально преобразованного рационализма. И вообще мне кажется, что внутренние сложностилогического момента у этого мыслителя недостаточно оценены.
63 Wells. Outline. London, 1920. К этому следует добавить: RatzeL
Anthropogeographie; V. Hehn. КиНигрЯапгеп und Haustiere - книги, о которых историк не должен забывать; см. также Vierkandt. NaturvSIker und
Kulturvolker, 1896, где выражен его скептицизм по отношению к развитой
культуре. Попутно все это проясняет нелепые разговоры о <примитивных> стаях как начале конструкции развития. Куда собираются их поместить внутри этих 100 000 лет или более, или, быть может, они заспиртованы для нас у веддов или в Австралии?
64 См. мои политические письма, которыми я с 1919 г. ежемесячно
сопровождал развитие немецкой революции в <Kunstwart>.
65 Ср. мою статью <Pradestination" // Religion in Geschichte und
Gegenwart, также Michels, Probleme der Sozialphilosophie, 1914: Simmel.
Trag6die der Kultur// Philosophische Kultur, 1911.
66 Согласия народов (лат.). - Прим. перев.
67 Новая наука (чтм.). - Прим. перев.
68 Сгосе. Op.cit. Однако Кроче слишком сближает, по моему мнению.
Вико с романтической философией и Гегелем. В действительности его
учение - комбинация из античных теорий, работ Бэкона и католицизма.
правда, резко и сознательно противопоставленное Декарту и рационализму с его неисторичностью и субъективизмом. Создающий историю и понимающий субъект в действительности - абсолютное божество католицизма, а не идентичность божественного и человеческого субъекта. О главном, о том, каким образом человеческий дух может достигнуть такого участия в творящей истории и в создающем опыт предопределении,
Вико не говорит ничего. Поэтому не случайность и не просто игнорирование, что романтика проходит мимо его системы, соединяющей психологический эмпиризм и католический дуализм. Он упоминается в книгах
F.A. Wolf. Vico Ober den Homer / Museum far Altertunnswissenschaft. 1, 1807
и Orelli, который сравнивает его с Нибуром (Leipziger Lit-Ztg., 18. (Y
1813 и Schweizerisches Museurn von Aarau. 1, 1816). Савиньи упоминает
его бегло, подробнее останавливается на нем Якоби, указывая на его
близость Канту. Эти данные я заимствую из ненапечатанной диссерта-

100

ции Э. Ауэрбаха. Автор ее сближает Вико с рядом основных установок
барокко.
69 Логике сердца (франц.). - Прим. перев.
70 Заключение на основе опыта (лат.). - Прим. перев.
71 CM. Troeltech. Die Revolution der Wissenschaft //Schmollers Jahrbuch,
1922. Интересна работа Ренана (Renan. Avenir de la science) и полемика
с ним его последователя Анатоля Франса в статье <Mystizismus und
Wissenschaft> (перевод дан в Beriiner Tageblatt, №528, 1921):
<Совершенно ясно, что наше доверие к науке, которое было таким
большим, уменьшилось больше чем наполовину. Мы были убеждены,
что при наличии хороших экспериментальных методов и острой способности наблюдения мы довольно скоро придем к универсальному рационализму. И мы были близки к тому, чтобы поверить, будто с XYIII века началась новая эра. Я до сих пор верю в это. Однако следует признать, что в действительности все не происходит так быстро, как мы мыслим. Ренан, наш учитель, и сам признает, не отказываясь от своей веры, что мысль, будто сегодня общество может основываться полностью на рационализме и эксперименте, не более чем иллюзия. Склонная к изменениям молодежь ищет иное. <Ваша наука (говорит она) не может владеть нами. Она бесчеловечна. Ее жестокость оскорбляет нас. Она низводит нас до уровня животных и растений... Она показывает нам, что мы, как и они, блуждаем, потерянные на песчинке, и с радостью провозглашает, что судьбы человечества не имеют никакого значения во вселенной>. Тщетно мы уверяем молодежь, что бесконечное мы находим в нас самих... <Что сделала наука с человеком (продолжает она)? Она внушила ему, что все в нем и вокруг него определено законами судьбы, что вопя только иллюзия, а человек - лишь машина, которая не понимает собственного механизма>. Так новое поколение вызывает науку на суд и объявляет, что она лишена права господства над человечеством>.
- У нас депо обстоит так же.
72 См. мою статью в Philosophie der Gegerwart in Selbstdarstellungen,
II, 1921. Многочисленные цитаты из собственных работ должны лишь
показать, что здесь речь повсюду идет о давно продуманных всесторонне мыслях, которые были высказаны, правда, очень разбросанно, в
моих предшествующих трудах. Но при всем недоверии к большим системам следует сказать, что в этих мыслях есть система. Оригинальные
системы создаются лишь раз в несколько столетий, когда разработаны
подступы к ним. В остальном см. о сущности и возможности метафизики
прекрасные замечания Фолькельта: J. Volkelt, Aesthetik. Ill, 1914, S.494 ff
и работу Дриша (Op.cit).
73 Изложение генезиса натурализма и его философских связей дано в
прекрасной книге: Е. Cassirer. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie
und Wissenschaft der neueren Zeit. Bd. 1-2. 2.Aufl.,1911; Bd.3, 1920. Автор
касается историзма, но лишь между прочим. Этот же автор дает систематику натурализма с резко выраженной натуралистически-априорной
точки зрения в книге: Substanzbegriff und Funkfonsbegriff, 1910. Я следую
здесь больше концепции Бехера. Генезис историзма до сих пор еще
нигде аналогично не изложен. Многое обнаруживается у Фютера, Кроче
и прежде всего у Дильтея. Для периода начиная с Гегеля и Сен-Симона
я впервые дам связное исследование в третьей главе. - Следует
вспомнить и о постоянно переиздаваемой истории материализма Ланге
(F.A. Lange. Geschichte des Materialismus). Моя книга задумана как противоположность всем этим работам. - Обе, в сущности очень близкие,
книги Риккерта и Ксенопола рассматривают лишь часть проблем историзма, но и с этим я могу согласиться лишь до некоторой степени. Тем не менее путь здесь проложил Риккерт.