Демин В. Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

Примечания к Приложению 3
1 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М.,
1995. Т.1. С.291.
2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь земная и последующая.
М., 1991. С. 346.
3 Парацельс Т. Великая астрономия, или Проницательная философия большого и малого мира // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 305.
4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] // О литературе и искусстве. М., 1982. С. 140.
5 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.67.
6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84.
7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.
М., 1994. С. 248 - 249.
8 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2.
М., 1975. С. 132.
9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, магия в интеллектуальных традициях I - ХIV веков.
10 См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Новая парадигма. М., 1993, С.362.
11 См: Рейзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. М.,
1991.
12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.
13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517.
14 См.: Чижевский А.Л. Теория Космических Эр // Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С. 424 -
427.
Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб., 1914;
Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Бадер О.Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне. М., 1978;
Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,
общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М.,
1902;
Бессонова С.С. Религиозные представления скифов.
К., 1983;
Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К.,
1909; Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982;
Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; В стране легенд. М., 1972;
Виноградов Н. Соловецкие лабиринты, их
происхождение и место в ряду однородных памятников. Соловки,
1927;
Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981;
Гамкрелидзе Т.В.,
Иванов В.Вс. История происхождения индоевропейских языков // В мире науки. 1990. No5;
Голан А. Миф и символ. М., 1993;
Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990;
Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977;
Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1982;
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1995;
Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. No4;
Доронин А.И. Руси волшебная палитра. М., 1992; Древние цивилизации. М., 1989; Древний мир на Юге России:
Изборник источников. М., 1918; Древности Прикамья. М., б/г; Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976;
Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах.
М., 1961;
Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве // Советское
славяноведение. 1975. No1;
Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика и наука. Вып. 25. М., 1992.
Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Иллюстрированная история
религии в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологический
словарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988;
Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876;
Липинская Я.,
Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983;
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мир образов.
М.,
Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996;
Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956;
Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979; Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Минск,
1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991 - 1997;
Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956;
Никитин А.Л. Распахнутая земля, или Путь через лабиринт. М., 1973;
Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ - смысл в античном
искусстве. М., 1990;
Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985;
Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок конца
ХVIII - начала ХIХ века. М., 1992;
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Саватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии.
Петрозаводск, 1983;
Седов В.В. Восточные славяне в VI - ХIII вв. М., 1982; Словарь античности. М., 1989;
Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки русского археологического общества. Т.3.
Вып. 3/4; СПб., 1888;
Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961;
Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977;
Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972;
Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961;
Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.
К., 1995; Он же. Космические тайны курганов. М., 1990; Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского, в двенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31.
2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды. Догадки. Протогипотезы ХVI - ХVIII века. СПб., 1996.
3 Тредиаковский В.К. Полное собрание сочинений в трех томах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378.
4 Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб, 1766. С. 13.
5 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Ч.I. М., 1876. С. 217.
6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М.,
1908. С. 8.
7 Учение. Пятикнижие Моисеево. Серия "От Бытия до Откровения". М., 1993. С.66.
8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12.
9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев, 1976; Шилов Ю.А. Мифы о "космических странниках" и календарная служба Европы V - I
тысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования -
1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы.
Киев, 1995.
10 См.: Розанов В.В. Из восточных мотивов // В мире неясного и неразрешенного. М., 1995. С.346.
11 Доленга-Ходаковский З. Разыскания касательно русской истории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284.
12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1.
М., 1995. С. 359.
13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283.
14 Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 784, 786.
15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11.
16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53.
17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.
403.
18 Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе.
М., 1960. С. 378.
19 См.: Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас, 1993. С.39.
20 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып. З. СПб., 1862. С. 18.
21 См.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М,. 1897. С. 118.
22 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып.3. СПб., 1862. С. 18, 19.
23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в четырех томах.
Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243.
24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.
С. 349.
25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910.
26 См.: Струнина М. Где жили гипербореи? // Техника - молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида - легендарная страна // Там же; Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогами
тысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988;
Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида и Гиперборея; Асов А. Времена Святогора; Константоновский А. Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из рая; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9; Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель Седьмого континента // Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Громов В.Е. Вавилон найден. На Севере // Российская газета. 1996. 18 октября.
27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах.
Т.I. М., 1961. С.80, 92 - 93; Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области
религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39.
28 Полное собрание русских летописей. Т.31. М., 1968.
С.11.
29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 405.
30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876. С. 33 - 35.
31 Страбон. География. М., 1994. С.106.
32 Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов 97 - 157, где приводится история титанов, даны в Приложении I
к кн.: Гаркави А.Я. О первоначальном обиталище семитов,
индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113 - 118. Известны
иные - более поздние и христианизированные - версии
знаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996).
33 См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып. 8. М., 1981 С.14, 72.
34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории.
1977. No4. С.243.
35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. СПб., 1861. С. 82.
36 Ковалевский А.П. Книга Ахмера ибн-Фалдана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. (Статьи, переводы и
комментарии). Харьков, 1956. С.139.
36-а Цит. по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. С.420.
37 Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. Т. 2. СПб., 1902. С.103.
38 Ломоносов М.В. Избранные произведения в двух томах.
Т.1. М., 1986. С. 424.
38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 - 16. 39 Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай
(тексты). М., 1984. С. 196 - 197.
40 Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 -
125.
40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших Италию, и сравнении его с древле-словенским // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн. 25.
М.,1857, С. 58 - 59.
41 Пиндар. Геракл Гиперборейский // Оды. Фрагменты. М.
1980. С.20-21.
42 См.: Лукиан. Собрание сочинений в двух томах. Т.2.
М.-Л., 1935. С. 328 - 329. В жизнеописаниях Пифагора содержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался с
гиперборейцами, а ученики именовали его Аполлоном Гиперборейским (см.: Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997. No3.).
43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1957. С. 63 - 86.
44 См.: Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб.,
1888. Т.3. Вып.3/4.
45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3.
46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 - 157, 305.
47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17. 48 См.: Срезневский И.И. Исследование о языческом
богослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29.
49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.
50 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 -
285.
51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41.
52 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.З. Петрозаводск,
1864. С.321.
53 См.: Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание "О человецех незнаемых в Восточной стране" // Древности. Труды Московского археологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 - 233.
54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмо к А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82.
55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 206 - 207,
391.
56 См.: Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуре слова (яр - юр - буй) // История
русского языка и общее языкознание (Избранные работы). М.,
1977. С. 90-91.
57 См.: Афанасьев А.Н. Языческие представления об Острове-Буяне // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132
- 133.
58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью (заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 - 24.
59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.
Т.1. М., 1897. С.209.
60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.
61 Те немногие былины, которые удалось записать в Малороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки к историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины.
Т.1-2. СПб., 1881 - 1884).
62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л.,
1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный в тех же местах, интересен изменением и самого имени героини -
Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979.
С.183 - 184).
63 Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада.
М., 1992. С.194 - 195.
64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918.
65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,
1863. С. 78 - 92.
66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С. 88 - 89.
67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск, сентябрь - начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С.
196.
68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.
69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца. // Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 - 115.
70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1. Вып.1. С.348.
71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.
72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192, 210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40, 267, табл. VII и др.
73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982.
С.105.
74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (в доисторические времена). // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.
75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141
- 142.
76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,
1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги в виде трезубцев (С.41, 179) и свастики - еще одного древнего
сакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее, кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов, неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское) происхождение свастики, широко распространенной также у саамов (лопарей), единственного непришлого северного народа, издревле живущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейских времен.
77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 - 473.
78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910.
С.303.
79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 -
141.
80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.
М., 1985. С. 175.
81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайны пола. М., 1993.
82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
М.-Л., 1962. С.36.
83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб.,
1994. С. 15 - 16.
84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси
(Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996.
С.165 - 166.
85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.
С.40.
86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.
87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римским императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22
- 23.
88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 - 169.
89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.
90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,
1992. С. 9-37.
91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы. Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.
92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб в России // Записки императорского археологического общества,
Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовского края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,
1910.
93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186. Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевская старина. 1890. No7.
94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 - 58.
95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах // Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.
96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.
97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различных эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 - 175.
98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 50.
99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.
С. 239.
100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 - 209.
101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995. С.53.
102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С. 264, 265 и сл.
103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130. 104 См.: Славянские древности: Этнолингвистический
словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 - 500.
105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следует философская расшифровка: "4. Солнце - его отец. Луна - матерь
его. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливает
его. 5. Единое, и только оно, - первопричина всяческого
совершенства - повсеместно, всегда. 6. Мощь его есть
наимощнейшая мощь - и даже более того! - и явлена в
безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).
106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античные гимны. М., 1988.
107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,
1971. С.463.
108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.
109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,
1914. С. 385.
110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.
111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида: Мифологическое исследование. Киев, 1909.
112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизни идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.
113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.
114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.
115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очерки русской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 -
469.
116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 - 25.
117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861.
С.340.
118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. М., 1991. С. 36.
119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец? //Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 - 126.
120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.
121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901.
С.307 - 309.
122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-е издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.
123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,
1909. С.9.
124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб.,
1994. С.15.
125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,
1861. С. 40 - 41.
126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин // Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 - 262.
127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.
128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.
129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.
130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в народном творчестве // Известия отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 - 143.
131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 - 204.

Часть 2
1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961. С.327.
2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Ч.1. М., 1876. С.593.
3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.
4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия. СПб., 1906. С.76.
5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значении русских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1.
С.217.
6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981.
С.291.
7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собрание сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 - 139, 173.
8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.
С.142.
9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.112.
10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб,
1841. С.121.
11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его учеников// Логос. Л., 1991. С.245 - 252.
12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя история сибирских и славянских народов. Сургут - Москва. 1997.
С.21.
13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.
14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). - М.: Наука, 1987. С.22 - 23.
15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990.
С.198, 488.
16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Т.2. М., 1876. С.291.
17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусское языческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica// Славяноведение. 1995. No 2.
18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.
С.36 - 37.
19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.
20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849. 21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И.
Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.13.
22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246. 23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик и
личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245. 24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16.
Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и "огненные корни" символа креста, был также издан в виде отдельной брошюры под названием "История креста".
25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.
26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С.70.
27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно, что Моравия - это название исторической чешской области, и
река Морава - производные от того же общеиндоевропейского
корня "мор", от которого образовано и слово "Морена").
28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян// Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903. Кн.4. С.152.
29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь
1880. Ч.212. С.92 - 93.
30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
Аналогичные выводы получены в результате новейших психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого бессознательного. М., 1994).
31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
М.-Л., 1962. С.36.
32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994. С.15 - 16.
33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.
С.25.
34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6.
С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.
35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна Большого Хани. М., 1973. С.388 - 389.
36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. СПб., 1869. С.9.
37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.
38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного отрезка - "Эра" (из латинского языка) и представление о
воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникло
множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".
39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь.
М., 1994. С.287.
40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 - 91.
41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. Киев, 1995.
42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.
С. 255 - 257. Автор проводит аналогии между шумерскими представлениями о мироздании и сходными (по композиции)
изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских печатях. Не вызывает сомнения общность космологических представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.
43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.196 - 197.
44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
Т.3. М., 1869. С.206 - 207.
45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение малорусской свадьбы. Киев, 1885.
46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Ч.2. М., 1879. С.269.
47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 -
123.
48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163
- 164.
49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т.3. М., 1957. С.456.
50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской// Русская беседа. 1857. No 3. С.5.
51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178.
52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341.
Подобные вопросы были распространены не только в индоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых "Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв. до н.э.) спрашивается:
Каков был довременный мир -
Чей может высказать язык?
Кто Твердь и Землю - "Верх и Низ" -
Без качеств и без форм постиг?
Во тьме без дна и без краев
Свет зародился от чего?..
53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.,
1988. С.301 - 302.
54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 -
42.
55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 - 198.
56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм и Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика
Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 - 467.
57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.
С.448.
58 Песни русских сектантов мистиков// Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49.
59 Там же. С.119.
60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства народного просвещения. 1877. Ч. 189 - 190 (январь - март); Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955.
61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих// Переводная литература Московской Руси XIV - XVII века. СПб.,
1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2.
СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб., 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М., 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в трех томах. Т.1. М., 1898.
62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. - С.409 - 410.
63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. - Мироведение, 1927, т.16. - С.68.
64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513
- 515.
65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии. СПб., 1874. С.281.
66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110.
67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91.
68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 - 36. Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечает
повсеместность распространения пятиконечной звезды
(пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинских
островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в
Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы, финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так, израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей символики, приводит многие десятки изображений свастики из культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а также взятые из различных периодов истории народов Индии, Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита, Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии, Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского исследователя, стала специфическим еврейским символом сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не ранее 12 - 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119
- 122; 148 - 153; рис.212 - 234; 316 - 327).
69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.535 - 536.
70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности// Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14. Кн.4. С.185.
71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3.
М., 1910. С.186.
72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную космогоническую легенду, но из другого списка приводит
А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на природу". С.463.
73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил
В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 - 230.
74 Там же, с.235.
75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 - 172.
76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909.
77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14. 78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистических
космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43.
79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1.
М., 1910. С.304 - 305.
80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264.
81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994.
С.49 - 50.
82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
С.476 - 477.
83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе. СПб., 1904. С.8-9.
84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150. 85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее
социально-историческом развитии// Труды Московского
государственного педагогического института им. В.И.Ленина.
Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47.
86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы Севера рассказывают, что в годы войны специальные уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи, передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков вышивались свастики.
87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902.
88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
С.469.
89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русская мифология. Мюнхен, 1982. С.51 - 52.
90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.
Т.2. М., 1993. С.297 - 299.
91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 - 69.
92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 - 182. 93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство
русских Европейского Севера. М., 1988. С.57.
94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по
Р.Х.). СПб., 1870. С.125.
95 См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып.7. М.,
1980. С.231, 242.
96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 - 315.
97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)// Древний Тибет. М., 1996. С.274.
98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184.
99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551.
100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.
С.5.
101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47.
102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 - 18.
103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев,
1977. С.9-10.
104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей.
М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян// Советская этнография. 1979. No 2.
105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М.,
1863. С.348 - 349.
106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973.
107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 -
309.
108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.
М., 1989. С.124.
109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994.
С.188 - 191.
110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С.12.
111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М.,
1985. С.40.
112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990. С.95.
113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37.
114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности (труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878.
С.229 - 230.
115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене// Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.
116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб.,
1887. С.14.
117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опыт реконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32.
118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292
- 295.
119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийской классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991.
С.5.
120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993.
С.54.
121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.631.
122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 3.
123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931.
С.224 - 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и в сборнике И.А.Худякова.
124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996.
125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 - 5.
126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений.
Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 - 258.
127 Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV века. М., 1981. С.169.
128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952.
С.421.
129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.
С.355.
130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.
М., 1994. С.166.
131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.
С.7.
132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.,
1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословский вестник. 1911. No 6. С.598.
133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913.
С.31.
134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.14. Л., 1976. С.328.
135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 249. М., 1914.
136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.6. Л., 1976. С.405.
137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от 5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200.
138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.
М., 1994. С.166.