Нейхардт А.А. Легенды и сказания древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА

Анк Марций

[Изложено по "Римской истории" Тита Ливия.]

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя
Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее
миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей
будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и
убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед
чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не
следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв.
Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик[*] выписал на специальной
доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в
общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и
жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием
был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять
римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою
жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на
земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их
укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга,
и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей,
захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен
первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с
городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь
населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в
Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась
смертная казнь[**]. С расширением границ после удачных войн Римское
государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию -
морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и
быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие
военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера
Феретрия[***]. Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк
Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел
специальную воинскую церемонию - порядок об®явления войны, целый ритуал,
которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому
ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был
приблизиться к границе народа, которому пред®являлись претензии римлян, и
произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь
называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от
лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими
законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием".
После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если
я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то
не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол
повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и
прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает
требуемого, то он об®являет войну, произнося следующие слова: "Услышь,
Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на
земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели,
что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего
нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник
должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат
опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они
отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и
законной", то выносилось решение об об®явлении войны. После этого
фециал[****] нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью,
и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со
словами: "Я и римский народ об®являю и открываю войну против народа и
граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против
римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа
Квиритов повелел быть войне"[*****]. Введение этого торжественного ритуала
снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку
видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания
города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и
беззаконного.
[* Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью
римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.]
[** Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.]
[*** Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет
Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем
Ромулом.]
[**** Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными
отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.]
[***** В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него
народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный
характер. Фециал в знак об®явления войны бросал копье от "воинской
колонны" у храма богини войны Беллоны.]
Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу
властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.