Творческие портреты композиторов. Популярный справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

И

ИВАНОВ Янис Андреевич (9 X 1906, Прейли - 27 III 1983, Рига)
Среди основоположников советского симфонизма одно из видных мест по
праву занимает Я. Иванов. С его именем связано становление и расцвет
латышской симфонии, которой он отдал почти всю свою творческую жизнь, -
Первая возникла в 1936 г., последнюю - Двадцать первую - композитор не успел
завершить. Наследие Иванова жанрово разнообразно: наряду с симфониями им
создано несколько программно-симфонических произведений (поэмы, увертюры и
др.), 3 концерта, 2 поэмы для хора с оркестром, ряд камерных ансамблей (в т.
ч. 3 струнных квартета, фортепианное Трио), сочинения для фортепиано
(сонаты, вариации, цикл «Двадцать четыре эскиза»), песни, киномузыка. Но
именно в симфонии Иванов высказался ярче и полнее всего. В этом смысле
творческая личность композитора очень близка Н. Мясковскому. Талант Иванова
развивался длительно, постепенно совершенствуясь и открывая все новые грани.
Художественные принципы сложились на основе классических европейских и
русских традиций, обогащенных национальным своеобразием, опорой на латышский
фольклор.
В сердце композитора навсегда запечатлелась родная Латгалия, край
голубых озер, где он родился в крестьянской семье. Образы Родины позднее
ожили в Шестой («Латгальской») симфонии (1949), одной из лучших в его
наследии. В юные годы Иванов был вынужден пойти в батраки, но благодаря
упорному труду и целеустремленности сумел поступить в Рижскую консерваторию,
которую окончил, в 1933 г. по классу композиции у Я. Витолса и по классу
дирижирования у Г. Шнефогта. Много сил композитор отдал просветительской и
педагогической деятельности. Почти 30 лет (до 1961) он работал на радио, в
послевоенное время возглавлял руководство музыкальным вещанием республики.
Неоценим вклад Иванова в воспитание композиторской молодежи Латвии. Из его
консерваторского класса, который он вел с 1944 г., вышло немало крупных
мастеров латышской музыки: среди них Ю. Карлсоне, О. Гравитис, Р. Паулс и
др.
Весь жизненный путь Иванова определялся пафосом творчества, где
ведущими вехами становились его симфонии. Подобно симфониям Д. Шостаковича,
их можно назвать «летописью эпохи». Нередко композитор вводит в них элементы
программности - дает подробные пояснения (Шестая), заголовки к циклу или его
частям (Четвертая, «Атлантида» - 1941; Двенадцатая, «Sinfonia energica»
-1967; Тринадцатая, «Symphonia humana» - 1969), варьирует жанровый облик
симфонии (Четырнадцатая, «Sinfonia da camera» для струнных - 1971;
Тринадцатая, на ст. З. Пурвса, с участием чтеца и т. п.), обновляет ее
внутреннюю структуру. Своеобразие творческого почерка Иванова во многом
определяет его широкий мелодизм, истоки которого лежат в латышской народной
песне, но близки и славянской песенности.
Симфонизм латышского мастера многогранен: как и у Мясковского, он
объединяет обе ветви русской симфонии - эпическую и драматическую. В ранний
период в сочинениях Иванова преобладает эпическая картинность, лирическая
жанровость, со временем его стиль все больше обогащается конфликтностью,
драматизмом, достигая в конце пути высокой простоты и мудрой философичности.
Мир музыки Иванова богат и разнообразен: здесь - картины природы, бытовые
зарисовки, лирика и трагедийность. Подлинный сын своего народа, композитор
всей душой откликался на его горе и радости. Одно из важнейших мест в
творчестве композитора занимает гражданская тема. Уже в 1941 г. он первым в
Латвии откликнулся на события войны симфонией-аллегорией «Атлантида», а
позже углубил эту тему в Пятой (1945) и особенно в Девятой (1960) симфониях.
Первооткрывателем Иванов стал и в раскрытии ленинской темы, посвятив
100-летнему юбилею вождя Тринадцатую симфонию. Композитору всегда было
присуще чувство долга, высокой ответственности за судьбу своего народа,
которому он верно служил не только творчеством, но и своей общественной
деятельностью. Когда 3 мая 1984 г. в Риге прозвучала завершенная учеником
Иванова Ю. Карлсонсом Двадцать первая симфония композитора, она была
воспринята как завещание большого художника, его последний «искренний
рассказ о времени и о себе». /Г. Жданова/
ИЗАИ (Ysaye) Эжен (16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель)

Искусство - результат совершенного сочетания мыслей и чувств.

Э. Изаи

Э. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором,
продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся
скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии,
импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в
число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его
исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные
интерпретации во многом помогли популярности творчества С. Франка, К.
Сен-Санса, Г. Форе, Э. Шоссона.
Изаи родился в семье скрипача, который стал обучать сына в 4 года.
Семилетний мальчик уже играл в театральном оркестре и одновременно обучался
в Льежокой консерватории у Р. Массара, затем в Брюссельской у Г. Венявского
и А. Вьетана. Путь Изаи на концертную эстраду оказался нелегким. Вплоть до
1882г. он продолжал работать в оркестрах - был концертмейстером берлинского
оркестра Бильзе, выступления которого проходили в кафе. Лишь по настоянию А.
Рубинштейна, которого Изаи называл «своим истинным учителем интерпретации»,
он уходит из оркестра и принимает участие в совместном с Рубинштейном турне
по Скандинавии, что и определило его карьеру одного из лучших скрипачей
мира.
В Париже исполнительское искусство Изаи вызывает всеобщее восхищение,
как и первые сочинения, среди которых «Элегическая поэма». Франк посвящает
ему свою знаменитую скрипичную Сонату, Сен-Санс - Квартет, Форе -
фортепианный Квинтет, Дебюсси - Квартет и скрипичный вариант «Ноктюрнов».
Под влиянием «Элегической поэмы» для Изаи создает «Поэму» Шоссон. В 1886 г.
Изаи поселяется в Брюсселе. Здесь он создает квартет, ставший одним из
лучших в Европе, организует симфонические концерты (получившие название
«Концерты Изаи»), где выступают лучшие исполнители, преподает в
консерватории.
Более 40 лет продолжалась концертная деятельность Изаи. С огромным
успехом он выступает не только как скрипач, но и как выдающийся дирижер,
особенно прославившийся исполнением сочинений Л. Бетховена, французских
композиторов. В Covent Garden он дирижирует «Фиделио» Бетховена, в 1918-22
гг. становится главным дирижером оркестра в Цинциннати (США).
Вследствие диабета и болезни рук Изаи сокращает свои выступления.
Последний раз он играет в Мадриде в 1927 г. концерт Бетховена под
управлением П. Казальса, дирижирует «Героической симфонией» и тройным
Концертом в исполнении А. Корто, Ж. Тибо и Казальса. В 1930 г. состоялось
последнее выступление Изаи. На протезе после ампутации ноги он дирижирует в
Брюсселе оркестром из 500 человек на торжествах, посвященных 100-летию
независимости страны. Уже тяжело больной Изаи в начале следующего года
слушает исполнение своей оперы «Пьер-рудокоп», незадолго до того оконченной.
Вскоре он скончался. Изаи принадлежит свыше 30 инструментальных сочинений,
написанных, по большей части, для скрипки. Среди них 8 поэм - один из
наиболее близких его стилю исполнения жанров. Это одночастные сочинения,
импровизационного характера, близкие импрессионистической манере
высказывания. Наряду с широко известной «Элегической поэмой» популярны
«Сцена у прялки, Зимняя песня, Экстаз», имеющие программный характер.
Наиболее новаторскими сочинениями Изаи являются его Шесть сонат для
скрипки solo, также программного характера. Изаи принадлежат также
многочисленные пьесы, в т. ч. мазурки и полонезы, созданные под влиянием
творчества его учителя Г. Венявского, Соната для виолончели solo, каденции,
многочисленные транскрипция, а также оркестровое сочинение «Вечерние
гармонии» с солирующим квартетом.
Изаи вошел в историю музыкального искусства как артист, вся жизнь
которого была отдана любимому делу. Как писал Казальс, «имя Эжена Изаи
всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста».
/В. Григорьев/
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам. Иванов) Михаил Михайлович (19 XI 1859,
Гатчина - 28 I 1935, Москва)
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым
принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их
творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и
Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы
после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся
человеком и музыкантом. К этому времени он - создатель пяти опер, ряда
симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели
«Кавказские эскизы», а также - автор интересных хоров и романсов, нашедших
прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В.
Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882
г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории
(класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского
отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он -
директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои
первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова
(оперы «Руфь, Азра; Кавказские эскизы») уже проявились черты, характерные
для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым
формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского
музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883
г. народные мелодии, изучает их.
В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской
консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в
будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А.
Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался
для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской
частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности
Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка,
Мазепа, Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он
осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста,
Сказка о царе Салтане, Кащей бессмертный»).
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором
Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается
деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний РМО и
концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое
исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг
его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г.
Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской
консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской
консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный
класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с
самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает
знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М.
Мусоргского - инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»),
заканчивает «Женитьбу»; сочиняет оперу «Последняя баррикада» (сюжет из
времен Парижской коммуны).
Среди произведений последних лет - 3 симфонические сюиты на темы
народов Советского Востока: «Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана,
Музыкальные картинки Узбекистана». Многогранная деятельность
Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения
отечественной музыкальной культуре. /Н. Соколов/

Обратно в раздел культурология