Херон Б. Молитва об исцелении

ОГЛАВЛЕНИЕ

VIII. МОЛИТВА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ

"Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней. И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Лк 9. 1-2).

"Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам" (Лк 10. 17-19).

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов" (Мк 16. 17).

Из этих и других цитат Нового Завета, казалось бы, ясно, что существует дьявол и другие демоны и что, по крайней мере, некоторые ученики Иисуса призваны изгонять их. Поэтому мне страшно, когда я встречаю христиан, а среди них есть и католики, которые не верят в личностное присутствие в человеке злого духа или духов и, следовательно, в возможность их изгнания.

Не исключено, что в этой области на некоторых католиков чрезмерно повлияли в экуменическом диалоге либеральные протестанты, и, в меньшей степени, протестанты-евангелисты, пятидесятники и восточные православные. На общей аудиенции 15 ноября 1972 г. Папу Павла VI спросили: "Какими являются величайшие нужды Церкви в настоящее время?" Вот что он ответил: "Пусть наш ответ не удивляет вас как чересчур простой или даже суеверный и нереальный: одна из величайших нужд — это защита от зла, называемого дьяволом. Зло — это не просто недостаток чего-то, а действующая сила, живое бесплотное существо, извращенное и извращающее. Ужасная реальность. Отказ от признания такой реальности или объяснение ее псевдореальностью, умозрительным и фантастическим олицетворением неизвестных причин наших несчастий находится в противоречии с учением Библии и Церкви. То, что речь идет не об одном дьяволе, а о многих, следует из разных цитат Евангелия (Лк 11. 21; Мк 5. 9). Но главный — один, сатана, что означает противник, враг; а с ним множество созданий Божиих, но павших в результате своего восстания и осужденных на вечные муки; целый мистический мир, опрокинутый трагической драмой, о которой мы знаем очень немногое" (23 ноября 1972 г. ).

На своей общей аудиенции 13 августа 1986 г. Папа Иоанн Павел II очень четко разъясняет, что официальное учение католической церкви включает в себя веру в существование как личностного дьявола, сатаны, так и других личностных демонов. В конце беседы Папа сказал: "В заключение следует добавить, что производящие глубокое впечатление слова Апостола Иоанна "весь мир лежит во зле" (1Ин 5. 19) также подразумевают присутствие сатаны в истории человечества, присутствие, становящееся еще ощутимее, когда человек и общество отходят от Бога. Злой дух может прятать свое влияние самым глубоким и эффективным способом: в его интересах, чтобы о нем не знали. Сатана искусно скрывавет свое существование под названием рационализма и любой другой системы мышления, которая изыскивает все возможные средства, чтобы избежать признания его деятельности. Однако это не означает отмены свободы воли и ответственности человека, и еще в меньшей степени, тщетности спасительного действия Христа. Это скорее столкновение между темными силами зла и силой искупления".

В соответствии со сводом канонического права (CIC 1172) "никто не имеет законной власти совершать молитву экзорцизма над одержимым без особого и ясно изложенного разрешения главного епископа местной епархии. Главный епископ дает это разрешение только тому священнику, который наделен благочестием, знаниями, благоразумием и чистотой жизни". Следовательно, в католической церкви торжественный экзорцизм может проводиться только священником, специально назначенным местным епископом.

Я не буду писать в этой главе о торжественном экзорцизме над одержимыми, что выходит за рамки моей компетенции. Но потребность в освобождении от демонической одержимости встречается относительно редко по сравнению с наиболее распространенной потребностью в освобождении от демонического угнетения разной степени. Чтобы понять всю глубину причиняемого дьяволом зла, можно сравнить ее с физической болезнью Можно сказать, что человек болен, и болезнь может быть какой угодно, от ангины до смертельной раковой болезни в последней стадии. Так же с бедами от дьявола или с одержимостью. Джон Ричардс видит его как длинный острый клин. На его остром конце находятся "раскаленные стрелы лукавого" (Еф 6. 16), которые часто летят во всех нас — это может быть более сильное, чем обычно, искушение, или чувство страха, или депрессия ("раскаленная стрела" часто направлена на уже имеющуюся духовную или физическую слабость и усиливает ее). Тупой конец клина оснащен такими вещами, как демоническая одержимость и глубокое вовлечение в сатанизм.

Когда кто-то говорит мне, что он подвергается нападениям дьявола и нуждается в служении освобожения, я довольно часто отвечаю, что все мы часто подвергаемся этим нападениям, все нуждаемся в освобождении от них, и каждый раз, читая "Отче наш", мы молимся об избавлении от них: "Но избави нас от лукавого". Сюда, несомненно, входит и избавление от злых духов.

Важно не то, подвергаемся ли мы нападениям дьявола или других злых духов. Это часто происходит со всеми нами, о чем можно судить, читая жития и духовные писания многих святых. Важно то, насколько серьезно и какими путями происходит нападение. Некоторых людей очень пугает мысль, что они могут подвергаться нападениям дьявола и что они нуждаются в служении освобождения. Их страх можно устранить, объяснив им, что мы все участвуем в духовной борьбе, что "огненные стрелы" летят во всех нас, и это является обычным испытанием в христианской жизни. Апостол Павел говорит всем нам-"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф 6. 11-13; ср. 1 Петр 8-11).

Часто можно избавиться от менее серьезных нападений дьявола и одержимости меньшей степени, соблюдая обычные нормы христианской жизни, такие как исповедь, принятие Христа в причастии или участие в молитвенных собраниях. Человек часто идет на мессу с чувством духовной угнетенности и тяжести, а после нее ощущает мир и духовное возрождение. Я думаю, что во многих таких случаях имело место определенное избавление от злых духов Опыт многих из нас указывает на то, что страстная хвала Богу во время Мессы освобождает нас от духовной тяжести или смятения, и я убежден, что именно тогда происходит освобождение от злых духов, которые неуютно чувствуют себя в атмосфере истинного поклонения.

Действительно, пути к избавлению от злых духов и внутреннему исцелению часто в своей основе одинковы. В обоих случаях главную роль играют покаяние, прощение, хвала и принятие таинств. И это не удивительно, потому что между психологической и эмоциональной болезнью, с одной стороны, и атаками демонов и неволей с другой, много общего. Болезнь, являющаяся в своей основе психологической или нервной, может усугубляться под действием огненных стрел дьявола; а проблема демонического характера будет проявляться на психологическом и эмоциональном уровнях Поэтому я считаю, что нам необходимо понимать, что на практике мы имеем дело с проблемой, включающей как внутреннее исцеление, так и избавление от дьявольских нападений.

С одержимостью можно хорошо бороться молитвой о внутреннем исцелении и наполнении Святым Духом. Я помню, что аббат Дэвид М. Джерайс OSB из Пекоса, штат Нью-Мексико (США), говорил, что в некоторых случаях очень эффективна молитва о внутреннем исцелении. Конечно, можно идти путем изгнания демонов, но опасность возникновения проблем меньше, если использовать подход внутреннего исцеления. В монастырской общине в Пекосе наблюдались самые удивительные исцеления даже от очень тяжелых случаев одержимости при использовании подхода внутреннего исцеления и наполнения Святым Духом.

Возможно, здесь следует сказать, что я согласен с людьми, полагающими, что "огненные стрелы лукавого" иногда поражают наше физическое здоровье, как было с женщиной, восемнадцать лет имевшей "духа немощи", и о которой Иисус сказал: "Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лк 13. 10-17).

Я верю, что дьявол пытается иногда помешать людям трудиться так, как хочет от них Бог, разрушая их физическое здоровье; думаю, временами это случается и со мной. "Огненные • стрелы лукавого" могут иногда усугублять уже имеющуюся физическую слабость или болезнь. Поэтому я верю, что уместно иногда запрещать злому духу немощи беспокоить себя или другого человека. Однако важно добавить, что, конечно, не все болезни являются делом рук дьявола.

Не все случаи одержимости, очевидно, поддаются подходу внутреннего исцеления и наполнения Святым Духом. Это, в частности, относится к более тяжелым случаям. В Англии, и, возможно, во многих других странах, растет число людей, вовлеченных в такие вещи, как сатанизм, шаманство, магию, спиритизм, насилие и половые извращения, и это, несомненно, приводит к увеличению числа тех, кто попал под сильное влияние демонов. Следует помнить, что Иисус дал своей Церкви служение изгнания бесов, служение, которым, как мне кажется, серьезно пренебрегают католики.

В некоторых областях все большее число католиков обращаются к членам других конфессий за служением избавления.

Я знаю англиканских священников, обладающих даром и опытом такого служения, к которым обращается значительное число католиков. Я слышал о случае в США, когда католик-мирянин добивался служения избавления. Епархиальные власти пришли в смятение и тянули дело шесть месяцев, в результате человек потерял терпение и однажды вечером пошел в местную церковь пятидесятников, где в пределах получаса получил эффективное служение избавления.

Я считаю, что существенная часть проблем заключается в том, что католическое духовенство не получает, как правило, никакой подготовки в этой области и не имеет в ней опыта, тогда как каждый пастор пятидесятников проходит практическое обучение служению избавления. Учась на священослужителя я в течение многих часов слушал ученые лекции о ересях нескольких первых столетий в Церкви, но никто не сказал мне, как определить, нуждается ли человек в серьезном служении избавления.

Для католиков существует еще одна проблема. Если решено, что человек действительно может быть одержим демоном, то это дело будет передано епархиальному экзорцисту, который будет проводить служение для человека после его осмотра психиатром. Но для организации всего этого потребуется довольно много времени, а для некоторых людей, находящихся под воздействием демонов, может потребоваться срочная помощь. Я знаю случай, когда англиканского священника, имевшего опыт в этом служении, попросили помочь одному человеку в другой епархии. Епископ той епархии настаивал на посещении психиатра, и в результате человек, о котором идет речь, совершил самоубийство, так ничего и не дождавшись. Люди, предрасположенные к самоубийству или насилию, могут нуждаться в немедленной помощи.

Католические епископы и священники проявляют вполне понятную осторожность, когда речь идет о серьезных случаях демонических воздействий. В служении изгнания злых духов все может пойти не так, как было задумано, совсем не так.

В том районе Лондона, где я живу, несколько лет назад странствующий евангелист-проповедник и его друг попытались по просьбе одной женщины совершить над ней экзорцизм.

Пытаясь изгнать из нее бесов они топтались по ее телу, из-за чего она умерла. После этого они двенадцать часов молились о ее воскрешении, и стоит ли говорить о том, что его не произошло. Тогда они отдали себя в руки полиции. Поэтому очень важно не давать волю всем и каждому заниматься служением изгнания бесов.

Однако одной только осторожности не достаточно. Если мы будем только лишь избегать риска, а именно этим, как я подозреваю, занимаются многие из нас, католических священников, то находящиеся под сильным демоническим воздействием люди, которые отчаянно нуждаются в помощи, не получат ее, по крайней мере, от католической церкви. Нет никакого сомнения, что многие католики получили чудесную помощь через служение избавления от членов других конфессий. Тем не менее, некоторые католики находят ее полезной. И есть опасность, что католики, обращающиеся к другим христианам за этим служением, могут, наряду с ними, впитать учение, которое не соответствует доктрине католической церкви. Меня беспокоит, что католики, находясь иногда под влиянием некоторой некатолической литературы или проповедей, начинают объяснять все наши несчастья демонами и ведут бесконечные разговоры о них. (Наши мысли должны быть сосредоточены на Боге, на Иисусе. Необходимо избегать лишних размышлений и разговоров о демонах).

Все это подчеркивает, по моему мнению, необходимость пробуждения католической Церкви к осознанию проблем серьезного влияния демонизма в нашем обществе. В книге кардинала Суененса "Возрождение и силы тьмы"17 есть заголовок "Необходимость нового пастырского учения на предмет экзорцизма". Такая необходимость, разумеется, существует, так как некоторые католики, включая и священников, даже не верят в существование дьявола, а некоторые другие, наоборот, видят демонов там, где их нет. Я убежден, что из этих двух проблем намного более значительной и распространенной является неспособность увидеть нужды людей, находящихся под сильным демоническим влиянием.

В своей книге кардинал Суененс указывает на интересную возможность: "Я добавил бы, что если служба экзорциста исчезла как малый орден, то ничто не мешает епископской конференции попросить Рим восстановить ее. Не знаю, необходимо ли это, но, по крайней мере, эта возможность заслуживает изучения. Если заключение будет положительным, служба экзорцизма могла бы стать доступной для нуждающихся мирян".

Надо признать, что некоторые люди наделены особыми дарами в области экзорцизма (я не считаю себя одним из них), что способности в этой области иногда имеют миряне и женщины, а не только священство, и что истинные дары не должны пропадать напрасно, особенно в то время, когда потребность в них так велика.

Тема обучения людей изгнанию бесов выходит за рамки этой книги, которая в целом посвящается молитве об исцелении. Помимо того, что о служении экзорцизма могли бы писать люди более компетентные, чем я; мне как-то страшно, что я могу огульно подтолкнуть людей к попыткам изгнания бесов, а это может привести к множеству несчастных случаев. Разрешите мне рекомендовать прекрасный буклет Джеймса Мак Мануса CSSR "Служение освобождения от злых духов в католической традиции"18.

В этом буклете автор рассматривает все пять фаз: молитву восхваления, просьбу о защите, молитву о связывании, молитву изгнания и просьбу о наполнении Святым Духом.

Он выделяет также важную мысль о том, что молитва об освобождении от злых духов обычно совершается в молчании, что помогает избежать всевозможных проблем.

Позвольте мне изложить две настоятельные просьбы, первая из которых относится к властям Католической Церкви. Не могли бы епископы напомнить католикам об учении Католической Церкви, запрещающем нам заниматься оккультными науками, так как такие занятия могут вести к попаданию под различную степень демонического влияния? Оккультные науки включают в себя такие очевидные вещи, как сатанизм, шаманство, магию (черную и белую), а также спиритизм и все попытки предсказания будущего. Поэтому планшетки для спиритических сеансов, астрология, игральные карты, гадание по руке, гадание на магическом кристалле и подобные вещи являются непреемлимыми для христианина (см. Втор 18. 9-14). Те из нас, кто участвуют в служении исцеления, знают, сколько на самом деле католиков обращаются к спиритам за исцелением и не видят ничего плохого в астрологии и гадании по руке. Нам также известно, сколько учеников католических школ играют с планшетками для спиритических сеансов и с игральными картами. Моя вторая просьба обращена к христианам, понимающим опасность занятий оккультизмом. Пожалуйста, не преувеличивайте границ, которые имеют оккультные науки, так как это ведет к признанию демоническими вещей, таковыми не являющимися, и могут заставить других христиан считать несерьезными все предупреждения об опасности оккультизма. Некоторые христиане говорят, что оккультными, и, следовательно, демоническими являются остеопатия, гомеопатия, гипноз, аккупунктура, джиу-джутсу, йога, искание воды с помощью рамки, психоанализ и экстасенсорика. Без сомнения, некоторые из вышеперечисленных занятий могут в разной степени заключать в себе опасность, и иногда, очевидно, людей следует предупреждать об этом. Но непростительно говорить о них как о демонических. В противном случае добрый христианин, которого Бог исцелил через руки остеопата, будет считать нас просто фанатиками.

Я хочу особо обратиться к католикам, участвующим в "Харизматическом Возрождении". Тот факт, что христианин-пятидесятник или евангелист является преданным учеником Иисуса и успешно помогает людям своим служением исцеления не значит, что мы должны целиком и полностью принять его учение. Давайте поблагодарим Бога за то, что Он дал этому человеку такие дары, благодаря которым он много делает для строительства Царства Божия, но будем помнить, что его убеждения отличаются от наших. Это относится и к тому, о чем мы говорили выше. Многие пятидесятники и евангелисты считают, что все нехристианские религии и связанные с ними вещи являются демоническими. Второй Ватиканский Собор в своей "Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям" утверждает, что: "Католическая Церковь не отрицает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением относится к образу поведения и жизни, правилам и учениям, которые, хотя во многих частностях отличны от того, что она поддерживает, признает и формулирует, но, тем не менее, часто отражают луч Истины, просвещающей всех людей. Она действительно провозглашает и всегда должна провозглашать Христа, который есть "путь, истина и жизнь" (Ин 14. б), в котором люди находят полноту религиозной жизни и в котором Бог примирил с собой все" (ср. 2 Кор 5. 18-19).

Поэтому нам, католикам, не следует удивляться, если мы обнаружим, что наше мнение иногда расходится с мнением пятидесятников и евангелистов на предмет границ оккультизма и демонизма, ведь мы также не согласны с ними относительно правильности обращения к Пречистой Деве Марии с просьбой молиться за нас. Если католики, которые участвуют в "Харизматическом Возрождении" примут по некоторым вопросам точку зрения пятидесятников, а не католиков, то это оттолкнет от "Харизматического Возрождения" других католиков, которые не будут считать это движение истинно католическим. Будет очень обидно, я думаю, если такое случиться, так как я убежден, что "Харизматическое Возрождение" многое может дать Католической Церкви.

Касательно вопроса отношения Католической Церкви к нехристианским религиям и разным формам нетрадиционного лечения и альтернативной медицины, разрешите мне настоятельно рекомендовать три статьи отца Майкла Симпсона SJ19. Подчеркнув различные и весьма реальные опасности в этой области отец Майкл завершает свою последнюю мудрую статью словами: "Нам не следует отвергать как демоническое или опасное то, что при использовании с мудростью и ориентации на Христа может стать частью Божьего плана совершенствования наших души,. разума и тела".

В конце этой главы следует сказать еще одну вещь. Дьявол и демоны могут иногда заставить нас пережить трудное время, как было с Иисусом в пустыне, но если мы будем действительно стараться следовать Иисусу и доверять Ему, нам нечего бояться сил тьмы. В Соборном Послании Святого Иакова (4. 7) мы читаем: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас". А Апостол Павел пишет: "... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (Рим 16. 19-20). Действительно, сатана и демоны должны больше опасаться нас, чем мы их, если наши глаза будут постоянно обращены на Иисуса и если хвала Ему будет на наших устах и в наших сердцах.

Аллилуйя!