Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ГОРОД РИМ

9. Цирки, театры, амфитеатры

1. Цирки

В Риме было очень много цирков. Вот их перечень.

Большой цирк (Circus Maximus) — самый древний (он был сооружен еще в царский период) и самый обширный.

Цирк Фламиния, сооруженный цензором К. Фламинием около 220 г. до Р. X.; он находился на Марсовом поле.

Цирк Саллюстия, по всей вероятности, между Пинчио и Квириналом.

Цирк Нерона у подошвы Ватиканского холма; на этом месте была потом построена базилика св. Петра.

Circus Agonalis Домициана, переделанный Александром Севером (теперь Навонская площадь).

Цирк Адриана близ мавзолея этого императора.

Цирк Максенция в трех километрах от Рима на Аппиевой дороге.

42

Многочисленные навмахии, между прочим навмахия Августа по ту сторону Тибра.

Я ограничусь описанием Большого цирка.

Мурцийская долина между Палатином и Авентином была как бы предназначена самой природой для цирка. Теперь, когда почти все здания на ней разрушены и она как бы вновь приобрела первоначальный вид, легко себе представить теснившуюся на этой низине толпу людей, которые стояли или сидели на траве в те времена, когда здесь еще не были устроены деревянные подмостки. Эти подмостки были сооружены Тарквинием Древним и впоследствии после пожара снова восстановлены. Первые сараи (carceres) для колесниц относятся к 330 г. до Р. X. Юлий Цезарь увеличил цирк, так что он с тех пор мог вместить 150 тысяч зрителей. После пожара 36 года по Р. X. Клавдий переделал его, так что число мест для зрителей дошло до 250 тысяч. Траян прибавил еще 5 тысяч, и, наконец, в IV веке цирк мог уже вмещать 485 тысяч человек.

Большой цирк имеет вид прямоугольника длиной приблизительно в 640 метров и шириной в 190, одна из его меньших сторон представляла полукруг, другая — слегка загибающуюся дугу. Две его стороны и полукруг были окаймлены тремя портиками, состоявшими из поставленных одна на другую арок, на их своды опирались ряды скамеек, лестницы и выходы. Ряд скамеек оканчивался на высоте 4 метров над ареной, дальше шла площадка, предназначенная, по-видимому, для сенаторов и других значительных особ — это так называемый podium. Число выходов в этом цирке было весьма многочисленно.

Идущие уступами места для зрителей были разделены на три яруса (moeniana) посредством вертикальных и параллельных друг другу стен. Нижние скамейки были каменные, в верхних же ярусах деревянные, окруженные, без сомнения, портиком, которым увенчивалось все сооружение.

Небольшие перегородки (lineae) отделяли друг от друга так назыв. /on — род лож, в которых могло поместиться по крайней мере два человека, если не больше. Зрители ставили ноги на нижнюю скамейку Для сидения употреблялись подушки, набитые соломой или мелко изрубленными листьями тростника. На некотором расстоянии друг от друга должны были проходить коридоры, соединяющие скамейки одного и того же moenianum'a. Здесь не было, как при других зрелищах, особых мест для мужчин и особых для женщин. Возможно, что для сенаторов во всех времена были отдельные скамейки Официально предназначенные для них определенные места были устроены при Клавдии, а для всадников при Нероне.* Простые
__________

* С 41 по 68 гг. н. э.

43

граждане размещались по трибам Podium занимали избранные лица Итератор имел особую ложу, за исключением тех случаев, когда он председательствовал на играх, т. е когда игры устраивались за его собственный счет. Председатель игр помещался обыкновенно над выездными воротами для колесниц, с той стороны, где были сараи.

Сараев для колесниц было двенадцать, по сторонам их стояли высокие зубчатые башни Каждый из сараев запирался деревянной решетчатой дверью. Предание утверждает, что существовал особый механизм, при помощи которого можно было открывать сразу все двенадцать дверей, при этом, вероятно веревками, отодвигались длинные засовы, которыми эти двери запирались Кроме больших ворот, устроенных между сараями, были другие ворота на противоположной стороне в глубине полукруга, это были триумфальные ворота, через них, может быть, выходили победители. другие двери помещались на каждой из длинных сторон podium'a Вот приблизительно все, что мы знаем о сооружениях, окружавших арену.

Название «арена» происходит оттого, что площадка для игр и состязаний посыпалась песком (arena) Императоры, в своем стремлении к роскоши, дошли до того, что посыпали ее дорогим порошком,

44

суриком, слюдой. Предполагают, что арена Большого цирка имела в длину 600 метров, а в ширину 110 метров. Большая стена, называвшаяся Spina, делила ее вдоль на две части. На цоколе этой стены из кирпича, обшитого мраморными плитами, стояли различные предметы, как-то: колонны, фонтаны, статуи, обелиски, алтари, трофеи, маленькие здания, из которых одни были чисто декоративными, другие имели особое назначение или носили религиозный характер.

На обоих концах спины, на некотором от нее расстоянии, стояли на высоких пьедесталах столбы, которые должны были объезжать колесницы (metae). Каждая из этих «мет» представляла собой три деревянных, а со времен Клавдия бронзовых золоченых конуса, стоящих на подставке: meta secunda была ближе к сараям, meta prima на дальнем от нее конце. На самой «спине» стояло маленькое здание с семью яйцами, причем после каждого заезда вынималось одно яйцо, так что зрители легко могли следить за числом заездов. В другом зданьице, соответствующем первому, было семь дельфинов, которые, вероятно, тоже вынимались один за другим для удобства зрителей, сидевших слишком далеко от домика с яйцами. Над «спиной» возвышался со времен Августа египетский обелиск, а со времен Констанция два обелиска. Кроме того, здесь находились род деревянных башен (phalae), алтари, часовни, посвященные великим богам, богам могущественным, богам сильным, статуи Победы, Полленции, Сейи или Сегесты, Мессии, Тутулины, Кибелы, сидящей на льве.* Особый канал (euripus) глубиной в 3 метра был выкопан Цезарем вдоль подиума для ограждения зрителей, после того как во время одного представления слоны чуть было не бросились на публику. Этот ров, говорят, был засыпан Нероном, чтобы устроить на нем новые места для всадников.

2. Театры

Римский театр представлял собой слегка измененную копию театра греческого. Различие существовало, собственно говоря, только в двух пунктах: 1) в то время как в Греции орхестра была предназначена для хора и, может быть, для актеров, в Риме она была занята местами для сенаторов и для магистратов; 2) греки прислоняли всегда свои театры к какому-нибудь холму, чтобы уменьшить издержки сооружения, в Риме же их строили на равнине.

До половины первого века до Р. X. у римлян не было постоянного театра; в случае надобности они устраивали временные деревянные подмостки. В этом отношении они не хотели подражать расточитель-
__________

* Полленция — богиня силы и мощи, Сейя — богиня сева, Мессия — жатвы, урожая, Тутулина — покровительница, Кибела — плодородия.

45

ности греков. Этой именно точки зрения держался Сципион Назика,* когда он уговорил сенат велеть разрушить каменный театр, который начал было строить около 154 г. цензор Г. Кассий Лонгин. В 55 году, когда Помпей соорудил свой театр, он представил его в качестве пристройки к храму Венеры Победительницы (Venus Victrix).

М. Эмилий Скавр, пасынок Суллы, построил во время своего эдильства в 58 году деревянный театр, великолепие которого восхваляет Плиний Старший; он мог вместить, говорит Плиний, 80 тысяч зрителей. По его словам, это было самое значительное сооружение, когда-либо сделанное рукою человеческою, и хотя театр был временный, но казалось, что он назначен для вечного существования. Сцена была в три яруса, ее украшали 360 мраморных колонн. Первый ярус был мраморный или отделан мрамором, стены второго были покрыты стеклянными кубиками, третий был из золоченого дерева. Между колоннами стояло три тысячи бронзовых статуй. «Остальное убранство, состоявшее из обоев, картин и других укра-
__________

* Консул 138 г до н. э., возглавлял группу сенаторов, убивших в 133 г. трибуна Тиберия Гракха.

46

шений, было так великолепно, что когда Скавр велел перенести на свою виллу в Тускулуме то, что ему не нужно было для ежедневного употребления, и когда рабы из мести сожгли этот дом, то убыток от пожара оценивался в сто миллионов сестерций».

Театр Помпея был освящен в 55 году до Р. X., но окончательно отделан пять лет спустя. Это был первый каменный театр в Риме. В нем было 40 тысяч мест. Как места для зрителей, так и все внутренние украшения были из мрамора. Сохранились остатки очень значительные, но скрытые за теперешними домами. Этот театр несколько раз горел при Августе, Тиберии, Тите, Филиппе Аравитянине, Диоклетиане,* — и каждый раз был возобновляем, так что еще в VI веке в нем давали представления. За сценой находился обширный портик, который окружал площадку, усаженную сикоморами и украшенную фонтанами, мраморными и бронзовыми золочеными статуями. Близ этого самого портика виднелась курия Помпея, в которой иногда происходили заседания сената; именно здесь был убит Цезарь, и сама курия сгорела во время последовавшего
__________

* Филипп Аравитянин (Араб), римский император 244—249 гг. н. э. Диоклетиан, римский император 284—305 гг. н. э.

47

за этим убийством пожара. По соседству с портиком и с театром несколько раз находили прекрасные статуи. Мы знаем, что как в театре, так и в курии было множество картин греческого письма. Архитектор Браманте извлек из этих зданий до 50 колонн красного египетского гранита для теперешнего канцелярского дворца.

Театр Марцелла начат был Юлием Цезарем и кончен в 13-м г. до Р. X. Августом, который назвал его по имени своего племянника. Он стоял в конце масляного рынка и мог вместить, по-видимому, до 3 000 зрителей. Укрепленный в 1086 г. Петром Леоном, он стал впоследствии собственностью семейства Орсини,* которое устроило в нем свой .дворец.

Театр Бальбы был построен недалеко от предыдущего в 13-м г. до Р. X. Он был очень похож на театр Марцелла и имел приблизительно те же самые размеры.

3. Амфитеатры

Во времена республики амфитеатры были деревянные. Плиний упоминает об одном амфитеатре этой эпохи, который имел очень оригинальное устройство. В 50 г. до Р. X. «Скрибоний Курион соорудил два деревянных театра, один около другого; хотя они были очень обширны, но держались на весу и вращались вокруг стержня. До полудня во время сценических представлений они были повернуты друг к другу так, чтобы шум, происходящий на одной сцене, не мешал представлению на другой; после полудня их поворачивали, так что они соединялись и составляли один амфитеатр для боя гладиаторов».

Первый каменный амфитеатр был сооружен Статилием Тавром в 29 г. до Р. X. Он помещался, по-видимому, на Марсовом поле. Думают, что он был разрушен пожаром, происшедшим во времена Нерона. Амфитеатр Нерона (тоже на Марсовом поле), кажется, был деревянный. Амфитеатр Флавиев, или Колизей, был начат Веспасианом и освящен Титом в 80 г. Маленький амфитеатр под названием amphitheatrum castrense, относящийся, вероятно, ко времени немного более позднему, предназначен был, может быть, для воинов преторианского лагеря.

Приводим некоторые подробности относительно Колизея. Он занимал часть места, на котором раньше стоял Золотой Дом Нерона, там, где начали копать большое искусственное озеро для навмахий. Название свое Колизей получил от колоссальной статуи Нерона, стоявшей на этом месте. Это громадное сооружение относится к двум различным эпохам, отделенным друг от друга значительным про-

__________

* Известный патрицианский род в Риме Х—XIII вв.

48

межутком времени. К властвованию Веспасиана и его сыновей относятся первые три яруса фасада; четвертый был сооружен никак не раньше властвования Александра Севера и Гордиана III.*

Колизей имеет вид эллипса с окружностью в 546 метров. Высота его 49 метров, длина продольной оси 188 метров, поперечной 156 метров. Вокруг арены в 76 метров длины и 46 метров ширины идет стена в 6 метров — podium, а дальше тянутся в глубь в среднем на 50 метров многочисленные ряды скамеек, круглым счетом на 87 тысяч мест, не считая 20 тысяч человек, которые могут присутствовать на представлении стоя. Все это пространство, предназначенное для публики, делится на несколько ярусов (moeniana или caveae), идущих параллельно эллиптической окружности арены. Ярусы отделяются друг от друга коридором и маленькой стеной (praecinctiones) и заключают в себе несколько рядов скамеек. Нижний ярус, ближайший к podium'у, назывался infima cavea и был предназначен для членов императорского дома и самых значительных особ, в других ярусах размещались сообразно своему положению различные классы населения. Последний этаж (suprema cavea)

__________

* Александр Север (222—235 гг. н. э.), Гордиан III (238—244 гг. н. э.)

49

примыкал к наружной стене и был украшен портиком, здесь стояли только деревянные скамейки.

Все эти концентрические пояса, которые представляли собою ярусы, были прорезаны проходами, по которым публика шла усаживаться на свои места, войдя в амфитеатр через так называемые vomitoria. Все эти проходы сходились к podium'у, вследствие чего дся масса идущих уступами мест для зрителей представлялась с арены в виде ряда полос, постепенно расширявшихся и похожих на клинья: отсюда название cunei, которым обозначались различные части амфитеатра.

Под местами для зрителей параллельно арене шли многочисленные коридоры со сводами, которые посредством лестниц соединялись с вомиториями; таким образом устанавливалось непосредственное сообщение между саиеае и наружными выходами. Эти коридоры могли также служить убежищем для публики на случай непогоды.

Наружная стена Колизея имеет четыре этажа по фасаду, каждый из трех нижних этажей прорезан 80-ю полукруглыми арками, отделяющимися друг от друга колоннами. Все эти просветы ничем не были закрыты, в первом и во втором этаже их украшали, по-видимому, статуи. Последний этаж окружен был пилястрами, между которыми находилось сорок четырехугольных окон. Между окнами и карнизом устроены были консоли для прикрепления мачт, к которым привязывались канаты velarium'а, громадного навеса из 240 полотнищ, защищавшего зрителей от солнца.

Наконец, под ареной раскопки обнаружили подвалы для диких зверей, водопроводы, предназначенные, по-видимому, для доставления воды для навмахий, и множество более или менее правильно расположенных коридоров, назначение которых осталось до сих пор неизвестным.

(По Паскалю, Dictionn. des antiq I, pp. 1187 et suivantes; Middleton, The remains of ancient Rome II, chap. II, III, et IV; J. Martha, l'Archeologie romaine, p. 170—173).