Разерфорд Д. Под тяжестью бутылки

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЛИТИКА

Правительство

КАБИНЕТ СОДЕЙСТВИЯ СПИРТНОМУ

ПОТРЕБЛЕНИЕ

"Я начинаю спрашивать - не состоит ли политика правительства в том, чтобы вернуть Британию снова к "Дороге джина" Хогарта?"

Пол Джонсон, "Дейли Телеграф", 9 апреля 1988 г.

[У. Хогарт, 1697-1754, английский живописец, график, мастер сатирического бытового жанра - прим. перев.].

Тот факт, что правительство даже не упоминает о цели, поставленной Всемирной Организацией 3дравоохранения перед всеми государствами-членами - сократить на 25 процентов душевое потребление алкоголя к 2000 году, показывает, что оно не имеет намерения действовать таким образом.

Однако большинство экспертов соглашается, что число людей, пораженных алкоголем, зависит от среднего душевого потребления. Уравнение простое:

Выше потребление алкоголя =

Больше вреда, связанного с ним, для общества и для здоровья.

Ниже потребление алкоголя =

Меньше вреда, связанного с ним, для общества и для здоровья.

Если большинство людей выпивает 2 пинты пива в день, то 3% населения будут выпивать свыше 6 пинт в день (голубое).

Однако, если покупка алкоголя становится доступнее или дешевле, и большинство людей пьют 4 пинты пива, тогда 4 населения будет выпивать свыше 6 пинт за день (красное).

Источник: de Lint (1977).

Если алкоголь становится более доступным, те, кто находится на границе рискованного потребления, могут пересечь ее со всей логически вытекающей болью и крушением для зависимых от них людей.

При численности населения, равной населению Объединенного Королевства, только 1 процент роста душевого потребления будет означать сотни тысяч пьющих более высокие дозы, и, как результат, гораздо больше страданий.

Пьянство является укоренившимся в нашей цивилизации. Около 4000 лет тому назад, в одной из самых старейших среди когда-либо написанных историй самаритянскому герою было предложено: "Пей крепкий напиток, как это принято в стране". 3атем нам сообщается о последствиях совета: "Крепкого напитка он выпил семь кубков; беззаботным стало расположение его духа, сердце ликовало, и лицо пылало".

Практически во всех известных обществах употребляли спиртные напитки, но почти всегда над ними имелся также и контроль.

Хаммурапи, который впервые издал письменный закон, признавал необходимость для государства регулировать потребление алкоголя. Он издал строгие законы, регулирующие цену и выдачу разрешений владельцам питейных заведений.

Правительство должно учитывать результаты свободы для тех, кто хочет пить, уменьшая неблагоприятные последствия для общества в целом. Несмотря на то, что государственного запрещения алкоголя нет ни в одной повестке дня, даже самые крайние приверженцы философии "рыночной силы" должны признать, что ни один наркотик не может продаваться в розницу как продукты или другие предметы потребления. Алкоголь - наркотик. Если бы он был изобретен сегодня, то никогда бы не был легализован.

И все же последние 30 лет британское правительство преднамеренно поощряет продажу алкоголя. Будущие социальные историки этого периода вполне могут посчитать одной из самых замечательных его черт то, что в отличие от других наркотиков к алкоголю должен применяться двойной стандарт.

Официальная кампания против злоупотребления наркотиками является попыткой снизить общественную приемлемость и доступность запрещенных наркотиков. Доказывается, что если бы они были более доступны, то это могло бы привести к увеличению потребления наркотиков. Но когда это касается алкоголя, аргумент перевертывается с ног на голову, и нам говорят, что решение состоит в превращении алкоголя в более приемлемый и доступный, чем он сейчас уже является.

Правительство так же зависимо от алкоголя, как любой алкоголик. После всеобщих выборов 1987 г. примерно один из каждых девяти членов парламента имел финансовые интересы в алкогольной промышленности. Если мы добавим всех депутатов с могущественными интересами избирателей в алкогольной индустрии, мы можем постичь силу влияния, которую имеет алкоголь на политику Объединенного королевства.

Предотвращение злоупотребления алкоголем не может быть оставлено исключительно пропагандистам здоровья, так как нет свидетельств того, что пропаганда разумного потребления спиртного срабатывает. Не может быть оставлена и забота о пострадавших только на работников здравоохранения и социального обеспечения, поскольку лечение алкогольных проблем никогда не может обеспечить адекватного разрешения проблемы.

Предотвращение злоупотребления алкоголем является больше предметом для принятия решения за столом кабинета, чем для рассечения на столе хирурга. Правительственная алкогольная политика имеет прямое отношение к здоровью людей.

ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ

Число торговых точек для продажи алкоголя выросло с одной на каждых 309 человек старше 15 лет в 1956 г. до одной для каждых 230 в 1985 г. - 25-процентный рост. Самый большой рост произошел в супермаркетах с патентами на продажу алкогольных напитков на вынос, которые сейчас отвечают примерно за 50 процентов всего потребления алкоголя.

ЧАСЫ ПРОДАЖИ

В 1962 г. супермаркетам и торговцам, имевшим патент на продажу спиртных напитков на вынос, было разрешено продавать напитки в течение обычных часов торговли.

Green paper - "3еленая книга" - официальный правительственный документ, содержащий предложения относительно бюджетной политики правительства, представляется парламенту для обсуждения (прим. перев.).

White paper - "Белая книга" - официальный правительственный документ, представляется палате общин для ознакомления. В виде "Белых книг" публикуются тексты международных договоров и соглашений, участником которых является Великобритания, доклады королевских комиссий или специальных комитетов министерств по каким-либо конкретным вопросам (прим. перев.).

В 1976 г. в питейных заведениях Шотландии было разрешено потребление спиртных напитков без ограничения времени. Показатель злоупотребления алкоголем (цирроз печени, пьянство, нарушение общественного порядка, употребление спиртного при вождении автотранспорта) возрастал до 1980 года, когда здесь произошло резкое падение. Падение, вероятно, объясняется тем фактом, что экономический спад сильнее поразил Шотландию.

Уголовный закон 1980 г. запретил употребление алкоголя по пути и во время заранее назначенных спортивных соревнований, а "декриминализация пьянства" использовалась силами шотландской полиции, чтобы освобождать людей от привлечения к суду. Распитие спиртного в любое время дня могло оказать неблагоприятное воздействие на связанные с пьянством дневные дорожные происшествия.

В 1969 г. после изменения времени закрытия баров в Виктории (Австралия) предыдущий пик происшествий, который падал на период с 6 до 7 часов пополудни, передвинулся на 10-11 часов пополудни. Несчастные случаи не происходили в воскресенья, когда здесь все бары были закрыты. Недавно, вследствие введения воскресных продаж в Перте, число людей, погибших в воскресенья, выросло здесь на 63,8 процента. В Брисбене несчастные случаи на дорогах выросли на 130 процентов, а в Новом Южном Уэльсе смертельные дорожно-транспортные происшествия возросли на 22 процента.

Разрешение на продажу спиртного в любое время дня (исключая воскресенья) было распространено на Англию и Уэльс в 1988 г.

ЦЕНА И ДОХОД

"Налогообложение есть главный вид влияния на алкогольное потребление, а это не такой предмет, относительно которого правительство могло бы не занимать определенной позиции. Любое решение о налоговых уровнях включает взгляды на потребление, и, таким образом, в долгосрочном плане, на связанные с алкоголем ограничения в обществе".

Обозрение Центрального полицейского штаба "Синк Тэнк ", 1979.

"Цена спиртного напитка должна оставаться на том же самом уровне относительно среднего дохода, как это есть сейчас, и не следует допускать, чтобы этот напиток стал относительно дешевым предметом в потребительской корзине".

Комитет по расходам Палаты общин, 1976-77 гг.

Но алкоголю позволили стать дешевым предметом в потребительской корзине. Возможно, главными факторами эскалации потребления спиртного и связанного с алкоголем ущерба за последние тридцать лет являются рост остающегося после уплаты налогов личного дохода в сочетании с падением стоимости алкоголя при реальных условиях оплаты.

В 1945 г. средний работник физического труда за 30 минут работы мог купить пинту пива, а за 40 часов работы мог купить одну бутылку виски. В 1960 г. за то же время он мог купить 2,5 пинты пива и 1,75 бутылки спирта. К 1988 г. он мог бы купить 3 пинты пива и более 5 бутылок виски.

С 1960 г. по 1970 г. потребление алкоголя возросло на 16,4 процента. Следующее десятилетие было свидетелем драматической эскалации при почти удвоенном потреблении, достигающем исторического пика в 10,6 литра на каждого человека.

Все это совпадало с ростом смертельных случаев от цирроза печени, пьянства и нарушений правил дорожного движения в состоянии опьянения на 25 процентов и госпитализации больных алкоголизмом - более чем на 50 процентов .

Тогда в бюджете 1981 года канцлер Хау повысил акцизный сбор, впервые за 30 лет заставив цену на алкогольные напитки подняться быстрее среднего дохода после вычета налогов.

Изучение последствий этого повышения акцизного сбора для шотландских пьяниц показывает, что сильно пьющие или зависимые пьяницы в 1978/9 г. сократили свое потребление на 18 процентов, по крайней мере на столько же, как немного и умеренно пьющие, и в результате меньше страдали от вредных эффектов. В целом в Объединенном Королевстве потребление упало на 15 процентов. С 1980 г. по 1982 г. на 19 процентов снизились обращения в психиатрические лечебницы, на 16 процентов - нарушения в состоянии опьянения, на 7 процентов - вождение в нетрезвом виде, на 4 процента сократилась смертность от цирроза печени. Рост цен сопровождался падением жизненного уровня на 2 процента.

Потребление в литрах на душу населения старше 15 лет на 31 марта каждого года:

1961 6,1 литра

1970 7,1

1980 10,6

1981 9,7

1982 9,2

1983 9,3

1984 9,5

1985 9,7

1986 9,7

Прогноз казначейства

1% повышения цены сокращает алкогольное потребление:

пива - на 0,25%

вина - на 1,00%

спирта - на 1,5%

1% роста дохода повышает потребление алкоголя:

пива - на 0,75%

вина - на 2,5%

спирта - на 2,25%

При канцлере (министре финансов) Найджеле Лоусоне проводилась политика "дешевого алкоголя", сопровождаемая реальным ростом чистого заработка. Потребление поднялось до уровня 1981 г. В трех из его бюджетов не было роста налога на спирт, а вина стали значительно дешевле. Пиво подорожало вдвое из-за удвоения уровня инфляции в 1984 г. в соответствие с решением Европейского Суда по введению правил Европейского Экономического Сообщества. Существует прямая связь между личным доходом после вычета налогов и алкогольным потреблением.

Потребление алкоголя на душу населения в связи с реальной ценой алкоголя и средним еженедельным чистым заработком.

К концу 70-х годов нашего века все медицинские и общественные организации были обеспокоены проблемами злоупотребления алкоголем, включая специальный комитет Палаты общин, рекомендовавший не делать алкоголь дешевле и связать его путем индексации либо с личным доходом после выплаты налогов, либо с индексом розничных цен. Канцлер Лоусон упорно игнорировал этот совет.

В шестом бюджете канцлера Лоусона был проигнорирован совет этого комитета для ЕЭС относительно того, что по "соображениям политики здравоохранения" снижение налогов на алкоголь и табак было бы неуместным. После его бюджета 1989 г. для восстановления размеров налогов на уровне их стоимости в 1983 г. потребовалось бы 150 пенсов доплаты за бутылку спирта и 38 пенсов - за бутылку вина.

РЕКЛАМА

Правительство пыталось убедить Администрацию рекламных стандартов и Администрацию Независимой радиовещательной корпорации добровольно регулировать рекламу алкоголя и издавать руководства - особенно в связи с молодежью. Поощрялась проверка средствами массовой информации их описания алкоголя.

Однако, над этими руководствами постоянно насмехались. Правительству следовало бы провести в жизнь кодекс путем введения устава и ограничить объем алкогольной рекламы. Неясно, как это повлияло бы на потребление, но это могло бы иметь психологическое воздействие на позиции. Такой кодекс мог бы усилить утверждение, что алкоголь является наркотиком и что его потребление должно быть контролируемым.

В 30-х годах нашего столетия ряд влиятельных журналов и газет, включая "Обсервер" (старейшая воскресная газета - прим. перев.), "Панч" (еженедельный сатирико-юмористический журнал - прим. перев.) и"Лиснер" (еженедельный журнал, издается Би-Би-Си - прим. перев.) отказались помещать любую рекламу алкоголя.

Алкоголь и спорт представляют собой кричащее несоответствие. Алкоголь разрушает проворство и натренированность. Самоочевидна правомерность запрещения спортивной поддержки спиртных напитков, особенно учитывая уязвимость детей.

ЗАКОНЫ О ВОЖДЕНИИ ТРАНСПОРТА В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ

Одной из важнейших причин сокращения или прекращения потребления алкоголя для людей являются законы дорожного движения. Первое обращение "Не води машину в пьяном виде" было выпущено движением трезвости в 80-х годах. Оно было впервые использовано в выступлении по радио на Рождество 1952 г. министром транспорта. Однако, вплоть до того, как в 1967 г. Барбара Кастл ввела 80 мл лимит содержания алкоголя в крови при вождении автотранспорта - тест дыхания - никаких существенных улучшений не было сделано в отношении смертельных и серьезных несчастных случаев. Барбара Кастл думала, что законом об анализаторе дыхания будет спасено за первый год 200 жизней. Фактически убитых было на 1152 меньше и на 39 307 меньше покалеченных.

Выборочное тестирование дыхания

К сожалению, с тех пор воздействие закона изгладилось. Одной из причин, объясняющих это, было, по мнению комитета министерства транспорта, увеличение потребления алкоголя, которое имело место с момента ввода в действие этого закона.

Сдерживающее воздействие могло бы быть восстановлено произвольным тестированием дыхания. Подсчитано, что это могло бы предупредить за каждую неделю 20 смертей и 400 телесных повреждений.

Снижение допустимого лимита

Если министр транспорта сейчас говорит, что "даже одна рюмка может убить", тогда требуется снижение допустимого лимита для вождения транспорта по крайней мере до 30 мг.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Некоторые муниципальные советы пытаются сейчас принять второстепенные законы, которые могли бы помешать общественному пьянству в городских центрах.

3ДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА РАБОТЕ

"Насколько это возможно, следует держаться подальше от алкоголя как при вождении автотранспорта, так и на работе".

Обзор Центрального полицейского штаба "Синк Тэнк" 1979.

До сих пор несчастным случаям на работе, связанным с алкоголем, уделялось мало внимания. Возникающее в результате выпивки ухудшение поведения ведет не только к росту автотранспортных происшествий, но также к авариям, которые случаются непосредственно на производстве, и к ошибочным решениям в офисах.

В 1977 г. в докладе сэра Бернарда Брейна "Алкоголь и работа" промышленности рекомендовалось иметь свод правил по проблемам, связанным с пьянством. В него следовало бы включить не только обнаружение и помощь рабочим с проблемами на почве выпивки, но и содействие по программе пропаганды здорового образа жизни, а также нацеливать его на снижение вреда, приносимого злоупотреблением алкоголем.

МОЛОДЕЖНОЕ ПЬЯНСТВО

В 1923 г. Парламент поднял возраст, с которого разрешается публичное употребление спиртных напитков с 14 до 18 лет. В то время закон характеризовали как "Учительский билль", так как свыше 116000 преподавателей подписались под петицией о его введении. Он появился из-за того, что в 1921 г. 1 из каждых 37 преступлений на почве пьянства было совершено лицами в возрасте до 21 года. Эффективность закона может быть оценена на основе обзора общественного мнения в 1940-х гг., которое отмечало, что самый высокий процент мужчин, никогда не употреблявших алкоголя, находится в самой молодой по возрасту группе 15 - 24 года. Ухудшение в течение последних 30 лет может быть видно из того, что лица в возрасте от 16 до 24 лет являются теперь самыми тяжелыми пьяницами среди населения, 1 из 4 преступлений на почве пьянства совершается лицом не старше 21 года, а 1 из 14 в возрасте, при котором употребление спиртного запрещено законом.

Во время дебатов по закону о торговле спиртными напитками 1988 г. Правительство вначале неохотно шло на ужесточение закона о предельном возрасте, раньше которого не разрешается продажа спиртного, но вынуждено было подчиниться давлению.

В течение длительного времени чувствовалось, что было трудно заставить работать закон, который возложил на обвинение ответственность за доказательство того, что владелец патента продал алкоголь лицу, о котором заведомо знал , что его возраст ниже того, при котором разрешена продажа спиртного. Только около 150 обвинений за год были успешными, несмотря на распространенное нарушение закона. Ответственность за доказательство того, что владелец патента проявил все должное усердие, дабы избежать совершения такого нарушения, и не имел основания предполагать, что лицо было моложе восемнадцати лет, возлагается теперь на самого владельца патента.

ПЕРСПЕКТИВА НА БУДУЩЕЕ

Перспектива полной значения и уместной политики контроля над алкоголем остается скромной.

Политика нынешнего правительства скорее готова смягчать любые регулирующие или законодательные меры, которые могли бы урезать коммерческую свободу промышленности спиртных напитков, чем ужесточать их. Не было никакого общественного шума ни за, ни против либерализации законов о торговле спиртными напитками, в отличие от протеста 4 0000 человек в Гайд-Парке против закона правительства консерваторов 1904 г. о торговле спиртными напитками. Четырьмя годами позже 150000 сторонников трезвости опять собрались в Гайд-Парке, чтобы поддержать Билль правительства либералов, который стремился полностью изменить закон 1904 года.

В отличие от сурового ужесточения и непреклонного применения законов об употреблении спиртных напитков другие меры, такие, как любительские занятия пропагандой здоровья (особенно с одобренными торговлей идеями) или жонглирование правилами рекламы, будут иметь слабый эффект. Действительно, известно, что есть такая пропаганда здоровья, которая имеет эффект, противоположный намеченному. Некоторые откровения призывают нас пить больше, чем уже пьет средний британец.

Бюджетная политика показывает, что правительство будет слабо сопротивляться установлению единых налогов внутри ЕЭС. Кабинет содействия спиртному снова пополнит свои запасы винным озером!

"Мы должны спросить себя - в этой стране собирается править британское правительство или лицензированная торговля? ...Совершенно верно, что нельзя сделать страну трезвой посредством закона парламента, но с помощью такого закона можно дать людям силу сделать самих себя трезвыми".

Высокочтимый сэр Уинстон Черчилль, выступление на митинге в Гайд-Парке в 1908 г.

ОБЩИЙ РЫНОК

Все главные институты Рынка расположены благосклонно в отношении защиты и поощрения вина.

Комиссия проводит политику протекционизма в отношении вина, выделяя его среди всех других алкогольных напитков. В 1976 г. ей показалось, что было бы нереалистичным облагать общим налогом вино, и посчитала, что любая дискуссия о налоге должна быть ограничена пивом и спиртом.

Европейский парламент содействует интересам винных компаний. Он одобрил минимальный налог на вино во всех государствах-членах и упразднение налогов там, где они не приносили существенного дохода; и он придерживается того взгляда, что вина и пиво по условиям налога являются "такими же" обычными продуктами питания.

В 1985 г. Европарламент принял предложения повысить потребление вина в государствах-членах, не производящих его, поощряя потребление путем рекламных кампаний, согласования налогов и ведения активной политики поощрения и экспорта.

Европейский суд в 1983 г. постановил, что Объединенное Королевство обязано рассматривать вино и пиво в качестве "таких же" продуктов питания и согласно этому облагать их налогом. Результатом было сокращение налога на вино и рост его потребления.

Общий рынок произвел 189,04 миллиона гектолитров вина и имел избыточное озеро вина объемом 129,5 миллиона гектолитров в 1986 году.

Проще говоря, рынок произвел достаточно вина, чтобы снабжать полутора бутылками еженедельно в течение года каждого мужчину, женщину, мальчика и девочку, живущих в пределах ЕЭС.

И этого винного озера достаточно, чтобы снабжать пятью с половиной бутылками еженедельно в течение года каждого мужчину, женщину, мальчика и девочку в Объединенном Королевстве.

Огромный излишек вина заставил Сообщество принять меры для расширения алкогольного потребления в непроизводящих странах, и Объединенное Королевство рассматривается как главная мишень.

Если бы алкогольному потреблению в Объединенном Королевстве было позволено достичь уровня Франции, то не потребовалось бы никакого гадального хрустального шара, чтобы судить о неблагоприятных последствиях для общества. Потенциальная оценка может быть видна из следующей французской статистики.

Смертность, связанная с алкоголем, в 1978 году приблизительно определялась в количестве 37950 смертей (больше, чем связано с курением).

Связанные с алкоголем преступления и нарушения несут ответственность за:

69% преднамеренных убийств

38% нарушений и преступлений против детей

58% преднамеренных поджогов

30% повреждений общественной собственности

35% нарушений неприкосновенности частного жилища.

По крайней мере, 40 процентов всех дорожных происшествий и 15 процентов несчастных случаев на производстве связаны с алкоголем.

38 процентов всех больничных расходов во Франции связаны с потреблением алкоголя. В 1980 г. общая стоимость алкогольных проблем во Франции оценивалась в 70 миллиардов франков (в десять раз больше, чем государственный доход от налогов на алкоголь, исключая налог на добавленную стоимость).

Предельным сроком для устранения торговых и налоговых барьеров по всей территории ЕЭС является 31 декабря 1992 года.

Одной из издержек распространения свободного рынка на 321 миллион человек будет невозможность для Объединенного Королевства использовать акцизный сбор на алкоголь и табак как инструмент политики здорового образа жизни. Налоги на алкоголь должны будут основательно сократиться. Если они сокращаются наполовину, как предлагает Комиссия, потребление поднимется на одну треть.

Объединенное Королевство будет беззащитным против натиска европейского алкогольного производства, поскольку его собственное правительство откажется от алкогольной политики, которая сохраняет Британию более трезвой, чем остальная часть Европы.

Алкогольный взрыв, который имел место в семидесятых годах, может показаться крупной картечью в сравнении с бомбой замедленного действия, ожидающей нас в девяностых годах.

Единственной надеждой является современная здоровая тенденция в направлении к трезвости, но она опять-таки защищает только меньшинство. Хотя потребление в прошлом веке снизилось по сравнению с его пиком в 12,4 литра на человека в 1876 г. до 8,6 л в 1912 г. и совпало с большим ростом трезвой части населения, проблема пьянства была свойственна пьющей части населения вплоть до закона Ллойд Джорджа в 1916 году "О защите Королевства" - закона, который заложил основу поддержания Британии трезвой в течение сорока лет.