Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР о РАФАЭЛЕ, ТИЦИАНЕ и ПУССЕНЕ

Рафаэль был не только величайшим живописцем, он был прекрасен, он был
добр, он был все!.. Рафаэль писал людей добрыми; все его персонажи имеют вид
честных людей.
...Рафаэль был счастлив. Да, но это потому, что он был по природе
божественно неприкосновенен.
Рассматривая гигантские произведения Микеланджело, восхищаясь ими от
всего сердца, тем не менее замечаешь в них симптомы или черты человеческой
усталости. У Рафаэля же наоборот. Его творения все божественны; как и
творения бога, они кажутся созданными единым порывом творческой воли.
Рафаэль и Тициан бесспорно стоят в первом ряду среди живописцев, однако
Рафаэль и Тициан воспринимали природу в очень различных аспектах. Оба они
обладали даром проникать взором во все окружающее: но первый искал
прекрасное там, где оно действительно находится, а именно в формах, а
второй - в колорите...
...Естественность и отсутствие какой-бы то ни было аффектации в
портретах Тициана невольно вызывает в нас уважение. Благородство в них
кажется врожденным и неотъемлемым. Если случайно портрет Тициана окажется
рядом с портретом Ван-Дейка, этот последний становится при сравнении
холодным и серым.
За исключением Пуссена и двух-трех художников, нашей школе живописи в
основном не хватает естественной и здоровой силы. Она скорее нервна, чем
могуча. А ведь только сила создает великих новаторов и великие школы.
Гений Пуссена никогда бы не достиг такой высоты в философии живописи,
если бы он не присоединял к ней усердного изучения древних авторов и бесед с
учеными людьми...
...Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только
красоте.