Салий Я. Гадания, астрология, реинкарнация...

ОГЛАВЛЕНИЕ

Не ищите в Евангелии того, чего в нем нет!

На лекциях в клубе Парапсихического Общества я неоднократно сталкивалась с утверждением, что в первые века христианства вера в реинкарнацию была повсеместной. И только с IV или Vвека она была искуственным образом формально запрещена. В результате этого запрета из Библии были, якобы, изъяты все фрагменты, говорящие об этих вещах ясно и однозначно. Они, будто бы, были собраны в так называемом пятом Евангелии, которое некоторые читали и глубоко убеждены, что это действительно так и есть. Кроме того, говорят, что существуют Библии, из которых эти фрагменты не изъяты, например коптская Библия, где о реинкарнации сказано прямо. Следующим важным аргументом для них являются тексты из нашей Библии. Во-первых, разговор с Никодимом, чьи слова о повторном рождении (Ин 3, 3) указывают на реинкарнацию, а не на рождение от Духа. Правда, этот фрагмент для меня менее всего убедителен, так как если бы это было ясно и очевидно для его современников, то не вызвало бы удивления Никодима и его вопроса, как такое возможно. Зато мне не понятен фрагмент из Евангелия от Луки 9, 19 и от Матфея 16, 14, где на вопрос Иисуса Христа, за кого Его принимают люди, ученики отвечают: "Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков". Подобно этому и мнение Ирода о Христе, что Он Иоанн Креститель (Мк 6, 14-16; Лк 9, 7-9). Далее наводит на размышления фрагмент: "Но говорю вам, что Илия уже пришел ... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе" (Мф 17, 9-13).

Наконец, исцеление слепорожденного (Ин 9,2-3). Удивляет вопрос учеников: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?". Когда же он мог грехом заслужить свое увечье, если только не в прошлом воплощении?! И хотя Иисус Христос отрицательно отвечает на этот вопрос, все же Он не исключает такой возможности, а лишь говорит, что в данном случае это не имело места.

Прежде всего определю свое отношение к тому обвинению, что в IV или V веке текст Евангелия был искажен. Нет сравнения пределу дерзости и бесстыдства этого обвинения. Это сродни тому, как если бы кто-нибудь сегодня начал нам внушать, что все-таки Земля плоская. Ведь обратите внимание: во всем нашем духовном и культурном наследии нет текста, подлинность и идентичность которого была бы столь же скрупулезно исследована, как текст Евангелия. Списки древнейших рукописей и их фрагментов являются общим научным достоянием, их могут исследовать и действительно исследуют ученые всех возможных мировоззренческих ориентаций. Ведь если бы в самом деле существовали сомнения относительно того, что первичный текст Евангелия был, возможно, искажен, то это непременно стало бы сенсацией. Были бы выдвинуты конкретные аргументы, назывались бы имена авторов и работы на эту тему. Мне и в правду не хватает слов, чтобы выразить меру дерзости, необходимой для выдвижения такого обвинения.

Рассмотрим это обвинение и с точки зрения веры. Если такое утверждают люди, считающие себя христианами, пусть подумают, что говорят. Ведь они говорят, ни много ни мало, что Святой Дух, давший Церкви слово Божие, даже не сумел сохранить материальное содержание этого дара, поскольку священный текст, которым пользуется Церковь и все верующие христиане, по мнению этих людей, фальсифицирован. Извините, но здесь мы уже на волосок от греха против Духа Святого. Пусть эти люди задумаются, хотят ли они быть послушны слову Божьему или, может быть, наоборот: хотят заставить слово Божие быть послушным их человеческим мнениям? Это ужасно — пытаться использовать Бога и Его слово для удовлетворения своей человеческой прихоти.

Обратимся к конкретным евангельским текстам, которые Вы перечислили. Иисус Христос сказал Никодиму: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин 3, 3). Здесь, конечно же, идет речь о том рождении, которое "ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога" (Ин 1, 13). От наших родителей мы родились людьми, а от Бога мы рождаемся как дети Божий, как причастники Божьей природы. Это рождение совершается в силу таинства крещения.

В апостольских посланиях мы часто читаем об этом: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас" (1 Петр 1, 3-4); "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак 1, 18); "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1 Ин 3, 9; ср. 5, 18).

Вы сами видите, до чего доходят люди, желающие найти в словах Иисуса Христа к Никодиму подтверждение своим взглядам на реинкарнацию: они не приемлют заключенную в этих словах Божью науку о рождении от Бога.

Перейдем к Ироду, который относительно Иисуса Христа думал, что "это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им" (Мк 6, 14; ср. 6, 16). Из текста однозначно следует, что Ирод имел в виду воскресение. Мысль о реинкарнации здесь вынуждены исключить даже приверженцы самой этой теории. Ведь Иоанн Креститель был старше Иисуса Христа на неполных шесть месяцев (ср. Лк 1, 36). Если допустить возможность реинкарнации, то возраста тридцати с лишним лет в следующем воплощении можно достигнуть только спустя минимум тридцать с лишним лет после смерти в последнем воплощении. Ирод же принял Христа за Иоанна Крестителя уже через несколько месяцев после смерти последнего. Поэтому я не могу понять, как можно приводить аргументы в пользу реинкарнации, исходя из этого текста.

В то же время фактом является то, что евреи ждали пророка Илию, который должен был проповедью покаяния предварить приход Мессии. Они ждали его, потому что из описания в четвертой книге Царств делали вывод, что Илия не умер, а живым был взят на небо и в соответствующий момент вернется на землю, чтобы приготовить людей к пришествию Господа. Поэтому реальный повод для упоминания Илии в Евангелии не имеет ничего общего с концепцией реинкарнации.

Итак, Евангелие представляет Иоанна Крестителя как того, кто предварил Господа "в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк 1, 17). Та же самая идея выражена в отрывке, процитированном Вами (Мф 17, 9-13). То, что здесь не идет речь о реинкарнации, следует из Евангелия однозначно: "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет" (Ин 1, 21).

Теперь Вам станет понятно, зачем пропагандистам доктрины реинкарнации понадобились, увы, мошеннические утверждения о фальсификации Евангелия и о якобы повсеместной среди евреев времен Христа и в ранней Церкви вере в реинкарнацию: в Евангелиях нет и следа этой доктрины!

И последний из перечисленных Вами библейских аргументов: "Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин 9, 2). Этот вопрос основан на неправильной (как следует из ответа Иисуса Христа) посылке, якобы всякое страдание является наказанием за грех. Таким образом, как в еврейской, так и в христианской мысли появились следующие спекулятивные рассуждения: может ли человек быть наказан за грех, который еще совершит или совершил бы, если бы у него была такая возможность. Ничего хорошего в подобных спекуляциях нет, но, к сожалению, они имели место. Мне вспомнился в связи с этим св. Августин, которому не раз приходилось бороться с подобными идеями. В трактате "О предназначении святых" (De Praedestinatione Sanctorum XII, 24) он пишет: "Я не перестаю удивляться тому, что люди, чьими способностями нельзя пренебречь, выдвинули следующую гипотезу: суд совершается над кем-то не по его заслугам за время пребывания во плоти, а по его заслугам, которые он имел бы в случае более продолжительной своей телесной жизни". Подобными умозаключениями аргументировался тезис о том, что, якобы, любое увечье является карой за грех. Но сам Иисус Христос этот тезис ставит под сомнение.

Впрочем, судите сами: было бы совсем не по-человечески утверждать, что врожденные физические недостатки являются карой за грехи, совершенные в прошлом воплощении. Может, для кого-то это снимает некоторые вопросы в его мировоззрении, но это несправедливо по отношению к живым людям, которые родились с теми или иными дефектами. Христианская вера совершенно иначе отвечает на вопрос, почему таланты и жизненные тяготы распределены среди людей так неравномерно. Мы верим, что каждого из нас Бог возлюбил неповторимым образом и Он лучше нас знает, какое положение в жизни является для нас наилучшим. Мы также верим, что "от всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк 12, 48). Верим и в то, что "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор 10, 13). Если нам это известно, то легче смириться с тем, что мы не знаем и на этом свете не узнаем полного ответа на многие вопросы, возникающие у нас в связи с разнообразной неодинаковостью человеческих судеб.

Рассмотрим еще такой аргумент: если бы доктрина о реинкарнации была верной, то всяческая любовь между людьми была бы явлением мимолетным, преходящим по своей природе. Даже такие глубокие связи, как между матерью и ребенком, между мужем и женой, между друзьями, обращались бы в ничто на пороге очередного воплощения. В самом деле, эта доктрина несовместима с истиной о том, что человек — это личность, а его любовь не может быть чем-то случайным или не имеющим никакой ценности.