Херон Б. Молитва об исцелении

ОГЛАВЛЕНИЕ

IX. ДАРЫ ИСЦЕЛЕНИЯ И ГРУППЫ ИСЦЕЛЕНИЯ

Все христиане призваны молиться об исцелении. Все католики молятся об исцелении, когда участвуют в мессе. Молитвы заключают в себе просьбу об исцелении, включая исцеление физическое (смотрите главу III "Молитва об исцелении и таинства"). Иисус говорит всем христианам: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Лк 11. 9).

Любая подлинная молитва получает отклик и что-то меняет, хотя, возможно, не так, как мы надеялись. Молитва об исцелении духа, разума и тела должна являться естественной частью молитвенной жизни каждого христианина.

Но, в соответствии со словами Апостола Павла, некоторые христиане имеют дар исцеления: "Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости... иному дары исцелений, тем же Духом" (1 Кор 12. 7) — в греческом тексте действительно говорится о "дарах исцелений". Также есть еще два указания на этот дар в конце 12 главы 1-го Послания к Коринфянам. Итак, хотя всем христианам следует молиться об исцелении, и их молитвы будут использованы Богом, некоторые из христиан имеют особый дар и особое служение в этой области и используются чаще и сильнее других для того, чтобы исцелять через молитву.

То, что говорил об этом Апостол Павел, подтверждается опытом наших молитвенных групп. Мы обнаружили, что если одни члены молитвенных групп имеют дар преподавания, другие — дар музыкального служения, третьи — дар руководства, то точно так же некоторые члены наших молитвенных групп одарены в области исцеляющего служения (люди, конечно, могут часто иметь несколько дарований).

Если бы люди смотрели на дар исцеления так же, как на другие дары Духа, например, дар преподавания и руководства, не было бы многих проблем, связанных со служением исцеления. Главным источником возникновения этих проблем является наблюдаемая среди многих католиков тенденция связывать дар исцеления со святостью, чего они не сделали бы в отношении, например, дара преподавания или руководства. Так, если кто-то осуществляет особое служение исцеления, он должен быть святым или претендовать на святость. В Новом Завете нет ничего, что позволило бы предположить, что для обладания даром исцеления надо быть более святым, чем для дара преподавания или руководства. Если мы не будем стремиться к святости, использование всех даров Духа фактически не будет правильным. Однако Бог не дожидается, пока христиане станут святыми, чтобы их можно было использовать для преподавания и руководства; то же можно сказать и об исцелении. Есть благочестивые священники, которые не имеют даров преподавания и проповедования, и есть менее благочестивые — обладающие этими дарами. Точно так же, есть благочестивые христиане, которые не имеют дара исцеления, и есть менее благочестивые, которые им обладают. Однако, если мы, милостию Божией, будем возрастать в благочестии или будем менее грешными, наши дары расцветут. И выполнение любого служения, включая и исцеление, должно стимулировать стремление возрастать в благочестии. Поэтому давайте попытаемся рассмотреть исцеление с точки зрения такого же христианского здравого смысла, какой мы применяем к другим дарам Духа.

Начиная с 1972 г. я, должно быть, встретил более сотни католиков, получивших и использующих дары исцеления. Я также встречал много христиан других конфессий, о которых можно сказать то же самое. Большинство из них, разумеется, не имеет особо сильных даров исцеления, но это, как правило, дары возрастающие. Значительное большинство христиан пришли к служению исцеления благодаря участию в "Харизматическом Возрождении", где дар исцеления в большей степени признают и поддерживают. Тем не менее, я знаю христиан, которые получили свой дар не через "Харизматическое Возрождение". Мне вспоминается одна женщина, католичка, которая была директором школы. Она стала внештатной служительницей при таинстве причастия и обнаружила, что когда она молилась о больных, которым давала причаститься, начинали происходить исцеления. К настоящему времени она до срока покинула свой пост и основала дом молитвы, где оказывает мощное служение исцеления.

Здесь может помочь аналогия между молитвой об исцелении и пением. Все или почти все могут петь, так же как и все христиане могут молиться об исцелении. Некоторые имеют особый дар пения, и некоторые христиане имеют особые дары молитвы об исцелении. Некоторые имеют выдающийся дар пения, и некоторые христиане имеют выдающийся дар исцеления, как монсеньор Майкл Бакли и Иэн Эндрюс из Англии.

В целом, я думаю, нам следует в большей степени поощрять всех христиан молиться об исцелении, включая и исцеление физическое. Некоторые люди просто не верят в молитвы об исцелении, по крайней мере, в молитвы об физическом исцелении; есть и другие, которые не молятся об исцелении, так как думают, что их молитвы не имеют достаточной силы, чтобы что-то изменить. Есть еще те, которые считают себя недостойными для молитвы об исцелении, потому что слишком грешны. Всем этим христианам необходимо понять, что люди исцеляются в ответ на молитву не потому, что они достойны этого, а потому, что достоин Иисус, и не потому, что наши молитвы имеют силу, а потому, что сильна любовь Иисуса. Конечно, прав Джон Уимбер, поощряя всех христиан возрастать в вере и молитве об исцелении.

Всего два дня назад я был свидетелем удивления и радости католического внештатного служителя при таинстве причастия, который несколькими днями ранее навестил в больнице женщину, сильно страдавшую от болезни позвоночника. Она находилась в депрессии и отказалась от Святого Причастия, однако позволила прочесть над собой молитву об исцелении, в практике ведения которой служитель был новичком. Зайдя в палату через несколько дней, этот человек был сильно удивлен, увидев, что женщина широко улыбается и намного удобнее лежит в своей кровати. Она рассказала ему, что через несколько часов после его последнего посещения она внезапно наполнилась ощущением мира, а затем обнаружила, что спина стала болеть намного меньше. На этот раз больная причастилась. Мне кажется, что Иисус желает, чтобы такие вещи происходили намного чаще и через молитвы гораздо большего числа христиан. Поэтому я рекомендовал бы христианам возрастать в вере и молиться об исцелении в семье и в кругу друзей

Однако не каждый христианин призван к особому служению исцеления и не каждый призван стать членом исцеляющей команды молитвенной группы прихода. Здесь опять может помочь аналогия с пением. Надо поощрять всех христиан петь в церкви, но не все призваны петь в церковном хоре. Мы вынуждены признать, что присутствие некоторых людей в группе исцеления будет не только не полезным, но может оказаться даже по-настоящему вредным. Причин этому может быть несколько: некоторым может не хватать благоразумия и интуиции, другие сами в значительной степени могут нуждаться в исцелении; некоторые люди излишне неспокойны в умственном или эмоциональном плане и могут, если можно так сказать, передавать "отрицательные вибрации" при возложении рук или вообще не иметь дара молитвы об исцелении.

Долг лидеров молитвенной группы, исцеляющей команды, а также священников заключается в том, чтобы помочь истинно достойным людям стать членами команды исцеления и помешать тем, кто к этому не пригоден. Мне кажется, что на практике это самая сложная сторона для руководства команды исцеления, — как и при решении вопроса, кому следует быть в приходской группе катехизации или в финансовом комитете. Мне кажется, что обычно группе лидеров надлежит собираться и молиться вместе, чтобы узнать волю Бога относительно состава команды исцеления; я считаю, что такое совместное распознание, как правило, лучше индивидуального, и коллективное решение делает все это менее личностным.

Неизбежно наступит время, когда нам придется сказать "нет" тому, кто просит разрешения вступить в команду исцеления, и порой возможна весьма болезненная реакция людей, разочарованных этим отказом, точно так же как это могло бы быть у людей, не принятых в группу катехизации или финансовый комитет.

Мы должны принять следующие важные правила: никто не может быть окончательным судьей своих собственных даров, и каждому надлежит использовать свои дары в смирении. Мы можем быть убеждены, что Бог призывает нас к тому или иному служению, но, очевидно, правильнее было бы сказать об этом нашем убеждении руководству молитвенной группы или священникам в приходе. Что бы ни случилось, мы должны смириться с их решением в этом и подобных вопросах. Разумеется, что окончательное решение принадлежит епископу епархии.

Решения относительно участия в группах исцеления, конечно, в целом не являются безошибочными, свою роль могут сыграть и такие человеческие факторы, как невежество, предрассудки, страх, гордыня и даже зависть. Тем не менее, мы обязаны мириться с решениями компетентных властей. В противном случае наступит хаос, в котором люди, утверждающие, что имеют непосредственную связь с Богом, будут делать все, что им заблагорассудится и будут причинять зло, навлекая дурную славу на служение исцеления. Нам необходимо верить, что Иисус — Господь положения, и даже при ошибочных решениях Бог сделает из зла добро. Например, может случится так, что кто-то по ошибке не был принят в команду исцеления какой-либо молитвенной группы, но Бог устроит так, что этот человек будет служить в другой группе. Нам необходимо верить, что если Бог дал кому-то дар и хочет, чтобы тот использовал его, Он откроет двери для этой возможности. Однако, основываясь на моем опыте, команды исцеления редко ошибаются в отношении членства в них.

Каждое служение — преподавание, управление или исцеление — может где-то сбиться с пути. Необходимый контроль обеспечивается тем, что служение проводится в повиновении. Этот контроль может оказаться чудесным благословением для человека, обладающего даром исцеления, особенно, если этот дар велик, так как защищает его, помимо всего прочего, от чрезмерности запросов в этом служении, что могло бы привести к "сгоранию". В исцеляющем служении каждому следует научиться иногда говорить "нет" на просьбы о служении, в противном случае он надорвется от усталости. Сказать "нет" гораздо проще человеку, если он подчинен кому-либо — лидеру группы исцеления, приходскому священнику или духовному наставнику. Мне иногда кажется, что если дьяволу не удается помешать кому-то участвовать в служении исцеления, он часто пытается потопить его в нем!

Принадлежность к группе исцеления имеет множество преимуществ по сравнению с одиночным служением. Члены команды исцеления могут оказывать друг другу помощь и поддержку, молиться о служении и исцелении друг друга. Последние пятнадцать лет члены наших команд исцеления чудесным образом помогали и мне, и моему служению, и я убежден, что многие могли бы сказать то ж самое.

Членам команды исцеления полезно регулярно встречаться для молитвы, обмена мнениями, обучения, обсуждения и служения. Уже в течение нескольких лет члены команды исцеления лондонской молитвенной группы проводят вместе один день в несколько месяцев, что является источником настоящего благословения. Иногда на этих встречах выступают люди, приглашенные со стороны, и это помогает нам расширить кругозор и посмотреть на наше служение с критической точки зрения.

С людьми, которые больны или нуждаются в служении, полезнее молиться по двое, трое и иногда, если есть возможность, большими группами. Распознание, молитвы и дары, как правило, сильнее у группы, чем у одного человека. Здесь может сказываться комплементарность даров и опыта. Один член команды может иметь больший дар молитвы о физическом исцелении, а другой — о духовном. Я предпочитаю оставить женатого человека вести молитву над людьми, у которых возникли проблемы в супружестве, так как он, вероятно, лучше меня разберется в ситуации. И, разумеется, иногда целесообразнее, чтобы мужчина служил для мужчины, а женщина — для женщины.

Иногда нам приходится служить в одиночку из-за отсутствия других членов команды или по причинам частного характера, например, я часто молюсь с человеком после его исповеди у меня. Однако иногда лучше задержать или отложить служение и подождать, пока к нам присоединится кто-то еще. Иногда я отказываюсь молиться над встревоженной женщиной и жду прихода другой женщины — члена нашей команды исцеления, чтобы мы могли молиться вместе

А теперь я хочу обратиться с просьбой к христианам, участвующим в исцеляющем служении. Пожалуйста, остерегайтесь критиковать чужое служение. Разумеется, бывают случаи, когда мы должны быть критичными, когда, может быть, должны сказать, что чье-то служение недостаточно в том или ином отношении или нуждается в рассмотрении, и даже что кому-то следует оставить служение. Однако в нашу критику могут очень незаметно проникнуть слишком субъективные мотивы. В конце концов, мы такие же грешники, как и все остальные, и так же страдаем гордыней, честолюбием, завистью, ревностью и своекорыстием, и мотивы нашего участия в исцеляющем служении никогда не бывают совершенными на все 100%. Мне самому приходилось бороться с чувством зависти и ревности, которое появилось во время исцеляющего служения. Нам необходимо различать недостойные мотивы, которые могут повлиять на нас. Меня действительно обеспокоил бы любой человек, считающий, что мотивы его участия в служении исцеления полностью совершенны — это только показало бы, что он по-настоящему не знает себя. С нашими слабостями легче бороться, если мы знаем о них.

Вот уже в течение ряда лет я советую членам команд исцеляющего служения ежедневно молиться о даре смирения в связи с их служением. Чем больше смирение, тем сильнее были бы единство и гармония исцеляющего служения Смирение также позволило бы Богу усилить наши дары исцеления, потому что чем больше наше смирение, тем сильнее мы будем славить Бога. (Мне кажется, что Бог говорит Сам Себе: "Я хотел бы дать Бенедикту более сильный дар исцеления, но сейчас не могу, потому что он лопнет от гордости"). Надо признаться, что "успехи" в служении исцеления могут опьянить нас, бедных грешников. Я помню женщину, приехавшую издалека со своим мужем ко мне за молитвой об исцелении от депрессии После молитвы она настояла на том, чтобы я разрешил ей поцеловать руку. Она пылко расцеловала мои руки со словами: "Сегодня эти руки были для меня руками Иисуса Христа" Больше она никогда не обращалась ко мне. Может быть через неделю она сказала, что посещение Его Преосвященства Бенедикта было пустой тратой времени. Нам надо принимать хвалу с некоторой долей скептицизма и в любом случае прославлять Бога!

Для тех из нас, кто участвует в служении исцеления, можно составить "кодекс смирения":

1. С готовностью принимайте советы или указания соответствующих лиц относительно вашего служения.

2. Позвольте другому человеку вести молитву и быть в центре внимания, а вы останьтесь в тени.

3. Рассказывайте не только о ваших успехах в служении исцеления, но и о неудачах.

4. Говорите не только о своих успехах в служении исцеления, но и об успехах других, лучше вообще говорить об успехах других.

5. Старайтесь не только использовать служение исцеления, но и пропагандировать его.

6. Конечно, полезно молиться, чтобы Святой Дух усилил ваше служение исцеления, но не молитесь только за себя.

7. Радуйтесь успехам других, даже если они более одарены в служении исцеления, чем вы сами.

Если я подчеркивал значение смирения в служении исцеления, то совсем не для того, чтобы отпугнуть от него людей, а, скорее, чтобы защитить его. Я верю, что Бог хочет, чтобы все большее число людей приходили к служению исцеления. Хотя это служение может быть утомительным, но оно вознаграждает, приносит истинную радость. Если мы смиренно будем стараться нести исцеляющую любовь Иисуса, — потому что исцеляем не мы, — мы сами будем в большей степени исцеляться, становиться более совершенными.