Абеляр

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный 
представитель Средневековой философии периода ее 
расцвета. Абеляр известен в истории философии не только 
своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в 
автобиографическом произведении "История моих 
бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к 
знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих 
родственников. Получил образование в различных школах, 
затем обосновался в Париже, где занимался 
преподавательской деятельностью. Он приобрел славу 
искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился 
также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их 
роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но 
дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над 
Абеляром по указанию дяди было совершено 
надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в 
монастырь. Отношения между Абеляром и его женой 
известны из их переписки.
Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай 
самого себя", "Диалог между философом, иудеем и 
христианином", "Христианская теология" и др. Он был 
широко образованным человеком, знакомым с 
произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими 
памятниками античной культуры.
Главная проблема в творчестве Абеляра - 
соотношение веры и разума, эта проблема была основной и 
для всей схоластической философии. Абеляр отдавал 
предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому 
вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр - 
ревностный сторонник и адепт схоластической логики, 
диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные 
ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики. 
По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, 
лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. 
Абеляр определял веру как "предположение" о вещах, 
недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело 
не с природными вещами, познаваемыми науками.
В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует 
взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их 
сочинений, и показывает противоречивость приводимых 
высказываний. В результате этого анализа возникают 
сомнения в некоторых догматах церкви, христианского 
вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в 
основных положениях христианства, а лишь призывал к 
осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не 
понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся 
извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в 
музыке.
Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, 
чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в 
самостоятельности философов, в критическом отношении к 
теологии.
Взгляды Абеляра осуждены церковью на 
Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам 
бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в 
огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь 
один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой-
лишь. проявления его могущества.) 
В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои 
взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить 
крайне реалистические и крайне номиналистические 
позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель 
Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель 
Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что 
существуют лишь единичные вещи, общего вообще не 
существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, 
наоборот, считал, что общее существует в вещах как 
неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят 
индивидуальное разнообразие в единую общую сущность.
Абеляр полагал, что человек в процессе своего 
чувственного познания вырабатывает общие понятия, 
которые выражаются в словах, имеющих тот или иной 
смысл. Универсалии создаются человеком на основе 
чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех 
свойств вещи, которые общи для многих предметов. В 
результате этого процесса абстрагирования происходит 
образование универсалий, которые существуют лишь в уме 
человека. Такая позиция, преодолевающая крайности 
номинализма и реализма, впоследствии получила название 
концептуализма. Абеляр выступал против схоластических 
умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении 
знания, существовавших в то время.
В произведении "Диалог между философом, иудеем и 
христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он 
доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно 
истины, поэтому христианство не может считать, что она 
единственно истинная религия. Только философия может 
достичь истины; она направляется естественным законом, 
который свободен от всевозможных священных авторитетов. 
В следовании естественному закону и состоит нравственное 
познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют 
еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные 
добавления к естественному закону, которому следуют все 
люди, - совести.
Этические воззрения Абеляра изложены в двух 
произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между 
философом" иудеем и христианином". Они находятся в 
тесной зависимости с его теологией. Основной принцип 
этической концепции Абеляра - утверждение полной 
моральной ответственности человека за свои поступки - как 
добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - 
продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии, 
подчеркивание субъективной роли человека в познании. 
Деятельность человека определяется его намерениями. Сам 
по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. 
Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, 
который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр 
полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не 
совершали никаких греховных действий, так как эти 
действия не находились в противоречии с их убеждениями. 
Не были греховны и античные философы, хотя и не 
являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в 
соответствии со своими высокими моральными принципами. 
Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной 
миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех 
Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был 
примером высокой морали, которой должно следовать все 
человечество. Абеляр полагал, что человечество 
унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь 
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, 
божественная благодать нужна человеку не для 
осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их 
осуществление. Все это противоречило распространенным 
тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским 
собором (1140) как ересь.

  Обратно в раздел