Тараторин В. История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 2. АНТИЧНЫЙ МИР

10. ГЛАДИАТОРЫ

Гладиаторские игры - пожалуй, самое чудовищное порождение нравов
римского общества. Римляне заставляли военнопленных или преступников
убивать друг друга на арене и, наблюдая за этим, испытывали искреннее
удовольствие. Однако, вместе с тем, гладиаторские поединки можно назвать
искусством - искусством фехтования.
Хотя мы и знаем о том, как организовывались и проводились гладиаторс-
кие игры, знакомы с наиболее интересными моментами их истории, с воору-
жением и некоторыми типами гладиаторов, но абсолютно не имеем сведений о
технике и приемах, использовавшихся в таких боях, не знаем о правилах,
которыми пользовались гладиаторы тех или иных типов, не знаем методов
обучения бойцов: как были устроены механизмы и чучела, предназначенные
для тренировок гладиаторов.
Кое-какие сведения о чучелах есть у Вегеция; правда, речь у него идет
об обучении легионеров, но известно, что те же методы использовались в
гладиаторских школах.
"Каждый отдельный новобранец должен был вбить для себя в землю от-
дельное деревянное чучело, так, чтобы оно не качалось и имело шесть фу-
тов в высоту. Против этого чучела, как бы против своего настоящего вра-
га, упражняется новобранец со своим "плетнем" и с дубиной, как будто с
мечом и щитом; он то старается поразить его в голову и лицо, то грозит
его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему под коленки,
отступает, наскакивает, бросается на него, как на настоящего врага; так
он проделывает на этом чучеле все виды нападения, все искусство военных
действий" (3).
Этим информация и исчерпывается. Авторы фильмов "Спартак" и "Варрава"
сделали попытку показать способы обучения гладиаторов на экране, но вряд
ли их можно назвать удачными. Есть откровенные выдумки. Так что нам ос-
тается только догадываться и предполагать, основываясь на случайных за-
писях, подобных той, что оставил Валерий Флакк (Максимус):
"Рутилий, призвав гладиаторов из школы Аврелия Скавра, усердно учил
этих гладиаторов нападать на противника и защищаться от него. Он прида-
вал смелость, ловкость и решительность и этим увеличил значение и силу
нанесенного противнику у дара, требуя, однако, в то же время, чтобы удар
наносили с расчетом и осторожностью" (128).
Но технические приемы не рассматриваются и здесь.
В данной работе мы не будем рассказывать историю возникновения глади-
аторских игр, нового по этой теме сообщить нечего. Интересующемуся чита-
телю можно рекомендовать прочесть соответствующие * издания.
Можно с уверенностью сказать, что в гладиаторских поединках античное
фехтование на самых разных видах оружия получило наивысшее развитие.
Характерной чертой снаряжения почти всех типов гладиаторов являлось
то, что во время поединков у них оставались незащищенными жизненно важ-
ные органы: сердце, легкие и печень. Тяжеловооруженным обычно закрывали
руку (иногда обе), ногу (или обе), и голову - шлемом с личиной или без
нее. Рука, державшая меч, была защищена от кисти до плеча. Это позволяло
сражающемуся активно наносить и принимать удары мечом. Отсутствие доспе-
ха, закрывающего торс, способствовало быстрым телодвижениям: уклонам,
прыжкам, бегу, поворотам... В условиях парных поединков бойцы могли про-
водить сложные наступательные и оборонительные комбинации со множеством
ложных движений и обманных ударов. Во время поединка широко использовали
всевозможные удары руками, ногами и головой, захваты борцовского харак-
тера - как дополнительное средство для достижения победы.
* ХефлннгГ. Римляне. Рабы. Радиаторы. М., 1992; Тарноискии В. Гладиа-
торы. М.. 1989.
В Помпеях, на рельефе надгробного памятника Умбрицию Скавру, изобра-
жены некоторые виды гладиаторских поединков. Можно хорошо рассмотреть
шлем одного из них, левая глазница которого закрыта заплатой с мелкими
отверстиями, видимо, это сделано специально для ограничения поля зрения.
Можно сделать вывод, что андабаты - "бьющиеся вслепую бойцы" (верхом или
пешими) в свою очередь делились на подтипы.
(Хотя есть и другой вариант объяснения: возможно, эта заплатка служи-
ла для коррекции зрения. Известно, что при взгляде через сеть мелких от-
верстий создается иллюзия увеличения остроты зрения.)
Сейчас, конечно, не удастся перечислить все разнообразие типов глади-
аторов. Публике нужны были новые и новые развлечения и, чтобы насытить
ее потребности, приходилось выдумывать новые виды оружия и стили.
Способности гладиаторов, их фехтовальные достижения почти не выходили
за пределы арены. В армии они не прижились или использовались очень ог-
раниченно. Римляне не сочли нужным что-то менять в своей отлаженной во-
енной машине. Оно и понятно: изменив манеру фехтования легионера и дав
ему, например, защитный наруч по гладиаторскому образцу, пришлось бы ме-
нять всю когортную тактику и вооружение. Для нового способа фехтования
воину понадобилось бы большее пространство, чтобы развернуться для уда-
ров, что немыслимо в тесноте когорты. Соответственно, скутум стал бы
слишком обременителен, его пришлось бы заменить более легким вариантом
щита меньшего размера, что в свою очередь повлекло бы за собой необходи-
мость защитить ногу или обе поножами. Реорганизация потребовала бы ог-
ромных затрат на переобучение и перевооружение легионов, и неизвестно,
стоила ли она их, ведь Рим и так одерживал в войнах победу за победой.
Все же, способностям гладиаторов нашлось применение, и вне арены их
услугами пользовались: нанимали телохранителями, учителями для индивиду-
ального обучения фехтованию, и, возможно, в качестве наемных убийц. Из-
вестно, что Гай Калигула (в римской истории два императора имели прист-
растие к личному участию в поединках: Калигула (3741 гг.) и Коммод
(180-182 гг.) поставил нескольких гладиаторов-фракийцев (тип бойцов, а
не национальность) начальниками над германскими телохранителями.
У многих современных читателей слово "гладиатор" в первую очередь ас-
социируется с именем Спартака. Часто восстание, которое он начал и возг-
лавил в 73 году до н.э., называют "гладиаторским". Но в армии восставших
рабов гладиаторы составляли лишь "каплю в море". Из двух сотен человек,
поднявших бунт в Капуе, только семидесяти удалось вырваться на свободу,
остальные были перебиты. Разумеется, эти бойцы получили в войсках Спар-
така командирские и инструкторские посты.
Чем же объяснить множество громких побед, одержанных восставшими над
знаменитыми римскими легионами? Ответ довольно прост. Дело в том, что
восстание произошло в очень трудный для Рима период. Все боеспособные
части Республики находились за пределами Италии. Квинт Метелл и Гней
Помпей воевали в Испании с Серторием. Марк Лукулл сражался во Фракии, а
Луций Лукулл вел тяжелую войну в Малой Азии с Митридатом. Консулы Гел-
лий, Лентул и пропретор Аррий, выставленные сенатом против Спартака, ма-
ло того, что сами не обладали качествами хороших полководцев, к тому же
под своим началом имели, главным образом, лишь наспех сформированное
ополчение из римских граждан, слабо обученных и не умеющих воевать. Кро-
ме того, восставших рабов было втрое больше, чем правительственных
войск.
Конечно, не стоит умалять талант Спартака как организатора и полко-
водца, но и его способности не помогли бы выстоять против хорошо обучен-
ных легионов. Это подтверждается тем, что, в конце концов, он потерпел
поражение у города Пестум от Красса, сумевшего навести порядок и до-
биться дисциплины в импровизированном войске, оказавшемся в распоряжении
Рима еще до того, как на помощи ему прибыли вызванные из Испании легионы
Помпея.
В заключении остается сказать, что окончательно гладиаторские игры
были запрещены в 399 году императором Гонорием.