Стюард К., Уилкинсон М. Ораторское искусство (притворись его знатоком)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

Одна из прелестей выступления на людях состоит в том, что можно ввязаться в это дело, не тратя времени на освоение специальной терминологии. Это соображение может вызвать легкое разочарование у профессионального оратора, который по недосмотру потратил на это много сил. И для тех, и для других ниже приводится краткое толкование некоторых наиболее ходовых терминов.

Аудио- и видеоматериалы - термин используется фактически в любой ситуации и применительно ко всему, что можно продемонстрировать, помимо блестящих ораторских способностей.

Видеоматериалы - средства, которые можно использовать для оживления серенькой невыразительной речи или презентации. Истинные знатоки понимают, что никакой связи между тем, что показывается на экране и тем, что сообщается залу, не требуется.

Карточки-шпаргалки - способ подсказать себе, о чем вы хотели сообщить; но не обязательно в том порядке, в каком это надо делать. Порядок изложения можно установить с помощью нехитрой техники нумерации ваших карточек или скрепления их вместе на сборном кольце типа "брелок".

Место действия - любое место, где вам предстоит выступать, от пятизвездочного отеля на Канарских островах до провинциального клуба. Опытные мастера соглашаются выступать с речью только в тех местах, которые служат упрочению их репутации, - например, в парламенте или на телестудии, или же там, где предусмотрена оплата, или, наконец, там, где можно поваляться на пляже за чужой счет.

Ораторское место - обычная сцена, оборудованная дополнительными конструкциями и электрическими кабелями, в которых можно запутаться. Назначение всего этого - служить задником для выступления оратора, что не всегда становится очевидным публике. Тем не менее нагромождение этих конструкций обеспечивает работой декораторов и создает множество потенциальных ловушек для оратора.

Плевки - обычные пластиковые листки, которые сворачиваются по краям, когда вы пытаетесь втиснуть юс в диапроектор. Еще их называют "проекционным материалом", чтобы сбить с толку непосвященных.

Подача - не имеет ничего общего с подачей мяча в спорте, хотя эффект в чем-то схожий. Как известно всякому, содержание - ничто, а умение подать - все.

Проектор - называйте его диапроектором, если хотите быть воспринятым всерьез. Видимо, эта техника была изобретена кем-то, затаившим злобу на все человечество: в них имеется некое устройство, вызывающее взрыв лампочки при попытке вставить третью пленку. Это все вполне отвечает вашим стратегическим целям, поскольку:
а) вас больше никогда не попросят использовать эту аппаратуру, и
б) ваш пример заставит других поверить, что у них-то это обязательно получится лучше. Пусть попробуют - и точно так же сядут в лужу. Можете не сомневаться.

Структура - имеется в виду не та вышеописанная конструкция, на фоне которой происходит судьбоносное событие, а порядок построения вашего выступления. Говорят, что речь должна иметь начало, середину и конец. Если кто-то настаивает на этом положении, напомните, что Рональд Рейган вполне мог обходиться без этого, - стало быть, и вы можете.

Текст - телесуфлер бедняка. Многие школьники умеют вызывать зевоту, даже читая вслух "Кама-сутру", Многие ораторы умеют делать то же самое с текстами выступления.

Телесуфлер - устройство, которое позволяет проецировать ваш текст на нечто вроде пуленепробиваемого экранчика. Очень многие выступающие желали бы, чтобы этот экран и в самом деле был пуленепробиваемым.

Трибуна - подставка для вашего текста. Некоторые трибуны приспособлены для телесуфлера. На них текст вы уже не положите, поскольку он будет проваливаться в дырку посередине.

Экран - предмет, необходимый для проецирования слайдов. Попытка собрать переносной экран может оказаться успешной только у того, кто собирал Эйфелеву башню. Те, кому доводилось видеть, как пятеро взрослых людей сражаются с этим оборудованием, могут подтвердить, что это - не преувеличение. Не давайте вовлечь себя в решение практических задач по воздвижению переносного экрана. Однако роль руководителя вполне приемлема.