Анаксимен

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Анаксимен (ок. 588-525 до Р.Х.) - древнегреческий 
философ, представитель Милетской школы. В отличие от 
двух других представителей Милетской школы - Фалеса и 
Анаксимандра - Анаксимен в качестве первовещества 
окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это 
воззрение Симпликий: "Анаксимен, бывший другом 
Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, 
лежащая в основе всего, едина и бесконечна, но вопреки ему, 
признает ее не определенной, но качественно определенной, 
ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по 
степени разрежения и уплотнения, соответственно 
веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем, 
сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом 
камнями, прочее же возникает из них. И он также признает 
вечное движение, вследствие чего происходит изменение" 
[Мако-вельский А.0. Досократики]. "Воздух" Анаксимена не 
просто подобен обычному воздуху. Это первовещество 
больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения 
Анаксимена переплетаются с мифологическими 
представлениями о душе, как некотором начале, которое 
пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - 
говорит он, -будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание 
и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея 
пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху, 
выступающему началом всего сущего.
Космологические взгляды Анаксимена состоят в 
утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и 
планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и 
планеты движутся под воздействием космического ветра. 
Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим 
явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти 
явления различными причинами на основе присутствия 
воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из 
воздуха.


 

Содержание  Обратно в раздел