Содержание книги

АНГЛИЙСКАЯ ТЕОЛОГИЯ В XIX ВЕКЕ


В развитии теологии в Англии в XIX веке определяющими яв- ляются, прежде всего, три фактора: высокоцерковное Оксфордское движение, местная философская традиция с характерным синтезом платонизма и христианства, а также приобретающий все большее влияние критический взгляд на историю. 323 Оксфордское движение зародилось в кругу богословов Оксфор- да. Среди них был Джон КИБЛ (Keble, 1792-1866), который в своей известной проповеди о «национальном отпадении» (1833 г.) подверг жесткой критике либеральную политику парламента, позволявшего себе вмешиваться в дела церкви и своей преданностью идеалу секуляризированного государства, угрожавшего независимости церкви. Эта проповедь Кибла считается отправной точкой Оксфордского движения. К наиболее видным его представителям, кроме Кибла, также принадлежали ЭДВАРД ПЬЮЗИ (Pusey; 1800- 1882) и Джон ГЕНРИ НЬЮМЕН (Newman; 1801-1890). Последний издавал памфлеты «Tracts for the Time» (с 1833 года), посвященные положениям высокоцерковной программы, в которых иногда отчетливо проступают прокатолические тенденции. Подчеркивалась апостольская преемственность как основание священнослужения. Понимание Таинств и церкви также развивалось под сильным влиянием католических образцов. В трактате № 90 (издан в 1841 году) Ньюмен пытается доказать, что 39 артикулов можно истолковать таким образом, чтобы они соответствовали решениям Тридентского Собора. Первоначально Оксфордское движение стремилось подчеркнуть католический аспект англиканской церкви и таким образом добиться обновления в своей церкви, но Ньюмен, а вслед за ним и другие теологи, сделали из своей точки зрения выводы, побудившие их перейти в католическую церковь (Ньюмен — в 1845 году). Однако движение продолжалось и со временем стало более англиканским по своему характеру, оказав определяющее влияние на богословие и церковную жизнь в Англии в современный период. Одной из его отличительных черт является традиционализм. Богословская про- грамма включает возвращение к теологии ранней церкви и к клас- сической англиканской теологии XVI-XVII веков. По этой причине изучение трудов отцов церкви заняло центральное место в английс- ком богословии. По инициативе приверженцев высокой церкви была проделана большая издательская работа (среди прочего «Library of Anglo-Catholic Theology», 88 томов, 1841-1866 гг.). Поэт и философ СТ. КОЛЬРИДЖ (Coleridge; 1772-1834), несмотря на фрагментарность его философского и богословского наследия, оказал большое влияние на английскую теологию. Под влиянием немецкого романтизма и идеализма, а также английской платони- ческой традиции (Кембриджские платоники XVII-XVIII веков) он выступил против деизма и создал синтез теологии и философии. Религиозное составляет для него духовную, мистическую реаль- ность, в которую разум может проникать все глубже и глубже, 324 благодаря своей сопричастности божественной природе. Представ- ляется, что Кольридж колеблется между пантеистическими и бо- лее ортодоксальными воззрениями. Размышляя о пограничных вопросах между философией и теологией, он расширяет горизонты теологии и создает альтернативу негативному отношению деизма и утилитаризма к христианству. Под влиянием Кольриджа и прочих ФРЕДЕРИК ДЕНИСОН МОРИС (Maurice; 1805-1872) продолжил платоновское направление в анг- лийской теологии. Его богословские взгляды можно назвать «хрис- тианизированным платонизмом», в центре которого находится со- единение божественного и высшего человеческого, явленное во Христе, «Сыне Божием и Сыне Человеческом». Это соединение основывается на любви Божией, а также выражается в обитающем в каждом человеке Логосе, являющемся источником продолжаю- щегося откровения, которое достигает совершенства во Христе. Морис истолковывает «вечность» (вечную жизнь, вечное наказа- ние) не во временных, а в качественных категориях. Это вызвало сильное противодействие и привело к тому, что Морис был смещен с поста профессора в Оксфорде. Морис является представителем христианского идеализма, не отрицающего историческую истину христианства, но прежде всего взывающего к сердцу и к высшему в человеке. Посредством влияния Кольриджа в английскую теологию про- никает историко-критическое отношение к Библии, распростра- ненное в Германии. Он советует изучать Библию как обычную книгу. Сначала такие тенденции вызывали сопротивление как среди сторонников высокой церкви, так и в евангелическом лагере, но постепенно положение историко-критического подхода укрепилось. Новые теории эволюции, изложенные Чарльзом Дарвином («О происхождении видов», 1859 г.) и Гербертом Спенсером, также сыграли в этом свою роль, хотя в течение длительного времени они вызывали ожесточенное сопротивление в области теологии. Проявлением либеральных идей был изданный в 1860 году сбор- ник «Essays and Reviews», в котором среди прочего отстаивалось право на свободу исследований в области богословия и высказыва- лось требование историко-критического подхода к Библии. Еще большее значение в этом отношении имел сборник «Lux Mundi» (1889 г.). Он не исходил из либеральных кругов, но был опреде- ленным выражением того факта, что даже в высокоцерковных анг- ликанских кругах принимали историко-критический подход как 325 необходимую предпосылку теологии. Цель этого собрания эссе состояла в том, чтобы «привести христианское исповедание веры в правильное соотношение с современным развитием наших ес- тественнонаучных, исторических и критических взглядов и с со- временными политическими и этическими проблемами». Издателем «Lux Mundi» был ЧАРЛЬЗ ГОР (Gore; 1853-1932), представитель англиканской высокой церкви, стремившийся соединить ее принципы авторитета с принятием научных норм в теологии. Среди прочего, Гор проводил эту точку зрения в цикле лекций о воплощении. Не в последнюю очередь благодаря его влиянию, центром англиканского богословия стало воплощение, в отличие, например, от евангелического подхода, в котором центром христианства считается примирение. Для Гора характерно учение о ке-носисе: Христос при воплощении отказался от Своих божествен- ных качеств и подчинился человеческим ограничениям. Существует определенная связь между этой идеей и попыткой Гора соединить божественный авторитет Писания с критическим взглядом на Библию. Благодаря влиянию Чарльза Гора, высокая церковь стала развиваться в новом, более модернистском направлении, и он стал лидером течения, которое обычно называют либеральной высоко-церковностью.

 

Содержание  Обратно в раздел