Ансельм Кентерберийский

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Ансельм (1033-1109) - крупнейший представитель 
ранней схоластики. С 1093 г. он - архиепископ 
Кентерберийский. Им написаны трактаты "Монолог" (1076), 
"Прибавление к рассуждениям" (1077-78), "Диалог о 
грамматике", "Почему Бог является человеком" (1094-98) и 
др. Еще при жизни Ансельма называли "вторым Августином" 
за его авторитет как мыслителя.
Основную проблему христианской философии - 
соотношение веры к разума - Ансельм решает в духе 
Августина, превознося веру за счет разума. Он говорил, что 
вера - предпосылка знания: он размышляет не для того, 
чтобы верить, а верит, чтобы понимать, разуметь. Сначала 
вера, а потом диалектическое искусство разумения, 
рассуждения, которые предопределены верой. Т.е. разум, 
согласно Ансельму, существует для того, чтобы оправдать 
веру своими рациональными средствами.
Посредством рационалистических рассуждений 
Ансельм стремился обосновать доказательство бытия Бога, а 
также такие догматы церкви, как идею творения мира из 
ничего, бессмертие и свободу души и другие вероисповедные 
формулы.
Во всех своих доказательствах Ансельм исходил из 
основных положений реализма, утверждавшего 
существование общего до вещей. Это положение было 
сформулировано еще Платоном и в дальнейшем развито 
неоплатонизмом и некоторыми представителями патристики, 
в частности Августином. Ансельм стоял на позициях так 
называемого крайнего реализма, считавшего, что общее - это 
нечто объективное, первичное и существует до и вне вещей, а 
единичные вещи - это производное общего. На позициях 
крайнего реализма стояли Эриугена, развивший 
пантеистическую концепцию на основе неоплатонизма, а 
также Августин. Позиция Августина была дальше 
разработана Ансельмом.
Реализм понятий - необходимая часть всей 
христианской философии и теологии, с его помощью религия 
обосновывала основные вероисповедные догматы 
христианского вероучения. Так, первородный грех Адама мог 
быть передан на все человечество только потому, что в 
Адаме заключалась сущностная общность человеческого 
рода. Также и догмат Троицы содержал утверждение о 
существовании божественной сущности, которая 
одновременно выражается в трех лицах: Бога-отца, Бога-
сына, Бога-святого духа.
Крайний реализм понятий привлекается Ансельмом 
для доказательства бытия Бога, которое состояло в 
следующем рассуждении: поскольку понятие Бога 
предполагает идею божественного совершенства, то значит 
Бог должен обладать свойством существования, так как в 
противном случае это понятие не мыслилось бы как понятие 
"Бог". Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ничего 
мыслить, значит Бог существует. Такое рационалистическое 
рассуждение - от понятия Бога и его совершенства к его 
существованию - имело под собой основания лишь в 
пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство 
бытия Бога называется онтологическим и было впоследствии 
опровергнуто Кантом, который показал, что существование 
не является предикатом, так как идея некоторого существа, 
которое имеет свои предикаты как совершенные, не может 
быть идеей существа, у которого одним из атрибутов 
является существование.
Против онтологического доказательства Бога 
выступал один из современников Ансельма - монах Гуанило, 
который показал, что ход рассуждений от понятия к 
существованию ошибочен, так как в этом случае можно 
доказать существование любой выдумки. Например, можно 
обосновать существование самого прекрасного острова на 
свете, если существование выводить из его совершенства.


 

Содержание  Обратно в раздел