Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

§ 1. Классификация налогов

Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество и степень действенности мер фискального регулирования.

Как же финансовая наука разрабатывала непростой вопрос классификации налогов? Структура, в которую можно уместить все виды налогов состоит из прямых и косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев.

Перелагасмость. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов***.

*** См. § 5. “Переложение налогов”

Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом получилось, что поземельный налог — это прямой налог, остальные налоги — косвенные. Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги.

Как мы уже отмечали, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — это тот налог, который по мнению законодателя должен лечь на налогоплательщика, косвенный — тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Такое же толкование мы находим и у А. Вагнера.

Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII-XIX вв.

Способ обложения и взимания. Когда изменились взгляды на процесс переложения налогов и пришлось констатировать, что многие так называемые прямые налоги перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным.

Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое (в особенности во французском законодательстве и во французской литературе) разграничение их по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым, спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т. д.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов.

Этот критерий деления налогов был подвергнут критике за то, что “в старую терминологию было внесено совершенно несоответствующее ей новое содержание. Почему обложение на основании постоянных признаков именуется прямым, едва ли кто-нибудь сумеет объяснить. Но не лучше и название прямых налогов “кадастровыми”, косвенных - “тарифными”. Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга (например: промысловый налог), а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра (подоходный)”***.

Платежеспособность. В поисках лучшей классификации наука называла прямыми налогами обложение имущества, косвенными — обложение поступков, различала налоги на производство и налоги на потребление, или характеризовала прямые в качестве обложения средней налогоспособности, в отличие от косвенных как индивидуализирующего элемента, примыкающего к отдельным актам потребления, сбережения, приобретения. И наконец, обложение определенного источника было отнесено к прямым налогам, обложение на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. В соответствии с этой посылкой все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.

Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов. Обложение расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категориям прямых, а налоги на расход, т. е. на предметы потребления в широком смысле слова - к категории косвенных налогов. Такое деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением.

Долгое время финансовая наука выделяла в самостоятельную группу налоги на обращение, которые в соответствии с подоходно-расходным принципом были отнесены к разряду прямых налогов. “Многочисленнейшие налоги на обращение, падающие на переходящее безвозмездно имущество после смерти или в виде дара, возмездно в виде продаваемого, как недвижимого, так и движимого имущества, в виде выпускаемых и сбываемых ценных бумаг (эмиссионный налог), в виде переходящих в пользование, в кредит ценностей (налог на ипотеки, векселя и др. долговые обязательства) - все это отдельные виды поимущественного обложения. Таким образом, мы имеем лишь два главных деления налогов: прямые — это налоги подоходно-поимущественные, в состав которых входят и все налоги на обращение, и косвенные налоги — на потребление в широком смысле слова”***.

*** Цит. по: Кулишер И.М. Очерки финансовой науки, Петроград, с. 123—124.

В бюджетах развитых стран эти налоги действительно относились к разряду прямых, хотя в науке этот вопрос носил дискуссионный характер ввиду неоднородности свойств налогов, которые входили в состав налогов на обращение.

Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX в.

В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 г.

Классификация налогов и современность. Итак, вопрос о классификации налогов оказался сложным, дискуссионным. Несмотря на то, что были найдены критерии деления налогов на прямые и косвенные, финансовая наука признавала их условными. Часть ученых считала эту проблему даже неразрешимой.

Несовершенство классификации налогов повело финансовую науку и практику по пути сокращения количества налогов, введения новых налогов. Необходимо отметить прежде всего значение введения в 20-е гг. XX в. налога с оборота (налога на оборот), благодаря которому отказались от акцизов на товары массового спроса, за что налог с оборота был назван универсальным акцизом. Был ликвидирован промысловый налог, который трансформировался в соответствии с его конструкцией в налог на прибыль и налог с оборота. Был унифицирован с учетом мировой практики подоходный налог, который по своей конструкции имел значительные различия по странам.

В результате преобразований форм налогообложения в 90-е гг. оно значительно упрощено и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения налогов в бюджете на прямые и косвенные, хотя по традиции в научной и учебной литературе используется эта классификация. Простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога. Разделение единого бюджета на соответствующие уровни (федеральный, региональный, местный) в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням: федеральные, региональные и местные налоги.

*** Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки, 1924, с. 122.

В реформированной с учетом мировой практики налоговой системе Российской Федерации налоги впервые разделены натри вида: 1 ) федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы от страховой деятельности, подоходный налог и т. д.); 2) налоги республик в составе Российской Федерации, и налоги краев, областей, автономных округов (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем); 3) местные налоги (налог на имущество с физических лиц, земельный налог и т. д.).