Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава X. РЕЛИГИЯ

12. Протокол одного собрания арвальских братьев (между 218 и 224 г. по Р. X.) *

На четвертый день после июньских календ в лесу Dea Dia [1] Алфений Авициан, промагистр [2], заклал у алтаря, в качестве очистительной жертвы, двух свиней, имевших поросят, и телку, затем, вернувшись из tetrastylum, он сел в кресло, после чего, вернувшись к алтарю, он положил на него внутренности свиньи. Он же положил в цирке внутренности телки на маленькую серебряную печь, обложенную дерном. После чего он снова вернулся в тетрастиль и, записав все это в протокол, снял с себя претексту и вернулся в свою палатку.

После полудня арвальские братья надели свои претексты, собрались в тетрастиле, сели на свои места, подписали протокол обряда и съели свиней и кровь. Затем, одетые в претексты с терновым венцом и покрывалом на голове, они пошли в лес, где под руководством Алфения Авициана, промагистра, заклали жирную овцу и исследовали ее внутренности После этого принесли в жертву ладан и вино. Потом, вернувшись в храм, они совершили на столе возлияние из урн, а перед храмом промагистр и фламин — другое возлияние на Траву. По возвращении к алтарю между ними были распределены деньги [3]; фламин и промагистр, несшие сосуды, полные вина, и кадильницы, принесли в жертву вино и ладан и встали перед дверью. Два брата вышли с общественными рабами за хлебами; по возвращении и тот и другой переложили хлеба из правой руки в левую, потом из левой в правую и отдали их общественным рабам. Вслед за тем они вошли в храм, где благословили урны и, раскрыв двери, простерлись у входа, потом сели в мраморные кресла и распределили между собой хлеба, украшенные лавром. Тогда они получили репу и lumenulia (овощи) и, обрызгав благовониями богинь,

__________

* Жреческая коллегия из 12 человек.

[1] Этот лес находился приблизительно в семи километрах о г Рима на Кампанской Дороге. Здесь было открыто множество документов, относящихся к деятельности арвальских братьев.

[2] Promagister — товарищ председателя коллегии арвальских братьев, их магистром часто был властвующий император.

[3] Каждый арвальский брат получал за участие в церемонии вознаграждение в 100 денариев.

358

заперли храм, из которого вышли все посторонние. Запершиеся в храме жрецы подняли до пояса претексты, взяли богослужебные книги и стали плясать, распевая:

Enos Lases juvate (три раза).

Neve luae rue, Marma, sins incurrere in pleores (три раза).

Satur fu fere Mars. Limen sali. Sta. Berber (трижды).

Semunis alternei advocapt conctos (трижды).

Enos, Marmor, juvato (три раза).

Triumpe (5 раз) [1].

После пляски по данному знаку вошли общественные рабы и взяли книги.

(Wilmanns, Exempla inscript. latinar., 1879).
__________

[1] Этот древний гимн уже был непонятен в эпоху империи. По догадкам ученых, его следует перевести так: «Лары, придите к ним на помощь. Марс, не дай напасть на толпу смерти и разорению. Насыться, жестокий Марс. Ты (обращаясь к одному из братьев) вскочи на порог. Стой! Бей порог. Вы, а потом вы, призывайте всех демонов (обоготворенных покойников или же сельские божества). Ты же, Марс, приди к нам на помощь. Скачите!»