Творческие портреты композиторов. Популярный справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Н

НУРЫМОВ Чары (р. 23 IV 1940, с. Тазе гуйч Байрамалийского р-на Турки.
ССР)
Ч. Нурымов принадлежит к талантливому поколению туркменских
композиторов, влившемуся в художественную жизнь республики в начале 60-х гг.
и обозначившему впечатляющий взлет национальной композиторской школы.
Родился Нурымов в маленьком туркменском ауле. Вместе со старшим братом
Дурды (также ставшим известным в республике композитором) Чары с большим
интересом учился в байрамалийской школе-интернате у замечательного педагога-
пианистки О. Кривченко. Затем поступил в республиканское музыкальное
училище, а потом - в Московский музыкально-педагогический институт им.
Гнесиных, где его учителем по композиции стал известный воспитатель многих
композиторских кадров Г. Литинский.
Уже первое значительное произведение Нурымова, созданное в стенах
института, Симфония, стало фактически первым для Туркмении образцом этого
жанра и определило главное направление творческого поиска композитора:
претворение традиций национального музыкального мышления в сложных жанрах
современной инструментальной музыки. Диапазон творчества композитора широк,
однако преобладают сочинения для оркестра: 3 симфонии (1964, 1984, 1989);
симфоническая поэма «Пламя Октября» (1977); увертюры; а также
инструментальные концерты - для трубы (1969), чрезвычайно популярный у
современных исполнителей Концерт для фортепиано с оркестром (1973),
Концерт-поэма для голоса с оркестром (1971). В жанре концерта для оркестра
написаны получившие широкую известность «Текинские фрески» (1970).
Затейливая импульсивная ритмика этого пятичастного инструментального полотна
основана на принципах виртуозного народного исполнительства и на приемах
современной композиторской техники. Особую популярность завоевал
Дестан-концерт № 1 для флейты, гобоя, струнных, фортепиано и ударных (1983),
который своеобразно объединяет стилевые признаки европейского concerto
grosso и композиции в характере традиционного среднеазиатского макомного
жанра. По мысли автора, в этом сочинении раскрываются все этапы
человеческого бытия: «рождение, юность с ее страстями и страданиями, мудрая
зрелость, восхождение на вершины духа и горькое одиночество старости».
Исполняемый во многих городах и странах этот концерт был рекомендован
Международным симпозиумом в МНР для пропаганды радио- и телевизионными
корпорациями стран Азии, входящих в ЮНЕСКО. Работа в этом новом интересном
жанре была продолжена Дестан-концертом № 2 для струнного оркестра.
Среди инструментальных произведений Нурымова выделяются также «Газели»
для гобоя, струнного оркестра, фортепиано и ударных (1975), поэтически
воссоздающие в современной музыке дух старинного жанра восточной поэзии.
Плодотворна работа композитора также в области камерно-инструментальной
музыки. Один из его трех струнных квартетов (Второй) посвящен памяти Индиры
Ганди (1985). Все квартеты Нурымова исполнялись во многих странах мира - в
Италии, Греции, Сирии, Индии. В нюне 1989 г. в Финляндии состоялась премьера
нового сочинения «Энигма» для камерного состава.
Еще одна значительная часть творчества композитора - 3 балета. «Гибель
Суховея» (1967) стал первым туркменским балетом на современную тему. Балет
«Бессмертие» (1972) посвящен подвигам героев Великой Отечественной войны,
«Кугитангская трагедия» (1976) повествует о любви, подавляемой силами
религиозного фанатизма.
Перу композитора принадлежат также песни, очень популярные в
республике, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, сочинения для
оркестра народных инструментов. Еще одно важное направление работы Ч.
Нурымова - музыкальная педагогика. Он преподает композицию и инструментовку
в Туркменском педагогическом институте искусств.
Музыка Нурымова привлекает все большее внимание не только советских, но
и зарубежных слушателей. Об этом свидетельствует успех его сочинений, в
частности, на советско-американском фестивале в США (1988), в программу
которого были включены «Текинские фрески, Газели», Квартет «Памяти Индиры
Ганди». «Газели», по словам рецензентов, «прозвучавшие очень оригинально, ни
на что не похоже», предстали как «попытка синтеза среднеазиатских и западных
стилей, давшая необычный, эффектный и художественно убедительный результат».
Исполнение произведений Нурымова стало «одним из самых ярких событий всей
концертной программы» в Бостоне. /Е. Орлова/

Обратно в раздел культурология