Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная буржуазная «массовая культура» продолжает развиваться интенсивно и экстенсивно, стремясь к глобальному воздействию на культуры стран всего мира. Этой экспансии культуры противостоит демократическая культура, которая все чаще призывает передовых деятелей культуры объединиться, чтобы противостоять все возрастающему агрессивному воздействию «массовой культуры». Трагическое, уродующее воздействие этой культуры на сознание масс, которое проявляется в культе развлечений, росте потребительского сознания, стереотипизации вкусов, возбуждении агрессивных инстинктов, насаждении ложных иллюзий, признается во всем мире.
На Западе, где политика в области культуры и искусства осуществляется на основе законов коммерции, противостоять натиску «массовой культуры» очень трудно. При социолистическом строе эти законы капиталистической экономики не действуют. Однако воздействие «массовой культуры» на социалистическое искусство существует, и его нельзя недооценивать. В особой мере этому воздействию подвергаются развлекательные жанры, где появ-

ляется своя система «звезд», свои эскепистские жанры, свои порой ущербные формы восприятия искусства. Сегодня можно говорить о том, что явления, свойственные «массовой культуре», — тривиализация, культ безудержного развлечения, эскепизм, стереотипизация — проникают и в нашу литературу, киноискусство, изобразительное искусство, и в особенности в сферу легкой музыки. Об этом, в частности, говорилось на VII Всесоюзном съезде композиторов. «Очень часто, — говорил в своем докладе Родион Щедрин, — понятия искусства подменяются чем-то иным, к искусству имеющим весьма отдаленное отношение. Место духовных ценностей занимают поделки. В музыкальной практике пробивает себе дорогу культ безудержного развлекательства, который захватывает в свою круговерть прежде всего молодежь»'.
Хотя за последние годы у нас в стране появились свои поклонники и сторонники «массовой культуры», причем не только в среде молодежи, но и в среде убеленных сединами ученых, учащих молодежь восприя-

220

тию культуры, опасность этой культуры для действительно демократического, действительно гуманистического искусства становится не меньшей, а большей. Это, в частности, связано с тем, что происходит постепенное привыкание, адаптация к «массовой культуре», ее отождествление со всякой демократической и популярной культурой, что приводит к удручающей всеядности вкусов и утрате всяких критериев художественности.
В связи с этим встает вопрос о средствах и способах предотвращения влияния буржуазной «массовой культуры» на социалистическую культуру. Естественно, что никакие запреты или ограничения здесь не помогут. И тем не менее средства противодействия «массовой культуре» существуют. Прежде всего они заключаются в широком просвещении народных масс, в изучении эстетики популярных жанров и освоении демократических традиций, лежащих в их основе. Другой путь преодоления этого влияния заключается в изучении и освоении традиций национального и народного искусства, которые всегда противостоят космополитизму «массовой культуры». Создание популярных форм искусства, основанных на национальных традициях народного искусства, развитие демократического искусства, реалистического по форме и содержанию, создает предпосылки для противодействия влиянию «массовой культуры», для освоения популярных жанров, их внутреннего переосмысления. В этом случае успехи борьбы против влияния «массовой культуры» могут быть более плодотворными.
Борьба двух культур, которая происходит в современном мире, — это борьба за умы и чувства людей. В этой борьбе решаются судьбы культуры. «Антигуманная идеология современного капитализма, — говорится в Программе Коммунистической партии Советского Союза, — наносит все больший ущерб духовному миру людей. Культ индивидуализма, насилия и вседозволенности, злобный антикоммунизм, эксплуатация культуры в качестве наживы ведут к насаждению бездуховности, к моральной деградации... Все более пагубной становится роль буржуазных средств массовой информации, одурманивающих сознание людей в интересах господствующего класса»2.
В этой борьбе большую роль играет искусство критического реализма Запада, которое наследует лучшие, демократические традиции прошлого и широко пропагандирует идеи борьбы за интересы народа и трудящихся. Расцвет многонациональной культуры в СССР и странах социализма показывает пример великой жизненности искусства реализма, основанного на идеях верности действительности, пронизанного верой в человека и счастливое будущее человеческого общества.