Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 4. Динамика народонаселения

4.2. Этнические аспекты рождаемости

Средний уровень естественной рождаемости, т.е. число детей, которое может родить женщина, непрерывно находясь в браке и не принимая каких-либо специальных мер планирования семьи, составляет приблизительно 10 рождений. В случае же нескольких многоплодных родов (к которым некоторые женщины генетически предрасположены) максимум детей у одной женщины может доходить и до 40. Физиологический фактор рождаемости включает также длительность репродуктивного периода. У женщины этот период начинается в 12-17 лет и заканчивается примерно к 45 годам. У мужчин репродуктивный возраст начинается с 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, иногда - гораздо позже (иногда он длится до 90 и более лет). Особых вариаций по этническому и расовому признакам, как показали специальные наблюдения, в репродуктивном возрасте нет. Что же касается предрасположенности к многоплодным родам, то здесь была замечена определенная региональная (а возможно,
122

и расовая) дифференциация. Многоплодные роды особенно часты у народов Тропической Африки, значительна частота таких родов и у населения Южной Азии. В Европе же случаи многоплодных родов встречаются гораздо реже, а в Восточной Азии - совсем редко.
Значительно воздействуют на показатели рождаемости брачно-семейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачными отношениями, возможность разводов или повторных браков, формы брака и типы семьи. Все эти параметры у различных народов весьма не одинаковы, и поэтому брачно-семейные факторы приобретают этнический аспект. Например, у разных этносов в довольно широких пределах колеблется возраст вступления в брак. Во многих странах существуют законы, устанавливающие минимальный брачный возраст: он варьирует от 12 лет в Испании, Греции, ряде стран Латинской Америки и некоторых штатах США до 18 лет в большинстве европейских стран. Однако между установленными законодательными нормами в этой области и преобладающей практикой нет жесткой взаимосвязи. Официально разрешенный в стране весьма низкий брачный возраст еще не означает, что там преобладают очень ранние браки. Так, в пяти государствах Латинской Америки девушкам по закону разрешено вступать в брак с 12 лет и еще в девяти - с 14 лет, в Африке же лишь в пяти странах разрешено выходить замуж до 15 лет. Тем не менее средний фактический возраст вступления в брак в Африке ниже, чем в Латинской Америке: соответственно 18,5 и 20,5 лет. У большинства народов браки заключаются в подавляющем числе случаев позже, чем разрешено по закону, причем для мужчин это характернее, чем для женщин. Возраст вступления в брак у мужчин обычно существенно выше, чем у женщин, а у ряда
123

этносов (австралийских племен, индейцев Южной Америки, народов Индии) очень распространены браки между пожилыми (у австралийцев - даже очень старыми) мужчинами и молодыми девушками. У некоторых народов (например, у мордвы, удмуртов, китайцев, корейцев), наоборот, в прошлом были частыми браки, когда невеста была на 10-15 лет старше жениха.
Возраст вступления в брак довольно сильно влияет на показатель рождаемости. Народам, у которых распространены ранние браки, свойственна более высокая рождаемость. Именно в регионах с максимальной рождаемостью наблюдается самый низкий брачный возраст: в Африке, как уже говорилось, он составляет 18,5 лет. При ранних браках детность увеличивается как за счет удлинения периода, во время которого возможно деторождение, так и за счет большей плодовитости в молодых возрастах. Впрочем, говоря о влиянии брачного возраста на уровень рождаемости, надо отметить, что это влияние существенно у народов, мало практикующих внутрисе-мейное планирование числа детей.
С возрастом вступления в брак довольно тесно сопряжена доля людей, состоящих в браке. У народов, предпочитающих ранние браки, удельный вес женатых и замужних намного выше, чем у народов, для которых более характерны поздние браки. Так, у современных народов Африки и Азии доля состоящих в браке среди людей, имеющих по закону право вступить в брак, колеблется от 95 до почти 100%, в то время как у европейских народов она очень редко превосходит 90%. На величину этого показателя существенное влияние оказывает традиционное отношение того или иного народа к безбрачию. Например, у многих африканских народов к неженатым мужчинам относятся с явным предубеждени-
124

ем. У большинства народов Азии и Африки общественный статус незамужней женщины намного ниже, чем женщины замужней. В противоположность этому европейские народы в целом к безбрачию относятся довольно спокойно.
На показатель рождаемости влияет также возможность разводов и допустимость повторных браков (как после развода, так и после смерти одного из супругов). У большинства народов, живущих родоплеменным строем, разводы очень просты. Отношение к разводу у более развитых народов различно. Существенную роль при этом играет религиозный фактор.
Так, предельно легки разводы (для мужской стороны) у народов, исповедующих ислам. У христиан отношение к разводу гораздо более строгое, особенно это касается деноминации, признающих брак таинством. Католикам вообще запрещено разводиться. Довольно сложна процедура развода у православных, хотя она и стала сейчас несколько легче, чем раньше, когда для развода требовалось разрешение Святейшего Синода, и случаи разводов поэтому были крайне редки. У протестантов разводам церковь не препятствует, хотя отношение к ним неодобрительное. Осуждаются разводы и в иудейской религии.
Впрочем, у христиан, как и у народов, придерживающихся других религий, разводимость растет. Это связано с тем, что значительная часть браков стала в последнее время оформляться гражданскими актами. Так, даже в такой консервативной стране, как Англия (вместе с Уэльсом), в 1989 г. гражданскими органами было оформлено 48% всех бракосочетаний.
На возможность заключения повторных браков религиозная принадлежность наряду с существующими
125

народными традициями также оказывает большое влияние.
У народов, живущих родо-племенным строем, для повторного брака разведенных и вдов каких-либо препятствий обычно не имеется. Нет существенных преград для повторного брака и у мусульманских народов: будущему супругу необходимо лишь выждать два-три месяца после прекращения предыдущего брака, пока он не убедится, что женщина не была беременна. Раньше у мусульман широко бытовал и левират. У современных христианских народов отношение к повторным бракам вдов (а в случае, когда развод разрешен, и к повторным бракам разведенных) вполне терпимое, хотя сохранение вдовой верности покойному мужу ценится весьма высоко. Для раннего же христианства было характерно отрицательное отношение к повторным бракам вдов. У многих буддийских народов (хотя буддизм и не запрещает вступать в новый брак) вдовы и вдовцы часто сознательно остаются одинокими, чтобы лучше подготовиться к загробной жизни. Так, согласно китайским религиозно-этическим нормам, "целомудренные вдовы", как называли сохранивших верность покойным мужьям женщин, считались образцом добродетели. Негативное отношение к бракам вдов характерно для народов, исповедующих индуизм, хотя в Индии еще в 1856 г. колониальными властями был издан закон, разрешающий вдовам вновь выходить замуж. Естественно, что индуистское положение о недоступности повторного замужества вдов оказывает на рождаемость отрицательное воздействие тем более, что у индуистов широко распространены браки, когда муж намного старше жены, в результате молодые вдовы (иногда им всего 15-20 лет) оказываются исключенными из процесса деторождения.
126

Немалое влияние оказывает на рождаемость принятая у народов форма брака. У большинства этносов брак моногамен. Вместе с тем у некоторых народов сохраняется и полигамия. Полигамные браки бывают двух видов: полигамные (когда муж имеет несколько жен) и по-лиандрические (когда у жены несколько мужей).
Полигамные браки распространены, в частности, у народов, исповедующих ислам (арабов, персов и др.). Коран разрешает мусульманину иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. Очень часты полигамные браки у африканских народов, причем не только у мусульманских, но и у придерживающихся местных родо-племенных верований. Раньше полигамные браки встречались также в Индии и Китае. У европейских народов полигамия была изжита еще в средние века. Этому способствовало в первую очередь христианство, практически все направления которого запретили многоженство. Разрешено было многоженство только у одной маргинальной протестантской секты - мормонов, живущих в основном в США в штатах Юта и Айдахо.
Полиандрические браки встречаются редко. Полиандрия подразделяется на братскую (когда мужья являются родными братьями) и небратскую (когда мужья не состоят между собой в кровном родстве). Братская полиандрия была распространена у тибетцев, некоторых гималайских народов (бхотиев, шерпов, ладакхов и др.), а также у ряда дравидоязычных народов Южной Индии (кандхов, тода, бадага, кодагу). Небратская полиандрия практиковалась среди наяров - одной из каст малаяли. Теперь у всех этих народов полиандрических семей почти нет. Полиандрические браки встречались также у некоторых индейских народов Северной Америки, эскимосов, полинезийцев Маркизских островов. По-видимому,
127

полиандрические браки отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщины быстро физически изматываются, здоровье их подрывается.
Определенная связь прослеживается также между уровнем рождаемости и типом семьи. В больших семьях рождаемость обычно выше, чем в малых, поскольку в них родители могут надеяться на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. В малых же семьях часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности. Вместе с тем в больших семьях иногда имеются и факторы, понижающие репродуктивность: например, в них строже, чем в малых семьях, соблюдаются бытующие у многих народов половые ограничения.
Из мировых религий самая аскетичная - буддизм. Как известно, по буддийскому вероучению жизнь считается цепью страданий и правоверный буддист должен подавлять в себе жажду бытия. Последнее, конечно, не может не оказывать влияния и на установки относительно рождаемости. Большинство направлений буддизма поощряют безбрачие, считая его самым верным путем к спасению. У буддистов очень развит также институт монашества, а у ламаистов желтошапочного толка, наиболее распространенного в Тибете и Монголии, от монахов требуется безбрачие, причем доля монахов в Тибете до учиненных в годы "культурной революции" репрессий была очень велика (обычно второй по возрасту сын в семье становился монахом).
Вместе с тем буддизм содержит ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости. Так, в этой религии существует положение об ахимесе - непричинении зла, которое запрещает избавление не только от уже родившегося ребенка (как, впрочем, и от всего
128

живого), но и от плода. Не одобряются в буддизме и другие меры контроля над рождаемостью. Все это, естественно, препятствует ее снижению. В том же направлении действуют и издавна существующие у народов, исповедующих буддизм, традиции многодетности.
Что касается христианства, то разные его положения оказывают противоречивое воздействие на процесс рождаемости. С одной стороны, эта религия призывает верующих увеличивать свое потомство, что, разумеется, положительно влияет на рождаемость. Повышению рождаемости способствует и то, что, согласно христианской морали, единственной целью брака является рождение детей. С другой стороны, для христианства некоторых направлений (прежде всего для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям, что вроде бы не должно поощрять рождаемость. Более того, в некоторых христианских деноминациях определенные группы людей вообще не могут участвовать в деторождении, так как связаны обетом безбрачия. Так, институт обязанного соблюдать безбрачие монашества существует у католиков, православных и представителей других восточных церквей, а целибат для всего духовенства установлен лишь у католиков. Есть и одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта - скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.
Третья мировая религия - ислам - придерживается ярко выраженной пронаталистской позиции. Она призывает как можно больше и как можно скорее множить последователей ислама. Не случайно именно в мусульманских странах в большинстве случаев самая высокая рож-
129

даемость. Каноны ислама не устанавливают женщинам низший возрастной предел для половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может несколько повысить свой статус, лишь будучи матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости у мусульман способствует и их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считается человеком и его уничтожение приравнивается к убийству.
Вместе с тем некоторые положения мусульманского вероучения отрицательно воздействуют на рождаемость (хотя они, конечно, многократно перекрываются факторами, способствующими высокому уровню рождаемости). Так, в мусульманском обществе, как уже говорилось, весьма прост развод (хотя нет и трудностей при заключении повторных браков), разрешено многоженство. Отрицательное воздействие на рождаемость в исламских странах оказывает также существующая в большинстве из них диспропорция полов ("нехватка" женщин).
В то же время, несмотря на пронаталистские положения ислама, во многих странах с преобладанием мусульманского населения активно проводится политика, направленная на ограничение рождаемости. Хотя мусульманское духовенство прагматически относится к этой проблеме, обычно не препятствуя такой политике, население в большинстве случаев весьма скептически настроено к регулированию рождаемости.
Некоторое воздействие на рождаемость оказывают конфуцианство и индуизм.
Конфуцианство, вне всякого сомнения, положительно, хотя и весьма своеобразно, влияло на процесс рождаемости. Прямых призывов к рождаемости в философ-ско-этическом учении Кун-цзы (Конфуция) не содержит-
130

ся. Однако инкорпорированный в конфуцианстве культ предков требует выполнения после смерти отца его сыном определенных обрядов, которые никто другой выполнить не может. При невыполнении же обрядов душе будет очень плохо в загробном мире. Поэтому приверженцы конфуцианства стремятся иметь как можно больше сыновей, чтобы даже в случае смерти нескольких из них было кому совершить требуемый обряд. Естественно, что это положение конфуцианства приводило к существенному повышению рождаемости.
Что касается индуизма, то эта религия влияет на показатель рождаемости очень своеобразно. С одной стороны, в ней много внимания уделяется половым отношениям, содержатся призывы к ранним и всеобщим бракам, что в связи с непопулярностью средств контрацепции способствует высокой рождаемости. Однако упоминавшееся выше отрицательное отношение индуизма к повторному замужеству вдов, естественно, несколько снижает рождаемость.
Установки на высокую рождаемость характерны для многих традиционных племенных верований, особенно связанных с культом предков.
В тех случаях, когда этносы страны исповедуют разные религии, религиозные факторы рождаемости могут приобрести значение фактора этнического. Так, в Сербии подавляющее большинство сербов - православные, второй же по численности народ в этой стране - албанцы - исповедует ислам. Рождаемость среди албанцев намного выше, чем рождаемость у сербов. Правда, повышенная рождаемость среди албанцев обусловлена не только конфессиональной принадлежностью, но и некоторыми другими причинами (более низким образовательным и культурным уровнем и т. д.).
131

В современную эпоху, когда в некоторых странах число верующих сильно сократилось, а религиозные установки в большинстве случаев не имеют юридической силы, религиозные факторы рождаемости перекрываются рядом других факторов.
Так, на уровень рождаемости сильно влияют характерные для народа традиции и обычаи. У подавляющего большинства народов, хотя бы в прошлом, существовала традиция многодетности. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития, в условиях высокой смертности и частых столкновений с соседними общинами, человеческие коллективы были очень заинтересованы в быстром росте своих членов.
В развивающихся же странах традиции и обычаи до сих пор играют довольно видную роль в общественной и семейной жизни. В частности, у большинства народов этих стран прочно сохраняется традиция многодетности. Считается, что многодетность повышает престиж семьи;
мать большого числа детей, особенно сыновей, пользуется особым почетом. Стойкость традиции многодетности связана с бытовавшей прежде почти повсеместно, но и теперь продолжающей сохраняться у многих народов, высокой смертностью детей: родители не без оснований опасаются, что если детей у них мало, они могут их всех лишиться. Традиции многодетности весьма свойственны также земледельческим народам, что связано с широким использованием труда детей в хозяйстве.
Очень сильны традиции многодетности у африканских этносов, прежде всего у земледельческих племен. Это нашло отражение и в религиозном представлении о том, что заключенная в женщине-матери сила плодородия передается земле. У некоторых африканских племен женщины-матери носят специальную одежду, отличаю-
132

щую их от бездетных женщин и подчеркивающую их более высокое социальное положение. Бездетность - самая большая трагедия и позор для африканки. Бесплодная женщина рассматривается как пристанище злых духов, само же бесплодие часто объясняется колдовством. А поскольку бесплодие женщин Африки не редкость, лучшими невестами считаются те, у которых уже есть дети, что служит доказательством их плодовитости. Поэтому многие африканские народы (в первую очередь приверженцы родо-племенных верований) положительно относятся к добрачным половым связям. Более того, у некоторых из них считается, что сексуальные отношения просто необходимы девушкам, достигшим половой зрелости, иначе они быстро "увянут" и станут бесплодными.
Одновременно существуют и обычаи, которые несколько сдерживают рождаемость. Например, у многих народов Тропической Африки женщине запрещено иметь половые отношения с начала беременности до исполнения ее ребенку трех лет. Довольно распространен у разных этносов обычай воздержания от половых связей во время выполнения определенных видов хозяйственной и иной деятельности. Например, женщинам из африканского племени абабуа возбраняется иметь половые отношения в период изготовления глиняного сосуда (с момента поиска материала и до того, как сосуд будет готов). У другого африканского народа - тонга - все мужчины обязаны воздерживаться от половых связей во время войны (в противном случае, согласно поверью, война будет проиграна). Хорошо известно также, что многие религии требуют воздержания в дни некоторых праздников, постов и т.д.
Уровень образования, как и культурный уровень в целом, обычно находится в обратной пропорциональной
133

зависимости к показателям рождаемости. Для получения хорошего образования требуются годы учебы, а во время нее люди, как правило, стараются не заводить детей (не случайно у студентов по сравнению с другими лицами того же возраста пониженная рождаемость). С повышением образовательного и культурного уровня у людей растет круг интересов и они часто не хотят отказываться от привлекательных для них занятий ради рождения еще одного ребенка. К тому же более образованные люди лучше информированы о способах предотвращения беременности и поэтому более эффективно практикуют внутрисемейное планирование рождаемости.
С повышением образования в большинстве стран улучшается и благосостояние людей. В целом уровень благосостояния находится в обратной зависимости от рождаемости, хотя эта связь не абсолютна. Например, в периоды, когда страна переживает кризис и доходы населения сокращаются, падает и рождаемость, и, наоборот, с улучшением материального положения супруги нередко реализуют откладываемое ранее рождение детей. Тем не менее обеспеченные слои имеют меньше детей, чем малоимущие. Кстати, именно семьи из социально продвинутых кругов общества стали первыми практиковать регулирование рождаемости. Потом, правда, рождаемость начала сокращаться (причем даже более интенсивно) и у других групп населения: рабочих, крестьян, мелких служащих. В некоторых развитых странах (например, в США) после резкого падения уровня рождаемости начался ее подъем, причем он был более значительным у обеспеченных и образованных слоев. В результате в XX в. в развитых странах различия в показателях рождаемости у разных социальных групп меньше, чем в XIX в. Однако обратно пропорциональная зависи-
134

мость между рождаемостью и благосостоянием в целом все же сохраняется. Именно в наиболее бедных странах наблюдается самая высокая рождаемость.
На показателях рождаемости сказывается и процесс урбанизации. Для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости, чем для сельского населения. Однако и эта зависимость не абсолютна. В развивающихся странах более высокий уровень рождаемости иногда наблюдается именно в крупных городских агломерациях. Обычно это связывают с сокращением интервалов между рождениями из-за несоблюдения традиционных табу половой жизни (поскольку контроль над рождаемостью там еще не получил широкого распространения).
В результате комплексного воздействия целого ряда факторов и получается дифференциация по уровню рождаемости у разных этносов. Поэтому показатели рождаемости могут различаться даже у этносов, живущих в одной стране. Так, в США рождаемость у индейцев и мексиканцев значительно выше, чем у белых американцев. В России подобное различие наблюдается в рождаемости у этносов Северного Кавказа и русских. В Новой Зеландии из-за неодинаковых коэффициентов рождаемости у англоновозеландцев и маори численность последних растет гораздо быстрее, чем численность первых. У живущих в Израиле арабов показатель рождаемости в два раза выше, чем у евреев. В бывшем СССР эти показатели у тюркских народов превышали показатели рождаемости у славян. Еще более различается рождаемость по крупным регионам мира. Самые высокие коэффициенты рождаемости наблюдаются в Африке и Юго-Восточной Азии, самые низкие - в Европе и России, население которых находится на грани депопуляции.
135