Аристотель

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Аристотель (384-322 до Р.Х.) - величайший 
древнегреческий философ, создавший свое оригинальное 
учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. 
Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец 
Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты 
Ш. В 367 г. до Р.Х., когда Аристотелю было семнадцать лет, 
он уехал в Афины для продолжения образования и поступил 
в платоновскую Академию, став учеником Платона. В 
Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после 
чего переселился в Атарней, а затем - в Метилену. Через 
некоторое время он - воспитатель сына македонского царя 
Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает, 
Александр становится царем, а Аристотель возвращается в 
Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего 
отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, 
так как она находилась на территории гимнасия, 
примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение 
Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому 
школу называли перипатетической (от греческого слова 
"перипатео" - прогуливаюсь). После смерти Александра (323 
г. до Р.Х.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. 
Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему 
было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал 
дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где и умер 
через год в 322 г. до Р.Х.
Дошедшее до нас литературное наследство 
Аристотеля не является полным, кроме того, не все 
дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые 
произведения Аристотеля можно разделить на несколько 
групп: логические труды под названием "Органон", куда 
входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики", 
"Топика", "О софистических опровержениях"; книга о бытии 
"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика", 
"О небе", "О частях животных" и др.; этические произведения 
- "Никомахова этика"; трактат "Политика"; работы по 
риторике и поэтике - "Искусство риторики", "О поэтике". 
Перечень работ Аристотеля свидетельствует об 
энциклопедичности рассматриваемых вопросов.
Еще находясь в стенах платоновской Академии, 
Аристотель расходился с Платоном в своих философских 
воззрениях. В последующем подверг критике платоновскую 
теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего 
развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и 
вещи не имеет под собой рационального значения, так как 
идеи - это просто копии чувственных вещей и тождественны 
им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к 
тому, что это удваивает то, что должно быть объяснено. 
Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при 
помощи идей, т.е., по Аристотелю, следует признать 
причинную зависимость идей и вещей, но Платон отрицает 
какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по 
Платону, - это образцы вещей, но это образное выражение, а 
не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь 
многообразна, она должна иметь в таком случае несколько 
образцов, т.е. несколько идей. Согласно Аристотелю, 
платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время 
оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что 
сущность вещи оторвана от самой вещи.
Аристотель в своих философских рассуждениях 
исходил прежде всего из признания существования 
объективного мира, который материален. Исходя из своей 
критики платоновских "идей", находящихся вне вещей, 
Аристотель попытался создать теорию, согласно которой 
сущность находится в самих вещах.
По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь 
представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" 
понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же 
время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по 
отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего 
состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная 
материя. В качестве примера можно взять медный шар, 
представляющий собой единство меди (вещества) и 
шаровидности (формы). Противоположность "формы" и 
"материи" для Аристотеля относительна. Медь может 
выступать материей по отношению к одному предмету 
(например, шару) и формой по отношению к другому 
предмету (например, физическим элементам). Медь может не 
быть оформленной, но в то же время в потенции она 
содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть 
реализованная возможность материи. Таким образом, у 
Аристотеля происходит соотносительный переход от 
материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к 
высшей "форме", которая является последней и за которой 
уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой 
выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя 
и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, 
взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как 
оформление материи.
Аристотель разработал оригинальное учение о 
четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1) 
материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3) 
производящую; 4) конечную, или цель. Материальная 
причина - это материя, она "обозначает входящий в состав 
вещи материал, из которого, вещи возникают" [Аристотель. 
Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина 
состоит в том, что под воздействием формы материя 
превращается в действительность. Производящая причина - 
это то, что создает вещи. "Так, например, человек, давший 
совет, является причиной того, что делается, и то, что 
изменяет - причина того, что изменяется" [Там же]. Целевую 
причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается 
ради чего-то. "Например, цель гулянья - здоровье". Теория 
причин Аристотеля может быть объяснена примером, 
приводимым им самим:
архитектор строит дом, в этом случае материал - это 
материя, план дома - это форма, архитектор - это 
производящая причина, а законченное здание - это цель.
В вопросе соотношения формы и материи он полагал, 
что материя пассивна и бесформенна, а форма - активна, 
деятельна. Форма, таким образом, превращалась в сущность 
бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало, 
которое предшествует материи, ввиду того, что форма 
деятельна, а материя пассивна.
Проблема формы и материи ввела в философию два 
очень важных понятия - это возможность и 
действительность, которые имели огромное значение для 
последующего развития философии, так как позволили на 
основе их применения решать проблему возникновения, 
которое в этом случае объяснялось конкретными 
особенностями вещи. Эти категории указывали на источник 
движения, рассматриваемый уже не как внешний по 
отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Природа для 
Аристотеля выступала как превращение возможности в 
действительность. Он уподоблял жизнь природы 
человеческой деятельности, указывая, что подобно тому, как 
скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая 
возможности мрамора в реальность, так и в природе 
возможности семени актуализируются в растении.
Аристотель различал "первую" и "последнюю" 
материи. "Первая" материя - это основа всякого бытия, она 
только возможность, которая может выступить любой 
действительностью, но сама не является действительностью, 
она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку 
существования. В отличие от "первой" материи "последняя" 
представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то 
же время действительность, так как эта материя обладает 
определенными признаками и о ней может быть высказано, 
сформулировано понятие. В рассматриваемом ранее примере 
такой "последней" материей является медь, шар.
Рассмотренные выше вопросы о материи, форме, 
причинах охватывают область так называемой первой 
философии как учения о неизменных и неподвижных 
сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы 
рассматриваются Аристотелем в его "Метафизике", 
получившей свое название случайно, в силу того, что в 
собрании Андроника Родосского, составившего список 
произведений Аристотеля, эта работа находилась "после 
физики". Однако слово "метафизика" получило в дальнейшем 
свой, особый смысл - как учение о принципах бытия, не 
раскрываемых физикой, т.е. умозрительных, онтологических 
положениях, из которых выводятся другие философские 
положения. Аристотелем было сделано много ценного и 
важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя 
не отделена резкой границей от первой философии. Физика 
Аристотеля - это не физика в современном понимании, а те 
же общефилософские вопросы, но тесно связанные с 
пониманием природы, т.е. натурфилософия. Конкретные 
физические вопросы рассматриваются Аристотелем в 
трактатах: "Метеорологика", "О возникновении и 
уничтожении" и др.
Важный вклад в философию внесен Аристотелем по 
проблеме понимания движения. Он различает четыре вида 
движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное 
изменение, или превращение свойств; 3) количественное 
изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение 
в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля - 
движение в пространстве, которое выступает условием всех 
остальных видов движения и к которому сводятся все 
остальные виды. Исследуя движение в пространстве как 
таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а 
именно: 1) круговое движение;
2) прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного 
движения с круговым. Из них основными видами движения 
являются круговое и прямолинейное.
С учением Аристотеля о видах движения связано его 
учение о физических элементах природы. Он полагал, как и 
Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня, 
воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется 
сочетанием двух качеств, образующих два класса - активные 
и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого 
(активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) 
и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и 
влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого 
(пассивное).
Кроме перечисленных элементов, существует, по 
Аристотелю, еще пятый - эфир, который заполняет все 
мировое пространство и из которого состоят небесные тела. 
По своей природе он отличается от других четырех 
элементов. Эфир обладает свойством неизменности и 
совершенства.
Для Аристотеля сочетание четырех стихий, или 
элементов, в различных количественных соотношениях 
образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг 
в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля 
выражались текучесть и изменчивость явлений в природе, 
идея всеобщей связи вещей в окружающем нас мире, идея 
взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако эти 
взгляды на природу не были результатом эмпирического 
изучения мира, а являлись натурфилософскими 
положениями, выведенными из философской системы, а 
потому зачастую приводившими к несоответствующим 
действительности выводам. Так, например, если следовать 
Аристотелю, меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет 
свои свойства и принимает свойства большего, и наоборот: 
смешав вино с водой, мы получим воду, если воды больше, и 
вино, если вина больше.
Аристотель выступал против атомистики, считая, что 
неделимых частиц материи не существует так как даже самая 
маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в 
противном случае эти частицы не обладали бы теми 
качествами, которыми обладает все тело.
Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает 
телеология. По Аристотелю, любое явление предполагает 
возможность изменения и цель, к которой стремится это 
изменение. Реализацию, осуществленность данной цели 
Аристотель называет энтелехией, являющейся своего рода 
программой изменения. В живых организмах понятие цели 
Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит 
целесообразные функции души на мир в целом. Для 
Аристотеля телеологичность определяет целесообразный 
характер всего мирового процесса, который направляется к 
единой цели. Целенаправленное движение природы 
осуществляется бессознательно.
Космология Аристотеля была шагом назад по 
отношению к космологии атомистов и пифагорейцев. В 
центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает 
круговые движения, а стремится к центру мира. Тем самым 
он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только 
зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в 
центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную 
форму. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы, 
на них закреплены планеты и небо со звездами. Эта 
космологическая схема впоследствии была разработана 
Птолемеем и принята всеми до открытия Николая 
Коперника.
Большую роль в истории философии сыграло учение о 
познании Аристотеля. Здесь он исходит из положения, что 
независимо от человека существует объективный мир, 
который материален, независим от познающего субъекта. 
Первая стадия познания - чувственное познание посредством 
ощущений, которые являются отражением внешнего мира, 
они - отпечатки форм познаваемых предметов. Хотя 
ощущения представляют собой источник теоретического 
мышления, они дают лишь знание единичного. Результатом 
повторяемости ощущений выступают общие представления. 
Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в 
понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое 
осуществляется посредством теоретической деятельности 
мышления.
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке 
вопросов логики. У него впервые в древнегреческой 
философии мы находим трактаты, специально посвященные 
логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего 
орудием любой науки, посредством которого достигаются 
определенные результаты, логика - это своего рода наука о 
доказательстве, формах мышления, применяемых при 
познании. Аристотель заложил основы логики как науки, 
если понимать в данном случае науку не как особую отрасль 
знания, а как совокупность методологических положений при 
исследовании. Основной метод логики Аристотеля - 
сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при 
которых осуществляются доказательства. Аристотель четко 
сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие 
должно употребляться в одном и том же значении), закон 
противоречия (предложения и суждения не могут быть 
истинными одновременно с их отрицанием), закон 
исключенного третьего (если даны два 
взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях 
истинным может быть только одно).
Большой вклад Аристотель внес в создание теории о 
категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм - это речь, 
"в которой, если нечто предположено, то с необходимостью 
вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что 
положенное есть" [Аристотель. I Аналитика. I, 246]. Из 
положения, что все люди смертны и Сократ -человек, 
вытекает, что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой 
вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель 
признавал и индукцию - вывод от частного к общему. 
Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания 
общего. В логике Аристотеля большое значение имела 
разработка им вопроса об общих принципах доказательства. 
Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство 
осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с 
аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй 
принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют 
формальную правильность выводов.
Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие 
принципы доказательства, правила силлогизма как 
умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал 
определение суждения как формы мышления, разработал 
всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые 
предложил классификацию категорий, которых насчитывал 
десять:
1) сущность - основа всех остальных свойств; 2) 
качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) 
положение; 8) обладание;
9)действие; 10)страдание.
Аристотель - создатель не только логической науки, 
но и психологии, представленной в трактате "О душе", где 
дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, 
по мнению Аристотеля, представляет собой высшую 
деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), 
который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. 
Аристотель делает попытку создать теорию растительной, 
животной и разумной души, лежащей в основе деления -
живых существ на растения, животных и людей.
Органическая часть философского наследия 
Аристотеля - его взгляды по вопросам развития общества и 
государства. Он отвергает проект "идеального государства" 
Платона и предлагает свою теорию государства, основанного 
на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, 
представляет собой лучшую форму сообщества. В этом 
государстве власть должна принадлежать не богатым и 
бедным, а среднему слою рабовладельцев. "В каждом 
государстве мы встречаем три класса граждан: очень 
зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине 
между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, 
умеренность и середина -.наилучшее между двумя 
крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ 
всего лучше" [Политика. I, 9, З]. 
Рабство как явление Аристотель считал 
существующим от природы. Он рассматривал раба 
"говорящим орудием", который принадлежит господину, 
являющемуся "общественным животным".
Аристотель выделял следующие формы государства: 
монархию, аристократию, политик? (это все нормальные 
формы) и тиранию, олигархию, демократию (ненормальные). 
Наиболее совершенной формой государственного устройства 
для Аристотеля представлялась политая. Он стоял за 
устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: 
"Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что 
они представляют большинство, начнут делить между собой 
состояние богатых?" [Там же. Ш, 6, I].
Вместе с тем он считал, что значительное богатство - 
результат противоестественного способа его приобретения, 
который "противен человеческому разуму и 
государственному устройству".
Социально-политические взгляды Аристотеля тесно 
переплетаются с его взглядами на мораль. Полагал, что 
государство, которое он не отделял от общества, должно 
требовать от члена общества добродетельного поведения, без 
чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у 
Аристотеля разделяются на этические, основанные на 
привычке и обычае, и дианоэтические - разумные, 
основанные на рассуждении. Этические добродетели 
деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны 
с поведением. Поэтому этику Аристотель называл 
практической философией. Добродетельный член общества 
стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так 
как нравственность состоит в соблюдении определенной 
меры.
Среди добродетелей Аристотель особо выделяет 
справедливость. Для него справедливость бывает двух видов 
- уравнительная и распределительная. Первый вид 
справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет 
отношение к обмену в соответствии с количеством и 
качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и 
направлен на разделение благ в соответствии с 
достоинствами граждан.
Этику Аристотель характеризует как проповедь 
активной деятельности человека. Он отвергает стремления к 
власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и 
животная, и он называет ее "рабским образом мышления". 
Заслуживающей внимания считает жизнь, которая 
характеризуется как практическая (политическая) или 
теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его 
мнению, не только знать, что такое добродетель, но и 
действовать согласно с нею.
Аристотелю принадлежит значительный вклад в 
античную эстетику. Для него искусство имело 
познавательное значение, и в этом он резко расходился с 
Платоном, который разделял и противопоставлял искусство 
и познание. Искусство, как считает Аристотель, 
воспроизводит действительность, используя при этом все 
возможности творчества. Высшим видом искусства для 
Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса 
очищает человека и облагораживает его чувства.
Творчество Аристотеля в области философии и науки 
считается вершиной античной мысли. Он подвел итог 
развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее 
начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в 
систематизации знаний и выделении ряда научных областей, 
которые в последующем стали отпочковываться в 
самостоятельные направления.

 



 

Содержание  Обратно в раздел