Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 5. Регулирование народонаселения как фактор политики

Проблема регулирования народонаселения имеет давнюю историю. Еще в первобытном обществе применялись аборты, детоубийство и перерывы в брачной жизни, чтобы не допустить роста населения [16].
Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали его, вынуждал к его контролированию путем стимулирования рассредоточения, вплоть до принудительной эмиграции. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения.
Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные, с избытком земли для поддержания оптимальной пропорции между количеством земли, продовольствия и населения предлагалось еще древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Необходимость поддерживать соответствующий баланс
158

между окружающей средой, ресурсами и населением осознавалась как проблема демографической политики и в других странах.
Так, по вопросам регулирования численности населения высказывались выдающиеся греческие мыслители Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Платон предлагал поддерживать ее неизменной, регулируя число браков. При недостатке населения предписывалось составление кратковременных брачных союзов для увеличения числа рождений, при избытке - воздерживаться от деторождения и создавать колонии. Платон полагал, что избегающие женитьбы должны нести и материальное (штрафы) и моральное наказание. Аристотель рекомендовал контролировать возраст вступления в брак и рождения детей, допускал аборты и детоубийства, если необходимо остановить размножение народонаселения.
Некоторые идеи Платона и Аристотеля позднее были воплощены в жизнь императорами Рима, когда появилась потребность стимулировать рост убывающего населения, в основном воздействуя на брачность и рождаемость.
Истоки активной демографической политики восходят к римскому императору Гаю Юлию Цезарю (101-44 гг. до н.э.). Поддерживая многодетных, он распределил общественные земли, не находившиеся в частном владении, между 20 тыс. граждан, имеющих по трое и более детей. Цезарь основывал новые колонии, расселив по заморским территориям около 80 тыс. граждан. При императоре Августе (правил Римом с 27 г. до н.э. по 14г. н.э.) политика как система мероприятий получила законодательное оформление в своде законов "Lex Julia et Papia Poppaea", принятых между 18 г. до н.э. и 9 г. н.э., и
159

включала воздействие на брачность и укрепление семьи, стимулирование рождаемости через привилегии семьям с детьми и т. п. Принуждая граждан репродуктивного возраста к длительному супружеству. Август надеялся получать от семей большее потомство. В годы правления императора Нервы (96-98) учреждается система мер государственной помощи беднейшим семьям с детьми. Император Траян (правил в 98-117 гг.) развил систему семейных пособий, комбинируя натуральную и денежную помощь. В Риме 5 тыс. детей получали хлеб от государства бесплатно (эта раздача хлеба существовала на протяжении всего II в.). Дети из бедных семей получали денежные пособия.
Однако, несмотря на явную пронаталистскую ориентацию политики, ни в Греции и Риме, ни в других государствах рабовладельческой эпохи прерывание беременности запрещено не было. Законы предписывали делать аборт не позже, чем через 40-80 дней от начала беременности. Это вполне соответствует современным рекомендациям об оптимальном сроке для искусственного аборта.
Демографическая политика рабовладельческих государств, направленная на расширенное воспроизводство свободного населения, игнорировавшая интересы и условия жизни "говорящих орудий" - рабов (а они подчас составляли от четверти до половины населения), не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Богатая часть свободного населения не была заинтересована в расширенном воспроизводстве семьи, бедные слои не имели экономических условий для содержания нескольких детей. Что касается воспроизводства рабского населения, то основным источником пополнения рабов были войны, захват пленных. Как правило, купить раба на
160

рынке было дешевле, чем нести расходы по содержанию детей рабов.
Смена рабовладения феодализмом способствовала появлению у крестьян стимулов к большой семье - воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось в основном только взрослое население. Заинтересованы были в увеличении численности крестьян, а следовательно, и в поощрении ранних браков и деторождения и феодалы, чье могущество определялось во многом числом их подданных. Нуждались в увеличении населения и государи. Раздробленные феодальные княжества и государства, не имевшие достаточного населения и собственной армии, не могли противостоять своим соседям и недругам во время нередких войн. Помимо экономических стимулов брак и деторождение поддерживались христианской церковью: она поощряла единобрачие, осуждала аборт, детоубийство и какое-либо регулирование деторождения.
Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими сотни тысяч жизней. Например, "черная смерть", европейская пандемия чумы, в 1347-1353 гг. сократила население местами на 80-90%, а в целом в Европе умерло примерно 25 млн. чел., или 50% населения того времени. Такие потери, безусловно, способствовали формированию теории и политики, ориентированных на поддержку роста (или, как минимум, восстановления) численности населения. Уже в конце XII в. во Франции устанавливаются налоговые скидки и иные привилегии для поощрения рождаемости и иммиграции.
Подобное отношение к численности населения отражено в трудах великих мыслителей раннего средневековья Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, родоначальни-
161

ков утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы и многих других.
Так, теолог и философ Фома Аквинский (1225-1275) полагал, что богатство общества умножается с возрастанием числа лиц физического труда.
Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" (1516) сконструировал общество социального равенства и достатка, базирующееся на сознательном поведении граждан и производительном ремесленном и сельскохозяйственном труде. Мор высказывался в пользу многолюдства, разумного расселения городского и сельского населения, поддержания оптимальной численности городов, регламентации брака и размеров семьи-домохозяйства. Механизм регулирования численности и структуры населения, описанный Мором, опирался прежде всего на миграцию, предполагавшую высокую степень мобильности населения.
С "Утопией" Мора тесно перекликается другая знаменитая социальная фантазия- "Город Солнца" (1602, издана в 1623 г.). Ее автор Томмазо Кампанелла (1568-1639), философ, монах ордена доминиканцев, нарисовал в своей книге утопическую картину гармоничного социального устройства, предполагавшего среди прочего и регулирование воспроизводства населения, причем не только его количества, но и качества. Главные цели политики - обеспечение планомерных зачатий, рождение и воспитание здорового потомства, в чем Кампанелла видел залог будущей общественной гармонии.
Популяционизм (приверженность росту населения) был господствующим направлением демографической теории и политики в период феодализма, но не единственным. Уже к концу XVI в. появляются и противоположные воззрения, предупреждающие об опасностях пе-
162

ренаселения. Предшественником новых концепций стал англичанин У. Холишед, утверждавший в 1577 г., что большое население и многочисленные браки не приносят стране пользы, а, наоборот, осложняют существование людей. Позднее идеи угрозы возможного перенаселения Земли были развиты в работах П. Ралейха, Р. Уоллеса, Д. Таунсенда, Д. Стюарта и др.
Развитие демографической мысли и демографической политики того времени во многом определялось философией меркантилизма, отражавшей интересы зарождавшегося торгового капитала. Меркантилисты (Т. Мен, А. Серра, С. Фортрей и др.) считали, что рост населения ведет к обогащению нации, что цель государственной политики- увеличение населения. Увеличение же населения поддерживает военное могущество, способствует росту притока в казну налогов и пошлин.
В период появления ростков будущего капиталистического строя европейские государства проводили довольно определенную демографическую политику, направленную на поощрение деторождения, запрещение эмиграции и облегчение иммиграции. Эта политика включала: 1) поощрение вступления в брак премиями, введение налогов с холостяков, снижение налогов при раннем вступлении в брак; 2) поощрение плодовитости, освобождение от налогов лиц с большим количеством детей и другие привилегии семьям с детьми; 3) положительное отношение к внебрачной беременности, вплоть до поощрения.
В XVII в. Франция, одна из первых в Европе, начинает проводить политику стимулирования роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма, и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией
163

(1618-1648), а также теряла население из-за значительной эмиграции, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.
Эта политика связана с именем Жана-Батиста Кольбера (1619-1683), министра финансов Франции при дворе Людовика XIV. Популяционистская политика Кольбера была направлена на восстановление матримониальных законов римского императора Августа и, согласно эдикту короля (1666 г.), включала:
- освобождение от налогов на несколько лет лиц, вступивших в брак до 21 года;
- учреждение "касс для невест", "касс для выдачи приданого";
- освобождение от податей тех, кто платил налог при наличии 10 детей, из которых никто не пошел в монахи или священники;
- выплату специальных пособий дворянам (хотя они и так не платили податей) в размере от 1 до 2 тыс. ливров в год при наличии 10 детей, из которых никто не пошел в монахи или священники;
- пособие вполовину этой суммы для буржуа, плативших поголовный налог.
Меры против эмиграции поначалу были не слишком эффективны, поэтому в 1682 и 1685 гг. они были усилены. Капитаны кораблей и купцы за содействие побегу гугенотов облагались штрафом в 3000 ливров. Позднее за это была введена даже смертная казнь.
Прусский монарх Фридрих Вильгельм I стимулировал брачность и рождаемость, предписывая вступать в брак не позже 25 лет. При Фридрихе II в 1746 г. был отменен закон о публичном церковном покаянии за рождение внебрачного ребенка. Эдикт 1765 г. запретил преследовать женщин за рождение детей вне брака. Для них
164

были учреждены общественные родильные дома и госпитали. В германских государствах практиковались по-пуляционистские меры политики, в частности лишение холостяков права занимать общественные должности или заниматься ремеслом без уплаты особой пошлины. В Тюрингии был введен дополнительный денежный налог на холостяков и незамужних женщин старше 25 лет. Для увеличения рождаемости использовались запреты на прерывание беременности. Закон, запрещающий аборт, был принят в Баварии. А в Саксонии в 1744 г. была даже введена смертная казнь за совершение аборта.
В Испании и Англии, в Савойе и Австрии в XVII-XVIII вв. также проводилась некоторая политика поощрения рождаемости и брачности и ограничения эмиграции. В Испании с 1623 г. и до конца следующего столетия практиковались налоговые скидки тем, кто вступал в брак в молодом возрасте и имел много детей.
К середине XVIII в. усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей о желательном росте населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), а также Гельвеция, Т. Мора, Юма и других мыслителей.
Так, Руссо в "Общественном договоре" (1762) высоко оценивал правительства, при которых больше всего возрастает население. Выступал он и против ограничения рождаемости в браке, считая это противоестественным и аморальным. Монтескье считал сокращение населения крайне негативным явлением и в работе "О духе законов" (1748) обосновывал потребность евро-
165

пейских стран в законах, способствующих размножению населения.
Пожалуй, лишь Вольтер (1694-1778) критически относился к идеям о росте населения, соотнося эту проблему с проблемами благосостояния и духовного развития. Он отмечал, что большинство отцов семейств опасаются иметь детей, тогда как правительства хотят умножения народа, обратив тем самым внимание на противоречие между ограниченными экономическими возможностями семьи содержать детей и экономическими и политическими потребностями государства увеличивать число граждан - налогоплательщиков и воинов.
Многие русские государственные деятели и ученые XVI-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать ("тягло"). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, поскольку увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись также церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.
Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики в отношении населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова "О сохранении и размножении Российского народа" (1761). Предложенные Ломоносовым меры, в основном культурно-просветительные и административно-правовые (пересмотр церковных правил и обычаев), были направлены на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Им подробно были рассмотрены 13 способов содействия
166

росту населения и предложено все "вредное приумножению и сохранению народа запретить", а именно:
- запретить браки с большой разницей в возрасте;
- запретить принудительные браки;
- отменить запрещение четвертого брака;
- разрешить вдовым попам и дьяконам вступать во второй брак и не постригать прежде 50 лет;
- учредить богадельные дома для приема незаконнорожденных;
- для уменьшения детской смертности издать большим тиражом книги о повивальном искусстве и лечении детских болезней и "распродать во всем государстве, по всем церквам";
- бороться с суевериями, в частности запретить крестить детей в холодной воде ("невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней...");
- бороться с чрезмерной смертностью взрослого населения, в том числе с невоздержанностью и неосторожностью в употреблении питья и пищи ("...пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи"), бороться с антисанитарией, просвещать народ ("люби Господа твоего сердцем, сиречь не кишками");
- бороться с шарлатанством в лечении, увеличить число докторов (больше обучать студентов за границей), лекарей и аптек;
- изучить и описать меры профилактики смертности от эпидемий и "насильственных, натуральных и случайных обстоятельств (моровые язвы, пожары, потопления, морозы)";
- сократить смертность от убийств, "кои бывают в драках и от разбойников";
167

- устранить причины бегства русских граждан за границу, для чего "пограничных с Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы";
- привлекать людей из-за границы (Россия "в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами...").
Реализация этих и других мер, по оценке Ломоносова, могла дать прирост населения до полумиллиона в год.
При императрице Екатерине II (видимо, под воздействием ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее в Риме) были отменены "венечные памяти" (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал "не венчать малолетних с взрослыми девками". Указ 1784 г. синода предписывал в проповедях призывать народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). Пожалуй, лишь историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения фактором распространения бедности в России.
На рубеже XVIII-XIX вв. на смену популяционизму пришла противоположная доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название мальтузианство по имени своего создателя Т. Р. Мальтуса (1766-1834). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся
168

промышленный переворот. Он вел к появлению "лишних рабочих рук и ртов", накоплению относительно избыточного населения.
Т. Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о возрастании населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса, видя следствия умножения нищеты в обществе не в социально-политических и экономических особенностях и законах новой капиталистической системы, а в демографических процессах с их естественной биологической основой воспроизводства населения. Суть политики, по Мальтусу, должна быть направлена на предупреждение избытка населения, в том числе распространением норм христианского аскетизма, воздержанием от вступления в брак и обузданием "инстинкта размножения".
К концу XIX в. экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, вновь повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. Кроме того, возрождению популяционистских идей способствовали низкая рождаемость во многих странах Европы, уменьшение прироста населения. Эти проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях европейских парламентов. Были выдвинуты различные проекты увеличения рождаемости.
Так, известный французский демограф Жак Бертиль-он (1851-1922), объявивший теорию Мальтуса "позорной" и требовавший законодательными методами влиять на увеличение рождаемости, в 1896 г. основал Национальный союз за увеличение численности французского
169

населения (в 1935 г. союз был переименован в Национальное общество борьбы против депопуляции). Суть многих проектов сводилась к восстановлению применявшихся еще во времена Кольбера фискальных (налоговых) мер. В частности, в июле 1913 г. бюджетная комиссия парламента Франции увеличила подоходный налог на холостяков на 20% для тех, кому больше 30 лет, чтобы "уменьшить экономические преимущества бессемейной жизни", повысить брачность. Среди других предлагавшихся мер - прогрессивное уменьшение налогов пропорционально росту семьи; обложение налогами родителей, имеющих к 45 годам меньше 3 детей в возрасте до 19 лет; премия за каждого ребенка выше "нормы".
В США и Англии были учреждены скидки с подоходного налога для женатых, а также введены различные уровни необлагаемого дохода для холостяков и женатых, увеличивавшиеся по мере роста семьи (чем больше детей, тем больше размер доходов, не облагаемых налогом). Однако попытки увеличить рождаемость, стимулируя процесс брачности, не давали должного эффекта, поскольку главной причиной малой рождаемости была не низкая брачность, а внутрисемейное ограничение числа детей. Налоговые льготы не покрывали расходов на воспитание детей и не выравнивали бюджет, обремененный расходом на детей.
Концепции политики в области народонаселения не ограничивались только количественными аспектами. Так, утопические идеи Кампанеллы о выведении качественного человеческого потомства получили в конце XIX в. продолжение в евгенической теории, принципы которой были сформулированы английским антропологом, психологом и биологом Френсисом Гальтоном (1822-1911). Изучение факторов риска наследственных
170

заболеваний, возможностей улучшить наследственные качества населения преследуют вполне гуманные цели. (В наши дни проблемы борьбы с наследственными заболеваниями решаются в рамках медицинской генетики, а добрачные освидетельствования в генетических консультациях рекомендуются как разумная и гуманная мера, повышающая информированность супругов и способствующая их ответственности.) В то же время уже в XX в. евгенические идеи были использованы для оправдания расизма и геноцида, например в фашистских расовых теориях.
Развитие взглядов на демографическую политику в XX в. получило особую почву в Италии и Германии. Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.
Популяционистская демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатов в 1927 г., итальянский дуче Муссолини заявил: "Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь". Им была написана брошюра "Численность как сила", в которой он провозглашал, что "высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов, так как будет указывать на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках". Итальянский демограф Цингали в докладе, посвященном политике населения Муссолини (на Международном конгрессе по изучению населения, Рим, 1934 г.), выделял специальные меры, составляющие содержание демографиче-
171

ской политики: стимулирование брачности и плодовитости браков; решительное осуждение и борьбу с предупреждением беременности; ограничение эмиграции;
борьбу с урбанизацией; борьбу со смертностью и т. п.
Политика народонаселения фашистов в Германии, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для растущей потребности в "пушечном мясе"; 2) демографический компонент был важной составной частью "расовой теории". Под лозунгом возвращения женщин к "натуральной профессии" - деторождению их увольняли с работы, заменяя безработными мужчинами. Ограничивался доступ женщинам в средние и высшие школы. Проводилось принудительное выселение безработных в деревню. Был принят "Закон о займах вступающих в брак" (женщины, получившие займы, были обязаны уйти с работы и рожать). Для "планового выращивания полноценного немецкого народа" с большой шумихой создавалось движение "крестных семей", в которых дети попадали под особое наблюдение и воспитание фашистов (субсидировалось это движение за счет рабочих фондов). Были запрещены смешанные браки (арийцев и неарийцев).
Демографическая ситуация 40-х годов для Европы была крайне неблагоприятной в связи с тяжелыми потерями стран - участниц второй мировой войны. Только потери Советского Союза составили почти 26 млн. чел., а всего потери во время войны составили более 50 млн. чел. Иная ситуация складывалась в развивающихся странах, которая была во многом предопределена существенным изменением политической карты мира в 50-60-е годы и освобождением от колониальной зависимости десятков стран, прежде всего в Африке и Азии. Традици-
172

онно высокая рождаемость в них в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породила там демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая глобальный характер. Президент Международного банка реконструкции и развития Ю. Р. Блек в 1961 г. в обращении к Экономическому и социальному совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".
В планировании семьи и регулировании рождаемости многие политики, общественные деятели и ученые увидели единственное доступное для нищей экономики бывших колоний средство торможения роста населения, не отрицая при этом важности социальных и экономических преобразований. Так, в коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964) для противостояния росту населения и увеличивающемуся давлению населения на имеющиеся ресурсы .предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.
В 1964 г. ООН провела опрос правительств, который показал, что многие развивающиеся страны были озабочены высоким темпом роста своего населения, затрудняющим экономическое развитие. В связи с этим все в большем числе развивающихся стран получила признание и поддержку политика контроля рождаемости. В десятках стран Африки, Азии и Латинской Америки действовали программы по распространению практики планирования семьи, ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.
173

Программы снижения рождаемости включали санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение населения противозачаточными средствами, пропаганду преимуществ мало-детной семьи, стимулирование малодетности экономическими и административными мерами. Некоторые страны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистан и др.) в качестве одного из методов ограничения величины семьи разрешили добровольную стерилизацию и обеспечили доступность ее проведения.
Однако отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения и низкий культурно-образовательный уровень населения существенно ограничивали эффективность программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.
Тем не менее во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития. В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению ООН рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, но и использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. В резолюциях целого ряда региональных конференций по народонаселению (Мехико, 1970; Анкара, 1971; Токио, 1972; Бейрут и Каир, 1973) было особо подчеркнуто, что политика народонаселения является составной частью политики и планирования развития страны.
174

Программы планирования семьи поддерживают различные специализированные и региональные учреждения ООН, а также ряд неправительственных организаций: Международная федерация по планированию семьи, Совет по народонаселению и др. В 70-х годах к вопросам регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка подключились Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
В 1974 г. Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.
Принятый на Всемирной конференции в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения вновь обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономического развития, а является частью его. При подведении итогов реализации плана был обобщен опыт разработки демографической политики в разных странах. В рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984), в Амстердамской декларации, принятой международным форумом "Народонаселение в XXI в." (1989), в 20-летней Программе действий в области народонаселения и развития, принятой на Всемирной конференции по народонаселению в Каире (1994), и в других международных и региональных документах сформулированы основные принципы проведения национальной демографической политики, поставлены цели и задачи, предложены мероприятия. В них подчеркивается суве-
175

ренное право каждой страны самостоятельно определять эти цели и методы их достижения. Например, правительство Китая с начала 70-х годов принимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 80-х годов, удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост- почти в 2,5 раза. В статье 25 Конституции КНР (принятой в 1982 г.) говорится: "Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития". Исходя из этого, при планировании семьи поощряются поздний брак и рождение одного ребенка. Однако практикуемые в Китае материальные и моральные меры наказания за рождение "лишнего" ребенка трактуются экспертами как нарушение права семьи свободно и ответственно решать вопрос о числе детей.
Для того чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о национальных политиках, ООН проводит периодические опросы правительств по проблемам политики в области населения. Такие опросы были проведены в 1963, 1972, 1976, 1982, 1988, 1993 гг. Специально созданная база данных о политике в области населения (Global Population Policy Database) no состоянию на 1993 г. включала информацию по 190 странам.
Существуют и региональные базы данных. Так, экспертами Европейского Содружества в рамках специально созданной организации "Обсерватория семейной политики" осуществляется мониторинг политики в области семьи и рождаемости, готовятся регулярные доклады, отражающие развитие мер семейной политики как в целом, так и по отдельным странам ЕС.
Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других
176

льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы.
Следует также отметить, что тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к усилению эксплуатации природных ресурсов, а это, в свою очередь, приводит к тому, что дальнейший роет населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этой проблемы, но снять ее с повестки дня будет практически невозможно, если рост населения продолжится. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба - неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.
В заключение подчеркнем, что проблемы народонаселения носят глобальный характер, так же как экологические и энергетические проблемы, поэтому решение этих проблем может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.
177