Города и столицы. Энциклопедический справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

Азия

БАГДАД
ИРАК

Багдад - столица Ирака и административный центр мухафазы Багдад - расположен на реке Тигр и является центром воздушного, автомобильного и железнодорожного сообщения. Население города - 4478000 жителей,
Багдад был основан в 762 году как столица государства Аббасидов. В IX-Х веках он превратился в крупнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока. С ХVII века до 1917 года город находился в составе Османской империи, а в 1917 году был занят английскими войсками. В 1920-1921 гг. Багдад служил административным центром британской подмандатной территории, в 1921-1958 гг. - столицей королевства Ирак, а с 1958 года - Республики Ирак.
Развиты нефтеперерабатывающая, кожевенная, пищевкусовая, текстильная и другие отрасли промышленности. Есть международный аэропорт.
В столице находятся несколько университетов. Среди достопримечательностей - развалины ворот Баб аль-Вастани (XIII в.), т. н. мавзолей Зубайды (нач. XIII в.), медресе Дустансирия (XIII в.), мавзолей Мусы аль-Кадима (т. н. Золотая мечеть, XVI в.), Иракский музей и др.
Город частично пострадал от бомбардировок союзников во время войны в Персидском заливе.

БАКУ
АЗЕРБАЙДЖАН

Баку, столица и крупнейший город Азербайджана, расположен на Аберонском полуострове на берегу Каспийского моря примерно в 100 километрах к северу от иранской границы. Он связан паромными переправами с портами восточного побережья (Красноводском, Бекдашем, Актау). Население столицы - 1080500 жителей (включая пригородные населенные пункты 1853000 жителей).
Баку - крупный железнодорожный узел и порт на Каспийском море. Экономика города тесно переплетена с нефте- и газодобывающей индустрией. Развиты нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, легкая, пищевая, машиностроительная отрасли промышленности, производство нефтяного оборудования, стройматериалов, приборостроение, электротехника и радиоэлектроника, судоремонт. По нефтепроводу нефть поступает в Батуми (Грузия). С 1967 года в столице работает метрополитен. Несмотря на разрушения, полученные во время гражданской войны, вспыхнувшей после распада СССР, нефтяные запасы обеспечивают городу гораздо более привлекательное будущее, чем у большинства городов региона.
Первые упоминания о Баку относятся к V веку. Хотя нефть начали здесь добывать только в XVIII веке, город еще задолго до этого подвергался частым нападениям иноземцев. С начала XVI до конца XVIII века этот процветающий торговый центр контролировала Персия, потом он на некоторое время перешел во владение России. Позже Персия отвоевала город, однако в 1806 году он вновь вошел в состав Российской империи. К концу XIX века нефтяные поля близ Баку были самыми продуктивными в Европе, а к середине XX века город стал лидером по добыче нефти во всем СССР.
Столицей Азербайджана Баку был провозглашен в 1920 году. После ослабления влияния Москвы в 1990 году в Баку и других городах Азербайджана начались вооруженные конфликты между этническими группами региона. Столкновения между азербайджанским населением и армянским меньшинством привели к тому, что в 1990 году в Баку были введены войска. Конфликт был урегулирован лишь через несколько лет, и сегодня городу уже удалось компенсировать все его последствия благодаря миллиардам долларов дохода, получаемого от экспорта нефти.
В столице находятся Академия наук Азербайджана, 11 вузов (в т.ч. 3 университета), 7 театров, около 30 музеев (в т. ч. музей искусств. Азербайджанский музей ковра, народного прикладного искусства). Ценителей старинной архитектуры привлекают древняя "крепость", или Ичеришехер (государственный историко-архитектурный заповедник), дворец Ширваншахов, минарет Сынык-Кала (1078 г.). Девичья башня, "Баиловские камни" (XIII в.) и другие сооружения.

БАНГКОК
ТАИЛАНД

Бангкок (Банкок, Крунгтеп) - столица Таиланда с 1782 года. Население города вместе с пригородами - 6,6 млн. жителей (следующий за ним город Чиангмай - почти в полсотни раз меньше). Здесь живет каждый десятый таиландец. За последние 30 лет население столицы практически утроилось.
Крунг Теп ("Город ангелов") - так по-тайски звучит имя колоссального азиатского города, заложенного королем Рамой I во второй половине XVIII века на берегах "Реки королей" - Чао Прайа. Бангкок занимает площадь свыше 1,5 тыс. км2. Через его порт проходит большая часть внешнеторговых перевозок; 90% автомобилей зарегистрированы здесь. В его отелях 20 тысяч комнат ожидают приезжих. Сотни буддийских храмов, безмятежно поднимающих к небу шпили и островерхие крыши, и перегруженный транспортом и людьми, задыхающийся в смраде выхлопных газов мегаполис - все переплетено воедино.
Бангкок завораживает каждого, кто приезжает сюда, с самых первых минут. Город богат различными архитектурными строениями: причудливые древние башни, построенные для защиты от неприятеля и окруженные каналами; неприступная стена длиной 7 км с 16 сторожевыми вышками; множество разнообразных ворот и входов. Достаточно хоть раз увидеть сверкающую в лучах тропического солнца позолоту буддийских храмов, их причудливо изогнутые крыши, украшенные сотнями колокольчиков, - и образ этого необычного города навсегда останется в вашей памяти.
Вся история Таиланда начинается с изумительного города Бангкока. Бангкок был основан в 1782 году как столица Сиама и за последние два столетия превратился в один из самых экзотических городов Азии. Вот уже 200 лет здесь находится резиденция тайских королей.
В центре города возвышается Большой королевский дворец, там же вы можете увидеть Дворец торжественного прощания с усопшими. Коронационный дворец Маринда, Большой дворец династии Чакри и одну из главных достопримечательностей Бангкока - Храм Изумрудного Будды. Сам центр называется "остров Раттанакосин", что означает "Высшая драгоценность".
Каналы-хлонги охватывают полукругом половину Бангкока, это "палочка-выручалочка" его забитых пробками улиц. Бангкок еще называют "Венецией Востока". До сих пор в городе лодок больше, чем автомобилей. Роскошным лимузинам и развалюхам на улицах этого города-муравейника противостоят рикши-самлоры.
Наибольшая концентрация торговых заведений - в Чайнатауне. Силом-роуд - главная банковская улица страны, а Сукхумвит-роуд - место проживания "среднего класса". Министерства и государственные учреждения, а также международные агентства сосредоточены на Ратчадмоен-авеню. Жители старого Бангкока живут в частных домах, в плотнозаселенных районах, таких как Дузит и Бангкапи.
Многоквартирные дома западного типа населены преимущественно иностранцами. Однако все больше тайцев переселяются в такие же дома целыми соседскими общинами. На главных улицах появилось много трех- и четырехэтажных универмагов.
Бедняки ютятся в лачугах на окраинах и вокруг порта. Около 10% населения города составляют китайцы и индийцы, национальные празднества % которых вносят особый колорит в жизнь города. А японцы и жители других стран Азии придают городу космополитический оттенок. Западное влияние выражается прежде всего в распространении в Бангкоке нового образа жизни, появлении современных видов архитектуры, искусства, спорта, ресторанов и бутиков.
В городе несколько музеев, планетарий, художественная галерея, культурный центр. В нескольких парках развлечений, расположенных в окрестностях Бангкока, можно найти аттракционы на любой вкус. На Воскресном рынке продаются домашние животные, фрукты, овощи, буддийские амулеты и многое другое. Рядом расположен парк "Чатчуак". Новый парк им. Рамы IX открывал сам король. В Бангкоке самая оживленная ночная жизнь в Азии: с выступлениями балета, танцевальных и фольклорных групп (местных и из Европы, Азии и США). При каждом крупном отеле есть ночные клубы. В ресторанах и уличных закусочных города можно познакомиться с кухней всего мира.
Во многих домах Бангкока есть комнаты, в которых хранятся буддийские реликвии. Вокруг города много буддийских монастырей, где проводит определенное время довольно значительная часть жителей. Многие храмы и монастыри имеют росписи на темы жития Будды и исторические сюжеты (Ват Сутхат, Тхон Бурис Ват и др.). Определенных художественных высот достигла светская скульптура, в частности памятники королям, модернистские композиции, установленные перед музеями, однако она не конкурирует со старыми изваяниями Будды.
Бангкок является главным морским и речным портом страны, грузооборот которого составляет около 30 млн. тонн в год). Развита рисоочистительная, лесопильная, бумажная, легкая, цементная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности, машиностроение и металлообработка; художественные ремесла. Есть международный аэропорт, несколько университетов.