Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глоссарий

[1] Аск и Эмбла - "ясень" и "ива" - первые люди, которых, еще в виде древесных прообразов, бездыханных, нашли на берегу моря боги (в “Старшей Эдде” это три аса - Один, Хёнир и Локи). Боги их оживили, дав дыхание и судьбу.

[2] Асы - в скандинавской мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином, иногда - обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам (дисам, валькириям). В "Старшей Эдде" часто встречается формула "асы и альвы", противопоставляющая асов - высших богов альвам - духам, богам более низкой категории.

В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Вали, Улль, Форсети, Локи. Помимо них называются Фрейр и Бальдр в качестве сыновей Ньерда и Одина. Присутствие в этом перечне Ньерда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньерд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешел к ванам в качестве заложника от асов. Перечисляет "Младшая Эдда" и 14 богинь (“асинь”), из которых наиболее значительны Фригг и Фрейя.

Имя асов встречается у различных германских племен, в частности, у готов.

[3] Атли (Этцель), сын Будли. Герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический Аттила, гуннский король (434-453). Эпос концентрирует внимание на двух моментах: на разгроме гуннами во главе с Атли бургундского королевства на Рейне (437) и на смерти Атли, но эти действительные события до неузнаваемости переработаны эпическим сознанием. В исландских эддических песнях, в “Саге о Вёльсунгах”, в норвежской “Саге о Тидреке” Атли – злой и жадный властитель, коварно заманивший в ловушку бургундского короля Гуннара и его брата Хёгни, стремясь завладеть их золотым кладом. Атли подвергает братьев мучительной казни, а их сестра Гудрун (жена Атли) страшно мстит ему. В континентальных вариантах германского эпоса (в германской героической песни “Вальтарий” и, в особенности, в “Песни о Нибелунгах”) Этцель предстает в виде могущественного и великодушного монарха, возглавляющего огромную державу, но вместе с тем человека слабого и нерешительного, который пассивно наблюдает за разворачивающейся на его глазах катастрофой – гибелью бургундов и собственных дружинников.

[4] Бальдр - юный бог из числа асов. Любимый сын Одина и Фригг, он прекрасен, светел и благостен. Живет в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, хотя в мифах он обычно упоминается как пассивный персонаж, принимающий смерть от рук слепого бога Хёда. После смерти был отнесен богами в ладью и сожжен.

Смерть Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира. В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим.

[5] Беовульф - герой англосаксонского эпоса. В начале поэмы - дружинник и родич вождя племени гаутов, Хигелака. Беовульф с отрядом храбрецов отправляется к племени данов, чтобы избавить их от ночных набегов чудовища-убийцы, Гренделя. Герою-гауту приходится сразиться и с Гренделем, и с его матерью, пришедшей мстить за смерть сына. Из этих жестоких битв Беовульф выходит с победой и возвращается домой, богато одаренный данами. Впоследствии, после смерти Хигелака, Беовульф становится вождем гаутов и мирно правит ими 50 лет. На склоне жизни он сталкивается с новым чудовищем - дракон, охранявший древний клад, был потревожен случайным вором и принялся нападать на поселения гаутов. Беовульф выходит на бой с драконом, побеждает его, но и сам получает смертельную рану. Поэма заканчивается жалобой о судьбах гаутов, оставшихся без защиты, оплакиванием Беовульфа и хвалой его деяниям.

[6] Берсерк (берсеркер) - воин, облачавшийся во время боя в медвежью шкуру и отличавшийся особой свирепостью, бесстрашием и нечувствительностью к ранам. Берсерки во время битвы были ударным отрядом, а в мирное время - асоциальными и опасными людьми, не признающими традиций и обычаев. Есть гипотеза, что перед битвой берсерки одурманивали себя каким-то наркотическим составом.

[7] Валькирия - "выбирающая убитых", в скандинавской мифологии воинственная дева, подчиненная Одину и несущая по его приказу победу или поражение в битве. Павших в бою смелых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу, и там прислуживают им - подносят питье, следят за посудой и чашами.

В героических песнях "Старшей Эдды" валькирии приобретают черты женщин-богатырок, сочетаются браком с людьми.

[8] Вальхалла (Валгалла) – в скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев – павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира. Вместо огня Валхалла освещалась блестящими мечами.

В быту название "валгалла" часто применяли, чтобы обозначить пиршественную залу в доме конунга.

[9] Ваны - боги плодородия. Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами, колдовство и пророческий дар. Среди ванов первоначально числились Ньёрд, Фрейр и Фрейя, впоследствии вошедшие в число асов.

[10] Гарм - в скандинавской мифологии одно из хтонических чудовищ, угрожающих миру богов и людей (вместе с Ёрмунгандом и Фенриром). Чудовищный пес, посаженный на цепь асами. Его освобождение должно непосредственно предшествовать гибели мира.

[11] Гуннар и Хёгни, сыновья Гьюки. - Согласно эддическим песням, короли бургундов, братья Гудрун. В основном фигурируют в двух сюжетах. Один из них рассказывает о том, как братья завладели волшебным кладом нибелунгов, предательски убив его первого владельца, героя Сигурда. Клад же спрятали, опустив в воды Рейна. Другой сюжет - о гибели бургундов от рук конунга гуннов Атли, который, в свою очередь, намеревался выведать у них тайну клада. Гудрун, которая была женой Атли, мстит за своих братьев. В первом сюжете короли-бургунды осуждаются, во втором - превозносятся, как герои, мужественно встретившие гибель. В более позднем произведении, "Песни о Нибелунгах", старший брат зовется Гунтером, а младший, Хёгни, превратился в его мудрого и могучего вассала - Хагена.

[12] Ёрмунганд [IMAGE 1]– в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех хтонических чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Ёрмунганд живет в мировом океане, окружая обитаемую землю – Мидгард. В последней битве перед гибелью мира Ёрмунганд сражается с Тором, и погибает от его рук, но и Тор гибнет от яда, изрыгаемого змеем.

[13] Ётуны (иначе - турсы, а в позднейшей скандинавской мифологии - тролли) Они представлены двойственно. С одной стороны это древние исполины - первонасельники мира, предшествовавшие по времени богам и людям. Это Имир и его прямые потомки, так называемые инеистые великаны (хримтурсы). Представление об инеистых великанах включает их великую мудрость. С другой стороны это не очень умные, но могучие существа, постоянно сопреничающие с асами, стремящиеся похитить у богов жен или сокровища. Часто описываются как уродливые, страшные существа. Однако иногда рассказывается о красивых дочерях ётунов, любовные связи и даже браки с которыми - не редкость у асов. Такова Скади, на которй женится Ньёрд, или Герд, к которой сватается Фрейр. Некоторые ётуны примут участие в сражении чудовищ с богами в последней битве перед концом света - например, великаны Сурт и Хрюм.

[14] Ётунхейм (Утгард) - жилище великанов - ётунов, так же как Вальхалла - жилище богов. Находилось вне пределов Мидгарда, на северной и восточной окраинах земли. Холодная, каменистая страна.

[15] Иггдрасиль - в скандинавской мифологии мировое древо - гигантский ясень, являющийся основой мира, деревом жизни и судьбы. Иггдрасиль соединяет различные миры (небо, землю, подземный мир). На вершине дерева сидит мудрый орел, корни гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск - своеобразный посредник между "верхом" и "низом". На среднем уровне четыре оленя щиплют листья. Листьями Иггдрасиля питается и коза Хейдрун, живущая в Вальхалле.

[16] Идунн - в скандинавской мифологии богиня, обладательница чудесных золотых яблок, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость. Идунн - жена бога-скальда Браги.

[17] Имир - в скандинавской мифологии первый великан и вообще первое антропоморфное существо, из тела которого был создан мир. Прародитель богов (асов и ванов) и великанов (турсов).

[18] Кримхильда (в эддических песнях Гудрун) - персонаж "Песни о Нибелунгах". Сестра бургундских королей, которая вышла замуж за героя Зигфрида. Зигфрид - король Нидерландов, обладатель волшебных сокровищ Нибелунгов и несравненный воитель. Однако муж Кримхильды был предательски убит ее братьями по наветам жены одного из них, Брюнхильды. После его гибели Кримхильда живет в безутешном вдовстве, но соглашается вторично выйти замуж - за короля гуннов Этцеля. Ею движет стремление обрести силы и средства для того, чтобы отомстить за убийство Зигфрида. Она добивается того, чтобы Этцель пригласил королей бургундов в гости, а потом приказывает убить их. В битве гостей-бургундов с вассалами Этцеля гибнет весь цвет воинства обоих королевств, гибнут братья Кримхильды и она сама. А сокровища Нибелунгов, схороненные бургундами в водах Рейна, навсегда потеряны для людей.

[19] Локи - в скандинавской мифологии бог из числа асов, который иногда вступает с другими богами во враждебные отношения, насмехается над ними, проявляя причудливо-злокозненный характер, хитрость и коварство. Жена Локи - Сигюн. Кроме того, Локи и великанша Ангрбода породили хтонических чудовищ - хозяйку царства мертвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ёрмунганда.

Вместе с Одином и Хёниром Локи участвует в оживлении древесных прообразов людей - Аска и Эмблы.

Во многих мифах Локи выступает как хитрый добытчик сокровищ - украшения Фрейи Брисингамен, похищенной богини Идунн, хозяйки молодильных яблок, сокровищ цверга Андвари. Причем действует он то в пользу богов, то в ущерб им.

В "Младшей Эдде" Локи рисуется "убийцей советом" Бальдра. Он подсунул убийственный прут омелы слепому богу Хёду, а затем в обличье великанши Тёкк отказался оплакивать убитого и тем самым не дал ему возможности вернуться из царства мертвых. За этим следует рассказ о том, как боги изловили Локи и накрепко привязали к трем камням. Локи остается прикованным до конца мира - войны богов и чудовищ. Потом он приводит корабль мертвых из Хель и сражается с богом Хеймдаллем, причем противники убивают друг друга.

[20] Мидгард - "срединный мир" - та часть мироздания, что населена людьми. Мидгард - это упорядоченная часть мира, в ней действуют законы и нормы человеческого общежития, обладают силой клятвы и традиции. Противопоставляется Вальхалле - жилищу богов, Утгарду - миру чудовищ, Хель - царству мертвых. Однако границы Мидгарда нередко нарушаются. Боги - асы путешествуют по Мидгарду и общаются с людьми. Возможно и появление в "срединном мире" чудовищ - таких, как Грендель в эпосе "Беовульф".

[21] Мимир - один их древних мудрых ётунов. Он дает Одину священные руны в обмен на глаз Одина. Мимир же является хранителем волшебного источника мудрости.

[22] Нибелунги (Нифлунги)- обладатели чудесного золотого клада, история борьбы за который составляет популярный сюжет германского эпоса. Иногда - это фантастический народ карликов, иногда - человеческий народ. В "Песни о Нибелунгах" это название меняет владельцев вместе кладом - сначала это имя одного из двух великанов, враждующих из-за сокровища, потом - народа карликов, охраняющего клад, впоследствии так называют героя Зигфрида, добывшего клад с бою, а также и весь его народ. Когда кладом завладевают короли бургундов, их тоже начинают называть Нибелунгами.

[23] Один [IMAGE 3] - в скандинавской мифологии верховный бог, соответствующий западногерманскому Водану (Вотану). Этимология его имени указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Примерные значения "неиствующий", "провидец". Тацит описывает Одина под римским именем Меркурия, тот же самый день недели связывается с его именем. В позднейших немецких легендах Один фигурирует как водитель "Дикой охоты" - душ мертвых воинов или душ некрещенных младенцев и проклятых.

Огромное значение Одина в пантеоне богов, вероятно, связано с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса его как бога - покровителя дружин. В качестве хозяина "воинского рая", вальхаллы, Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов и неба, и войны.

В дошедшей до нас скандинавской мифологии Один - глава пантеона асов, сын Бора и Бестлы, муж Фригг и отец других богов из рода асов. Он выступает под многочисленными именами и прозвищами: Игг, Гримнир, Хрофт, Хникар и т.д. Один часто меняет обличья. Он живет в Асгарде, в небесном жилище. Ему служат хтонические звери - вороны и волки. Один - предводитель дружины павших с честью воинов, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в сражениях. Один может выступать и как сеятель военных раздоров. Он, по-видимому, инициатор первой войны асов и ванов.

[24] Олав Святой (ок.995-1030) король Норвегии. Завершил введение христианства в стране. Потерял престол в борьбе с Кнудом I. Образ его овеян легендами. Олав стал считаться святым покровителем Норвегии.

[25] Роберт-Дьявол - легендарный персонаж, выросший из реального прототипа. Герцог Нормандии Роберт, по преданию, отличался буйным нравом. Он с охотой убивал, грабил церкви, не останавливаясь ни перед каким святотатством, за что и получил прозвище "Дьявол". Не в состоянии понять причин собственной жестокости, он угрожает своей матери, требуя рассказать, как и от кого был рожден. Женщина признается, что зачала Роберта от нечистого духа. Впоследствии Роберт-Дьявол раскаивается в своих прегрешениях и оканчивает жизнь в монастыре.

[26] Сигурд (Зигфрид) [IMAGES 5a, 5b] - легендарный герой германского эпоса. Согласно эддическим песням, Сигурд воспитан кузнецом, и тот посылает его добыть клад, который охраняет дракон. Сигурд одерживает победу, и не только завоевывает клад, но и приобретает волшебные свойства. По одной версии, съев сердце дракона, он начинает понимать язык птиц и зверей, по другой - купание в драконьей крови делает его полностью неуязвимым для любого оружия, за исключением одного места на спине, к которому пристал лист липы. Впоследствии Сигурд совершает много славных подвигов и завоевывает любовь валькирии Брюнхильд. Но потом, будучи в гостях у бургундов забывает об этой любви, выпив кубок с заколдованным вином. Не помня прошлого, Сигурд женится на сестре бургундских конунгов, Гудрун, а старшему из ее братьев помогает сосватать Брюнхильд. Брюнхильд, оскорбленная тем, что Сигурд забыл ее, решает отомстить, уговаривает бургундов убить героя и сообщает о его уязвимом месте. После гибели Сигурда Брюнхильд тоже не в силах жить, и всходит на его погребальный костер.

В более поздней "Песни о Нибелунгах" история Сигурда-Зигфрида рассказывается иначе, но остаются многие ее элементы: герой, обладатель клада, наделенный выдающейся силой и доблестью, женская обида и предательство, ведущие к гибели Зигфрида, смерть героя от удара в спину и т.д.

[27] Слейпнир [IMAGE 3] – восьминогий конь Одина, чудесное животное, которое может скакать из одного мира в другой - из Вальхаллы в Мидгард, Утгард или в Хель.

[28] Тор (в древнегерманском эпосе - Донар) - один из главных богов-асов. Бог грома, бури и битвы. Представлялся в облике могучего рыжебородого человека. Главным оружием Тора был боевой молот Мьелльнир, созданный карликами. В "Старшей Эдде" Тор предстает богом добродушным, но вспыльчивым и не слишком искусным в спорах.

[29] Ульфхедхинн – “человек-волк”, воин-варвар, одевавшийся в волчью шкуру и “сливавшийся” с этим зверем в бою. В битве проявлял звериную свирепость и неистовство, пренебрегая опасностью и болью от ран. Аналогичен берсерку, который носил шкуры медведя.

[30] Утгард - "мир за оградой" - часть мироздания, которая является жилищем чудовищ и фантастических, нечеловеческих существ - великанов-турсов, карликов-цвергов, духов-альвов. Противопоставляется Мидгарду, миру людей. Воспринимается как опасное место, в котором не действуют общественные нормы, принятые у людей, и в то же время страна, где можно получить прорицание о будущем или могучее колдовство.

[31] Фенрир - чудовищный волк, одно из порождений Локи. Как и сам Локи, Фенрир до поры до времени связан асами, но однажды вырвется и примет участие в великой битве против богов, в которой погибнет мир.

[32] Фрейр - бог плодородия. Именно его можно было молить о хорошем урожае, приплоде скота или рождении детей. В мифологии скандинавов он - один из ванов, древних богов плодородия, уступивших некогда свое первенство богам-асам. Впоследствии Фрейр стал считаться одним из асов.

[33] Хель - в скандинавской мифологии это: 1) Подземное царство, куда отправляются все умершие, кроме павших в ботве доблестных воинов. Не сохранилось пространных описаний этого мира, но обычно он считается мрачным, холодным, безрадостным местом. 2) Имя хозяйки царства мертвых. Это - дочь бога Локи и великанши Ангрбоды.

[34] Хлодвиг - (годы правления 481(482) - 511) - первый король франков из рода Меровингов, сосредоточивший в своих руках действительно королевскую власть. Вел многочисленные успешные войны с соседями (с алеманнами, вестготами, бургундами). Завоевал почти всю Галлию и положил основание Франкскому государству.