Бехтерев В. Избранные работы по социальной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ II ВСТУПЛЕНИЕ

После того как мы рассмотрели различные стороны соотносительной дея-
тельности коллектива, нам необходимо еще выяснить те законы, которые
открываются в отношении деятельности коллектива, ибо всякая наука не
должна довольствоваться одним описанием подлежащих ее рассмотрению
явлений, но и обязана выяснить зависимость этих явлений от тех или
других условий. Эта часть научной дисциплины представляется особенно
важной, ибо с тем вместе, как выясняется известное постоянство в соотно-
шениях двух явлений и законообразная зависимость одних явлений от
других, мы получаем возможность предсказывать ход явлений или предвидеть
будущее, в чем собственно и заключается ценность научного познания ^ *.

Если математик предсказывает делимость или неделимость числа, то он
руководится в этом определенной ранее установленной зависимостью. Если
астроном предсказывает солнечные и лунные затмения, то это лишь благодаря
выясненной зависимости движений планет по законам тяготения, установ-
ленных Ньютоном.

Если химик может предсказать вперед атомный вес существующего, но
еще неоткрытого тела и до известной степени его свойства, то он опять-таки
осуществляет это благодаря выясненной законообразной зависимости, со-
держащейся в периодической системе Менделеева. Если механик строит
новую машину, вперед предвидя ее действие, то он достигает этого уяснением
определенной зависимости явлений при соотношении одних рычагов
с другими. Точно так же физик может определенно высчитать количество
калорий, потребных для согревания определенного тела при данном его
объеме, опять-таки руководясь выясненной раньше зависимостью. То же
самое мы имеем в известной мере и в биологических знаниях, хотя развитие
их далеко не достигает совершенства астрономии, химии, механики и
физики ^*.

Тем не менее законы Менделеева дают возможность предвидеть качество
потомства, учение Дарвина делает понятным развитие живых организмов и
предвидит возможные породы, которые открываются как вымершие в гео-
логических пластах.

Палеонтолог имеет возможность, руководясь той же зависимостью, по
одной или нескольким частям скелета воспроизводить в целом виде ту или
иную вымершую породу. К тому же очевидно должны стремиться и гу-
манитарные науки и некоторые из них уже установили определенную
зависимость явлений, достаточную для уяснения хода явлений в будущем.

Но они установили ее исключительно благодаря строго объективному
методу, как это мы видим, например, в политической экономии, и чего нет
в социологии. Известный в социологии закон исторического иллюзионизма
показывает между прочим, как субъективное понимание явлений расходится
с объективной действительностью. Доказано, например, что деятелям фран-
цузской революции казалось, что они борются за свободу, равенство и
братство всех граждан, а между тем на самом деле борьба шла за освобождение
буржуазии от опеки феодализма, иначе говоря, борьба происходила в пользу

интересов капитализма. То же произошло и с христианством. За что боролось
христианство, за чистое ли учение Христа, как полагали его апологеты, или
за схоластику, за иерархическое начало церковнослужительного персонала,
за господство христианского материализма, как он проявляется в нынешних
условиях. Расхождение между идеями, руководившими поборниками
христианства, и объективными данными исторического движения христиан-
ства полное, и оно не замечалось самими руководителями христианского
учения. Достаточно вспомнить хотя бы инквизицию. Еще например: недавно
пережитая мировая война, в основе которой лежало экономическое соперниче-
ство Германии и Англии. К сокрушению одной стороны в этой войне
стремились несомненно обе эти воюющие державы, у которых другие скорее
были только сотрудниками, а кончилось тем, что капитализм вообще подорвал
свое бытие, и война привела к необычайному росту социализма.

Вот почему и из социологии и вообще из понимания движения народных
масс должен быть также исключен всякий субъективизм, и только строго
объективное отношение к делу ' * дает возможность установить определенную
в этом отношении законосообразность ''*.

Поэтому и в коллективной рефлексологии мы должны стремиться к тому
же самому. И то обстоятельство, что в индивидуальной соотносительной
деятельности нам удалось установить известные зависимости, вселяет на-
дежду, что и в коллективной соотносительной деятельности эти зависимости
могут быть обнаружены.

Даже более того, анализ соотносительных явлений, обнаруживаемых кол-
лективом, приводит к выводу, что здесь имеются в общем те же зависимости,
которые мы выяснило и в отношении проявлений соотносительной деятель-
ности отдельной личности ^

Оба эти знания, таким образом, в указанном отношении служат как бы
подтверждением и проверкой одно другого.

В конце концов необходимо признать, что если рефлексология отдельной
личности основывается на энергетическом учении, признающем все внешние
проявления отдельного индивида результатом приобретенной им энергии
с процессом рождения, питания и воздействия со стороны внешних влияний,
то и коллективная рефлексология только тогда может сделаться наукой,
способной устанавливать законы общественной жизни, когда она встанет на
энергетическую точку зрения и будет выяснять жизненные проявления каж-
дого коллектива в связи с условиями и поводами, приведшими к его
возникновению, в связи с характером входящих в состав его индивидов и,
наконец, в связи с влияниями, воздействовавшими на коллектив извне как
в настоящем, так и в прошлом. Это дает возможность учитывать результаты
коллективной деятельности в связи со всеми внешними условиями, их
определяющими, и выяснить соотношения или законы, которым подчиняется
деятельность коллектива.

В нижеследующем изложении мы рассмотрим эти соотношения по
отдельным категориям, обозначаемым именем законов. Как уже ранее
упоминалось, основные принципы или законы надорганического мира
в объективном его изучении суть те же, что и законы органического и
неорганического мира , а это служит лучшим доказательством того, что
рефлексология как строго объективная наука, изучая индивидуальную и
коллективную соотносительную деятельность, сближает в полной мере этот

^ См.: Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.; Пг" 1923.
^ Бехтерев В. М. Об основных законах мира в связи с рассмотрением социальной жизни
с точки зрения рефлексологии: К учению об едином мировом процессе// Вопросы изучения
и воспитания личности. 1920. № 2. С. 171-204; Он же. Об основных законах мира при
объективном рассмотрении соотносительной деятельности человека и его социальной жизни
с точки зрения рефлексологии//Там же. 1921. № 3. С. 353-371.

192

отдел знания с естествоведением, чего не может сделать ни общая, ни
экспериментальная психология как науки субъективные, применяющие метод
самонаблюдения, совершенно неприменимый к наукам о мертвой и живой
природе.

I. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ

Закон сохранения энергии, открытый Р. Майером, подкрепленный работами
английского физика и техника Джоуля и окончательно установленный Гельм-
гольцем, ныне не требует каких-либо пояснений ввиду его общепризнанности
и общеизвестности. Сущность этого закона заключается в том, что количество
энергии в замкнутой системе не убывает и не прибавляется, что все виды
энергии в природе состоят по отношению друг к другу в определенном
отношении эквивалентности (равноценности). Что касается принципа сох-
ранения вещества, то его нельзя рассматривать иначе, как частный принцип
сохранения энергии, так как вещество в конце концов есть не что иное как
связанная энергия. К тому же в настоящее время мы не можем уже говорить
о сохранении вещества без оговорок после открытия радиоактивных тел.

В своей книге <Общие основания рефлексологии> доказываю, что так
как наши воспринимающие органы суть трансформаторы внешних энергий,
что было высказано мной как положение еще в 1896 г.^, то вся вообще
деятельность человеческой личности подлежит закону сохранения энергии.

Общественный процесс есть процесс, обусловленный коллективной
энергией отдельных лиц, и всегда проявляется в той или иной деятельности
или работе, что все равно, а это является только в результате затрачиваемой
энергии.

Нет надобности говорить, что далеко не всегда коллектив выполняет
работу совместно всеми своими сочленами более или менее равномерно или
одновременно: чаще по-видимому первоначальная работа выполняется
одними или несколькими лицами, другие же в это время являются только
лишь созерцателями, слушателями или в лучшем случае подражателями:
но тем не менее и здесь дело идет о коллективной работе, только неравно-
мерно распределенной, ибо одни освобождают накопленную энергию, другие
перерабатывают получающиеся результаты в форме внешних раздражений
в запасную энергию, на что затрачивается всегда та или другая часть
имеющейся уже энергии, или же освобождают свою энергию под влиянием
подражательного стимула, т. е. со сравнительно малой затратой сил, но так
или иначе участие и тех, и других, т. е. целого коллектива, в одной общей
работе несомненно.

Общественная или коллективная энергия таким образом составляется из
совокупности энергий всех участвующих в общей работе лиц. Но необходимо
иметь в виду, что проявляемая участвующими лицами энергия, как и во
всякой механической системе не вся переходит в полезную или действитель-
ную работу: часть ее тратится на преодоление инерции коллектива, на
внутреннее трение между участниками работы, на преодолевание внешних
препятствий к работе, в чем бы они не проявлялись, и т. п.

Таким образом только остальная часть затрачиваемой энергии переходит
в действительную работу, как это имеет место и при выполнении всякой
вообще механической работы.

^ Бехтерев В. М. Учение о нервных единицах (neuron) и о соотношениях их друг с другом
// Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1896. № 1/3. С. 12-
22; Он же. Теория соприкосновения (Contact theorie) и учение о разрядах нервной энергии
как условии проведения нервного возбуждения // Там же. С. 23-28.

13 В. М. Бехтерев                                                             193

При осуществлении той или иной коллективной работы приложим также
известный в механике параллелограмм сил, причем результат действия про-
является в определенном направлении, являющимся равнодействующей всех
усилий, производимых отдельными индивидами, участвующими в данной
коллективной работе.

К общественной энергии одинаково применимы и процессы подавления
ее или торможения, и процессы ее усиления, обусловленные приложением
новой силы или большим освобождением имевшейся запасной энергии
участвующих индивидов, о чем подробнее речь будет в другом месте. Вос-
препятствованное же общественное движение выливается всегда в движение
другого направления или временно затормаживается, но не исчезает.

Уже эти данные говорят за то, что закон сохранения энергии, являясь
общим мировым законом, имеет непосредственное приложение к деятель-
ности коллектива, как и к отдельной человеческой личности. Однако до сих
пор понятие энергии и принцип ее сохранения в приложении к человеку
встречали препятствие в субъективистических воззрениях на человеческую
личность, вследствие чего это понятие не могло даже прочно и установиться.

Строго объективная точка зрения, принятая рефлексологией, устраняя
вопрос о субъективных явлениях, признает, что каждая личность является
в сущности аккумулятором энергии^*, которая приобретается частью уже
вместе с зачатием и плодоношением, впоследствии же при посредстве
вводимой пищи и воспринимающих органов как трансформаторов внешних
энергий. В свою очередь, запасная энергия переходит в кинетическую и
молекулярную работу при сокращениях мышц и отделении желез. При таком
взгляде на дело не может быть сомнения в том, что к человеческой личности,
как и ко всякому живому существу, вполне приложим закон сохранения
энергии, ибо если бы в этом отношении существовало какое-то отступление
от закона сохранения энергии, то он перестал бы быть всеобщим и, следо-
вательно, утратил бы свое значение мирового закона.

В настоящее время мы даже знаем, что запасная энергия наших центров
содержится главным образом в зернистой части нервных клеток (Niel-евские
тельца), ибо зерна клеток распыляются вместе с их работой и наступающим
утомлением. Нам таким образом известен самый субстрат нервной энергии.

В последнее время явилась возможность даже высчитать процент полезной
работы, который осуществляет человеческий организм по отношению
к энергии, получаемой извне вместе с пищей. Специальными исследо-
ваниями выяснено при посредстве учета потребляемой пищи и производимой
механической работы, что коэффициент полезной работы мышц человека
достигает в общем до 21% потребляемой им энергии, тогда как паровая
машина, как известно, дает не более 13% полезной работы, хотя дизели
дают уже много больше.

У людей с большей физической силой % полезной работы поднимается
до 36%. Само собой разумеется, что здесь не принята во внимание трата
энергии, которая расходуется на внутреннюю работу желез и других со-
матических органов (потоотделение, оживленное кровообращение и т. п.).
Большее количество полезной работы человека по сравнению с паровой
машиной объясняется тем, что человеческая машина совершеннее паровой
уже тем, что она сама пополняет в известной мере свои недочеты во время
работы за счет запаса энергии, постоянно имеющегося в центрах, благодаря
не одному только притоку питательного материала, но и благодаря транс-
формации разнообразных форм энергии внешнего мира, действующих на
воспринимающие приборы наших поверхностей^*.

В своем сочинении <Бессмертие человеческой личности как научная
проблема> я подробно касаюсь вопроса о том, что творчество соотносительной
деятельности человека никогда не утрачивается,-оставаясь вечным. <Духовная>

194

личность человека, имея самодовлеющую ценность, никогда не исчезает
бесследно, и таким образом каждая человеческая личность, имеющая в себе
опыт предков и свой личный жизненный опыт, не прекращает своего су-
ществования вместе с прекращением индивидуальной жизни, а продолжает
его в полной мере во всех тех существах, которые с ней, хотя бы косвенно,
соприкасались во время ее жизни и таким образом живет в них и в потомстве
как бы разлитой, но зато живет вечно, пока существует вообще жизнь на
земле.

Можно сказать, что в течение своей жизни человек, если можно так
выразиться, рассеивает свою энергию среди близких и не близких ему лиц,
которые в свою очередь, передают приобретенное другим, а те-третьим и
так далее до пределов человеческих взаимоотношений, причем в претворенном
виде это влияние личности на других себе подобных, в свою очередь, будет
воздействовать на самую личность, первоначально давшую толчок к воз-
действито на других ^ В собирательной человеческой личности все взаимно
связаны друг с другом, и нет ни одного происшествия, которое не отразилось
бы в той или иной мере всюду. Один подвиг вызывает преемственно другой
подвиг, и одно преступление влечет за собой другое преступление^*.

Но если ни одно проявление человеческой личности в мире не исчезает
бесследно, то, с другой стороны, и нет ничего такого, что давало бы откуда
бы то ни было нарастание энергии без соответствующих внешних условий,
иначе говоря, нельзя признать существование какой-либо свободной энергии
человека, возникающей вне определенных взаимных соотношений. В этом
отношении нельзя не припомнить вполне верных замечаний, высказанных
еще Л. Толстым в его знаменитом сочинении <Война и мир> и приведенных
уже в моей рефлексологии: <Для истории признание свободы людей как
силы, могущей влиять на исторические события, т. е. не подчиненной
законам, есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения
небесных тел> '.

Признание это уничтожает возможность существования законов, т. е.
какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно движущееся
тело, то не существует более законов Кеплера и Ньютона и не существует
более представления о движении небесных тел. Если существует один сво-
бодный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона
и никакого представления об исторических событиях. Естественный вывод
отсюда, что человеческая энергия, как и всякая энергия, не увеличивается
и не уничтожается, а лишь переходит в другие формы энергии или в работу.

Ясно, что и по отношению к собирательной личности или коллективу
необходимо иметь в виду тот же закон сохранения энергии. Очевидно, что
и здесь он должен иметь одинаковое значение, ибо, если он приложим
к отдельной личности, то он одинаково приложим и для целого ряда лично-
стей, входящих в коллектив и объединенных между собой теми или иными
условиями, чем бы ни обусловилось это единение. Толпа сама по себе так
же, как и отдельная личность, получает извне раздражение при посредстве
воспринимающих приборов - слуха и зрения, она так же, как и отдельная
личность, является аккумулятором запасной энергии и приводят ее при
известных условиях в кинетическую энергию или работу, производя этим
разряды энергии в зависимости от тех или других высших раздражений.

Конечно, мы не можем сделать никаких расчетов для выявления этого
закона на практике, ибо нельзя учесть количество запасной энергии каждой
личности в отдельности: далее мы не можем учесть, как складывается эта

* Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Б. м. Б. г. С. 10-11.

Отд. отт.
^ Толстой Л. Н. Война и мир. М., 1868. Т. 1. С. 272.

13'                                                                195

энергия отдельных личностей при объединении их в толпу, но, признав за
тем и другим определенную величину, мы должны сказать, что энергия
собирательной личности дает те или другие разряды в зависимости от
количества запасной энергии, в ней содержащейся, и в зависимости от силы
раздражителей, приводящих к разряду, а что эти разряды, осуществляясь
в работе, подлежат в отношении направления и силы определенной законо-
мерности, нам доказывает статистика. Последняя не оставляет более ни в
ком сомнения, что все явления общественной жизни представляют
правильное соотношение между определенными причинами и соответству-
ющими им следствиями.

Во всяком случае совершенно ошибочно думать, что индивидуальный
ум человека господствует над событиями. Ни что иное, как последние,
выдвигают ту или другую личность; которая и является выразителем обще-
ственных настроений и коллективных действий, но нельзя забывать, что
в делах общественных роль большинства или численность в той или иной
мере ограничивается личными качествами, и потому та или другая личность,
будучи выразительницей определенного круга лиц, может воздействовать на
толпу соответственным образом и даже подавлять большинство. Этим и
определяется роль личности в народных движениях.

В периоды бурных общественных событий роль толпы выдвигается в такой
мере, что можно говорить о преобладающем значении ее так называемых
инстинктов или наследственно-органических рефлексов и о понижении умс-
твенного контроля отдельных лиц, являющихся руководителями толпы; тогда
как в более спокойные периоды общественной жизни роль личности как рукЬ-
водителя действий толпы получает большее значение '*.

Во всяком случае не только действие толпы или собирательной личности,
но и ее творчество как всякая работа не исчезает бесследно, но сохраняется,
претворяясь со временем в те или другие формы энергии.

В самом деле тот или другой народный коллектив, создав культуру, разве
когда-нибудь <духовно> умирает? Он может распасться, разъединиться или
подпасть под чужое владычество. Но и в том, и другом случаях результат
его в новых формах творчества, как это было с народами, унаследовавшими
<духовные> богатства древней Греции и Рима.

Во всяком случае для представителей науки, стоящих на строго
объективной точке зрения по отношению к человеческой личности согласно
тому, как то учит рефлексология, - наука, отрешившаяся от субъективизма
современной нам психологии и рассматривающая в человеке лишь соот-
носительную деятельность, не может быть сомнения в том, что к человеческой
личности и ее действиям в полной мере должен иметь приложение закон
сохранения энергии. В заключение должен упомянуть, что рефлексология
человека мной и создавалась и мыслилась не иначе, как стоя на энергетиче-
ской точке зрения ^ которая первоначально мною высказана еще в книге
<Психика и жизнь> ", причем подробнее эта точка зрения развита в немецком

и французском изданиях того же сочинения