Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Марксистская литература получила известность среди русской революционно–демократической интеллигенции еще в 60–70–х гг. прошлого века. С идеями марксизма в конце 60–хгг. познакомилась группа русских эмигрантов в Швейцарии, которая образовала в 1870г. Русскую секцию Первого Интернационала. В 1872г. в России легально вышел первый том "Капитала" К. Маркса. Распространение идей научного социализма началось в борьбе с народнической идеологией.
Большая заслуга в этом принадлежала Г.В. Плеханову
(1856–1918гг.) – выдающемуся пропагандисту, крупному теоретику марксизма, – и созданной им в сентябре 1883г. в Женеве группе "Освобождение труда", в которую вошли политические эмигранты из России: В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов. Этобыла первая марксистская организация, положившая начало истории российской социал–демократии, давшая ей теоретическое обоснование и сделавшая первый шаг навстречу рабочему движению.
Группа "Освобождение труда" объявила о разрыве с народническо–анархистской идеологией, поставила в качестве центральной задачи революционного движения организацию "русского рабочего класса в особую партию с определенной социально–политической программой..." (Литературное наследие Г.В.Плеханова. – Сб.VIII. – Ч.1. С.29). Работа группы по выполнению этой задачи шла по трем основным взаимосвязанным направлениям.
Во–первых, перевод на русский язык произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, издание их за границей и распространение, главным образом нелегально, в России.
Во–вторых, создание работ, пропагандирующих научный социализм, философию и экономическое учение К.Маркса, применяющих его теорию и метод к познанию и объяснению социальных процессов в России, роли рабочего класса в российском и международном революционном движении.
В–третьих, важнейшей задачей группы была бескомпромисная критика с позиций марксизма реакционных и буржуазно–либеральных воззрений, мелкобуржуазно–утопических взглядов народничества, экстремистских, анархистских, бланкистских концепций, реанимируемых на Западе и в России течений идеалистической философии (особенно кантианства, его субъективизма и агностицизма), которые тормозили формирование научного мировоззрения революционеров и, проникая в рабочую среду, препятствовали созданию марксистской революционной партии российского пролетариата.
Еще в начале 80–х годов произошел качественный поворот русской революционной мысли к марксизму. Он был связан с выходом в свет в 1882г. сделанного Г.В.Плехановым русского перевода "Манифеста коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, к которому его авторы дали предисловие, высказав свое убеждение в том, что "Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе" (Маркс К. и Энгельс Ф. – Соч. – Т. 19. – С. 305). Г.В. Плеханов сопроводил перевод "Коммунистического манифеста" своим предисловием, носившим программный характер для нового в революционной России направления теоретической мысли – научного социализма, где говорилось: "Вместе с другими сочинениями его авторов "Манифест" открывает новую эпоху беспощадной критики coвременных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обоснования социализма".
Написание и издание членами группы своих произведений было другим немаловажным направлением в ее деятельности.
Например, перу Г.В.Плеханова принадлежат работы, обогатившие международную литературу марксизма: "Социализм и политическая борьба" (1883г.), "Наши разногласия" (1884–1885гг.), "Русский рабочий в революционном движении" (1892г.), "Анархизм и социализм" (1892г.), историко–философские сочинения, такие, как книга о Н.Г.Чернышевском (1891г.), статья "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", классический труд "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895г.) и др.
С.И. Мицкевич – один из основателей Московской социал–демократической организации – писал о работе Г.В. Плеханова "Наши разногласия": "Новый мир открылся передо мной: найден был ключ к пониманию окружающей действительности, найдена была база для работы, выход из тупика, из тисков казавшейся ранее всесильной реакции. Русский рабочий класс – вот куда надо идти, надо нести в него светоч научного социализма. Он произведет ту политическую и социалистическую революцию, базу для которой тщетно старались найти... другие революционеры 60–70–х годов. Прочитал я тогда вновь и "Манифест Коммунистической партии", и новое громадное впечатление он произвел на меня: я его понял, я понял основы великой историко–философской теории Маркса. Ястал марксистом и уже на всю жизнь". (Советская культура. – 1983. – 24 сентября).
Главным выводом книги стала идея о необходимости создания в России рабочей социалистической партии, опирающейся на теорию научного социализма. Г.В.Плеханов писал: "... Образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге нас ждут успех и победа; все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию". (ПлехановГ.В. Избр. философские произведения. В 5 т. – М., 1956. – Т. 1. – С.129).
Эта работа дала мощный импульс глубоко научной критике всего мировоззрения утопического социализма, содействовала переходу многих народников на позиции марксизма как в самой России, так и среди русских политических эмигрантов. Ф.Энгельс, познакомившись с основным содержанием брошюры "Наши разногласия", писал В.И.Засулич: "... горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со семи анархистскими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников". (МарксК., ЭнгельсФ. – Соч. – Т. 36. – С. 260).
В проектах программы русских социал–демократов, составленных в 1883 и 1885гг. членами группы "Освобождение труда" под руководством Г.В.Плеханова, указывалось на историческую миссию российского рабочего класса как главной силы, способной сокрушить самодержавие и открыть путь для демократического развития страны. "Пролетариат, – подчеркивал Г.В.Плеханов, – это тот динамит, с помощью которого история взорвет русское самодержавие." (ПлехановГ.В. Соч. – Т. 3. – С. 207).
Обсуждение в марксистских кружках проектов программы русских социал–демократов имело большое политическое, теоретическое и пропагандистское значение. Однако в программах группы имелись лассальянские положения, допускались уступки народникам в вопросе о терроре, недостаточно была разработана и аграрная часть программы. Но в основном проекты программы, написанные Г.В.Плехановым, имели положительное значение, способствовали идейной подготовке создания социально–демократической рабочей партии в России.
В споре с буржуазными идеологами, которые не могли найти "лекарства" против язв капитализма, Г.В.Плеханов писал: "Mы же знаем такое лекарство, и притом лекарство верное: это диктатура пролетариата, как средство, и социалистическая организация благ, как цель". (Плеханов Г.В. Соч. – Т. 24. – С. 337). Впротивовес оппортунистам он заявил, что политическая власть рабочего класса представляет собой ничем не заменимое орудие коренного переустройства производственных отношений, "диктатура пролетариата должна быть первым актом социалистической революции". (ПлехановГ.В. Соч. – Т. 13, – С. 203).
Имя Г.В.Плеханова в международной социал–демократии было популярно, авторитет – высок. Он представлял российскую социал–демократию в Международном социалистическом бюро, на конгрессах и в секретариате Интернационала. Его выступления на конгрессах Интернационала в Париже (1889г.), в Цюрихе (1898г.), в Лондоне (1896г.) и опять в Париже (1900г.) всегда давали богатую информацию о развитии и перспективах революционного движения в России, были направлены против анархизма, оппортунизма, других враждебных марксизму течений. Выражая в своем выступлении на Парижском конгрессе Интернационала в 1889г. стремление русских социал–демократов усвоить идеи современного научного социализма, распространить их в рабочей среде и с помощью рабочих приступом взять твердыню самодержавия, он закончил его пророческими словами: "Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может!" (Литературное наследие Г.В. Плеханова – М., 1940. – С.86). Такначался выход революционных марксистов на арену борьбы международного пролетариата.
Таким образом, группа "Освобождение труда" предприняла плодотворную попытку связать в одно целое теорию и практику классовой борьбы российского пролетариата. Ее участники стали впервые излагать систематически и со всеми практическими выводами идеи марксизма, которые, как показал опыт всего мира, одни только выражают правильно сущность рабочего движения и его задачи.
ВРоссии создаются в это время первые марксистские группы, кружки, в которых изучались и пропагандировались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова. Они действовали в Москве, Петербурге, Казани, Новгороде, Ярославле, Твери, в других городах России и в национальных районах – на Украине, в Грузии, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии. Ими руководили Д. Благоев, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев, П.В. Точисский и др.
В начале XXвека в стране формируются политические партии и организации. Создаются организации социалистов–революционеров, которые ставили задачу уничтожения самодержавия, построения социалистического общества на основе крестьянской общины. В 1905г. состоялся 1 съезд ПСР.
В 1898г. на съезде было провозглашено создание РСДРП, а в 1903г. на съезде была принята ее первая программа. Онапредусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики (программа–минимум) и осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата (программа–максимум).
18октября 1905г. начала действовать конституционно–демократическая партия (партия народной свободы), созданная либеральной буржуазией. Ее идеалом стало "увековечение буржуазной эксплуатации в упорядоченных, цивилизованных, парламентских формах". (ЛенинВ.И., Полн. собр. соч. - Т.44. - С.25).
В условиях подъема 1–й революции в России был создан "Союз русского народа" – организация монархическая, расистско–шовинистическая, воспринявшая погромные традиции черносотенцев.