Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава XV. Суд

3. Базилики

Базилики соответствовали нашим зданиям судебных установлений или присутственным местам. Помещались они в непосредственном соседстве с форумом. Древнейшая базилика была построена в 185 г. до Р. X. М. Порцием Катаном, и называлась Porcia; в 52 г. до Р. X. ее уничтожил пожар, происшедший во время похорон Клодия. Далее, сооружены были одна за другой базилики Fuluia или Aemilia (180 г. до Р. X.), Тетргота (171 г. до Р. X.), Opimia (121 г. до Р. X.), Julia, начатая Цезарем и законченная Августом. Ко временам империи относятся базилики Траяна (Ulpia) и Константина. Провинции подражали примеру Рима, и большинство провинциаль-

533

ных городов пожелало также иметь и свои базилики. Не все эти здания исчезли. Существуют еще значительные развалины базилики Константина; в 1871 г. произведены были раскопки того места, где стояла базилика Julia, и кроме того удалось определить расположение частей базилики Ulpia. Довольно хорошо сохранилась помпейская базилика.

Базилика представляет собой продолговатый прямоугольник, разделенный на три части двумя параллельными рядами колонн или столбов, как некоторые из наших церквей. В базилике Julia средняя часть (обыкновенно эти части называются «кораблями» — nef) имеет в длину 82 метра и в ширину 16 м. Задняя стенка базилики часто имеет форму полукруглой абсиды: здесь именно возвышалась эстрада, на которой заседал суд. Таково, напр., устройство базилики во дворце Домициана. Подобная же абсида есть и в базилике Константина. В Ulpia мы видим две абсиды, расположенные одна против

534

другой. Наоборот, нет ни малейших следов абсиды в базилике Julia. В Помпеях судейская эстрада примыкала к прямой стене.

Здание базилики было иногда открыто, иногда окружено стенами. Над ним устаивался или свод, или обыкновенный потолок, или сволок, бревна которого были видны. Кровля базилики Ulpia была сделана частью из бронзы. Украшалось помещение статуями и золочеными трофеями. Как внутри, так и снаружи, базилика поражала обилием драгоценных материалов и разнообразных художественных произведений, благодаря щедрости строителей, которые таким великолепием старались удовлетворить своему тщеславию. Колонны в базилике Aemilia, напр., были из фригийского мрамора, а строитель ее, П. Эмилий, увешал их, кроме того, великолепными щитами; эта базилика украшена была также бронзой, золотом и живописью. Базилика Julia была вымощена мрамором. Обыкновенно над боковыми галереями устраивались хоры, с которых публика могла видеть средний корабль здания.

Базилика служила в одно и то же время и зданием суда, и залом присутственных мест, и биржей, и местом для прогулки и разговоров со знакомыми. Она не имела, собственно, специального назначения и служила для самых разнообразных надобностей. В базилике творили суд, потому что здесь можно было найти убежище от солнца и дождя, но сюда являлись также и для болтовни, игры, прогулки; а в портиках, окружавших базилику, торговцы устраивали свои лавочки.

(Guadet, Diet. des antiq., t. I, pp. 678—679; и Martha, L'Archeologie romaine, p. 164).