Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.3.4. Малые группы

Малая группа — это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).
Американский социолог Ч.Кули (1864-1926) был первым, кто в начале XX в. приступил к систематическому исследованию малых групп. А с 60-х годов XX в. уже всеми учеными для проведения анализа социальной структуры общества в качестве реальной элементарной частицы общества, сосредоточивающей в себе все виды социальных связей, была выбрана так называемая «малая группа».
Существует бесчисленное количество определений малых групп. Г.М.Андреева приводит наиболее «синтетическое», которое сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [9. С. 191]. Это определение достаточно универсально, оно не претендует на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.
Исходя из этого определения, специфическим признаком малой группы, отличающим ее от больших групп, являются общественные отношения, выступающие в форме непосредственных личных контактов. Следует отметить, что малая группа — это не просто любые контакты между людьми, так как и в произвольном случайном собрании людей всегда есть какие-нибудь контакты, это контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые, в то же время, опосредованны совместной деятельностью.
Малые группы функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и выступают в качестве социальной микросреды, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп используют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных социальных условиях влияют на формирование и развитие малых групп.
Американский социолог Т.Миллз выделил четыре причины, из-за которых необходимо изучать малые группы:
1. Прагматическая. Знание того, что происходит в малых группах, очень важно, так как в них принимаются решения, имеющие (играющие) большую роль в истории как общностей, так и общества, так как влияют на образ жизни и быта людей. Например, небольшая группа лидеров может заставить свою нацию действовать определенным образом, а принимаемое сугубо индивидуально миллионами людей решение о количестве детей может привести к демографическому взрыву. Также знание групповой динамики может помочь человеку наиболее оптимально функционировать в группе.
2. Социально-психологическая. В малых группах постоянно происходит столкновение социальных и индивидуальных интересов, которые существенно влияют на человека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить эксперименты.
3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих систем.
4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит построить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования [см.: 168. С.83-84].
Американский социолог Р.Мертон [см.: 225. С.147] считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойственных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.
До сих пор остается дискуссионным как вопрос определения малой группы, выделения ее наиболее существенных признаков, так и вопрос о количественных параметрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.
Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы идет в научной литературе уже довольно давно.
Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним соперничает точка зрения, полагающая, что наименьшее количество членов малой группы не два, а три человека. Исходя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».
Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (например, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом [см.: 312. С.128].
А Б А
Б В
Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредственны, поэтому она является самой элементарной частицей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоотношения между двумя индивидами, и анализ происходящего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возникающих между двумя лицами, имеют большое значение.
Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар [см.: 312. С.132]:
1. Пары, объединенные связью, образованной сексуальными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.
2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-сестра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).
3. Пары друзей.
4. Пары, связанные отношениями соподчинения.
5. Пары, связанные отношениями помощи: помогающий и тот, которому помогают.
6. Пары, связанные отношениями воспитания.
7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).
На основе личных и предметных контактов происходит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зависит от непосредственной реакции на личные черты.
Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувство является основой для появления сети отношений, благодаря которой связываются более широкие круги, состоящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.
До сих пор обсуждается также и вопрос о верхнем пределе малой группы. Долгое время ученые принимали открытое Дж.Миллером «магическое число» 7±2 за верхний предел малой группы. Данное число было получено им при исследованиях объема оперативной памяти и означало количество предметов, которые могут одновременно удерживаться в памяти. Исследования, проводимые позднее, показали, что данное число является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. В конечном итоге все выдвигаемые в пользу магического числа аргументы экспериментально не подтвердились.
Г.М.Андреева придерживается другой точки зрения. Она пишет: «Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» [9. С.1941.
В настоящее время ученые выделяют около 50 различных оснований классификации малых групп [см.: 9. С. 194). Так, например, по способу организации — внешнеорганизманные и саммрганизующиеся; по основным сферам функционирования — производственные, учебные, семейные, дружеские и т.д.; по составу — элементарные, нечленимые (не более 7-10 человек) и составные (до 40-50 человек), которые состоят из нескольких элементарных групп; по внутригрупповой атмосфере — дружеские, демократические, авторитарные, стихийные; по уровню развития — начиная от диффузной группы, Т.е. случайно собранной группы, которая не имеет общих целей, до сплоченного коллектива, для которой характерны высокий уровень развития коллективности и наличие единой цели, ценностных ориентаций; по времени их существования — долговременные и кратковременные и т.д.
Остановимся подробнее на наиболее распространенных и важных для социологии основаниях деления малых групп:
1. В зависимости от степени организованности — формальные (официальные) и неформальные группы.
2. В зависимости от характера внутригрупповых взаимодействий — первичные и вторичные группы.
3. В зависимости от включения или невключения индивида в группу, выступающую для него эталоном, — референтные группы и членские группы.
В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть как первичной, так и вторичной, в отличие от нее, большая группа может быть только вторичной.
Как показали исследования малых групп, проведенные зарубежными учеными, такие группы отличаются от больших не только размером, Т.е. количеством членов групп, но и качественно, им присущи совершенно иные социально-психологические характеристики. В качестве примера некоторые различия социально-психологических характеристик этих групп приведены С.С.Фроловым в его учебнике «Социология» (М., 1996): «Малые группы имеют:
1) не ориентированные на групповые цели действия;
2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; 3) конформизм к групповым нормам. Большие группы имеют:
1) рациональные целеориентированные действия;
2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;
3) конформизм к политике, проводимой активной частью группы» [287. С.2141.
С.С.Фролов считает, что, для того чтобы совокупность могла считаться группой, в наличии должны быть два следующих существенных условия: во-первых, взаимодействие между ее членами, а во-вторых, у каждого члена группы должны появиться разделяемые ожидания относительно других ее членов [см.: 287. 0.1941.
Исходя из этого, два человека, стоящие на остановке и ждущие трамвай, не будут считаться группой, так как отмеченные выше два условия отсутствуют. Но эти люди могут стать группой, а точнее, квазигруппой, если между ними начнется какое-нибудь взаимодействие (например, начнут беседовать, драться и т.д.).
3.3.4.1. Формальные (официальные) и неформальные группы
Формальная группа — это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, организации» [136. С.50]. Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.
В формальных группах функции, цели, правила поведения и даже членство зафиксированы в нормативных документах, Т.е. формализованы. Это помогает реализовать главную функцию формальной группы — добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляемости действий всех членов группы для достижения основных целей социального института или организации.
Часто такая группа формируется и функционирует как официальная часть трудовой или общественной организации, а непосредственной основой межличностных контактов выступает совместная деятельность по изготовлению какого-то определенного продукта или достижение какой-нибудь определенной цели. Формальной группой — объективным социальным образованием, элементом социальной структуры общества — является также и семья.
Благодаря формализованному характеру отношений формальная группа может объединять значительное число членов. Структура, тип поведения и функции такой группы определяются системой более высокого уровня, группой большего масштаба или общества в целом. Если взять, к примеру, производственную бригаду, то ее размер, структура, функции, производственное задание и лидер (бригадир) строго регламентированы правилами данной производственной организации. Авторитет в подобного рода группах определяется не личными качествами, а должностью индивида.
Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).
Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганизация. Со временем некоторые самоорганизуюшиеся неформальные группы могут получить официальный статус, превратившись, например, в общественные организации, самодеятельные коллективы и т.п.
Иногда в неформальной группе может возникнуть совместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции (например, группа туристов, отправляющихся в поход выходного дня).
Не получившие официальный статус неформальные группы можно разделить на дружеские контактные группы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут в разрез с целями, нормами и ценностями общества. В данном случае задача социолога заключается в проведении анализа социальной направленности неформальной группы и на основе этого разработке конкретных рекомендаций по стимулированию социальной самоорганизации, которые в конечном итоге должны привести к возникновению неформальной группы с положительной социальной направленностью. Структура взаимоотношений в неформальной группе изучается при помощи социометрии.
В официальных группах обычно развита широкая система неформальных отношений и неформальных групп. Это обстоятельство играет очень важное значение для функционирования официальной группы и тем более производственных коллективов. Ведь в неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоциональной близости и взаимных симпатий, а это ведет к созданию благоприятного социально-психологического климата в официальной группе. В официальной группе, трудовом коллективе существует строгое распределение ролей и отношений между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, в отличие от этого, в неофициальных группах члены этого же коллектива объединены еще дружескими чувствами, взаимными симпатиями, общими интересами.
Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.
Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных знаний. Для того чтобы эффективно осуществлять руководство коллективом, руководитель должен проявлять интерес к существующим в коллективе неформальным отношениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.
Впервые деление малых групп на формальные и неформальные было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. В 1928 г. Э.Мэйо был приглашен компанией «Вестерн Электрик» для выяснения причин понижения производительности труда сборщиц реле, так как исследования, проводимые до него, не могли дать удовлетворительного объяснения причин. В общей сложности эксперименты в Хоторне продолжались с 1924 по 1936 гг. В результате проведенных экспериментов Э.Мэйо сделал вывод о наличии в бригаде наряду с формальной еще и неформальной структуры, а также показал значение неформальной структуры бригады, возможность использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах компании.
Практика показала, что в реальной действительности очень сложно разделять строго формальные группы и строго неформальные группы, особенно тогда, когда неформальные группы возникли в рамках формальных. Поэтому классификация малых групп на формальные и неформальные не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур групп необходима и полезна для развития представлений о природе групп [см.: 9. С.197].
3.3.4.2. Первичные и вторичные группы Первичная группа — это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».
Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» [II. С.53].
Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].
Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.
Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.
Первичная группа — это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.
Ч .Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:
1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.
2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].
Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная — на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.
Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.
Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой деятельностью, основными будут производственные отношения. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приобретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.
Но, естественно, не следует считать, что все вторичные группы безличны и лишены какого- либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения друг с другом и часто образуют первичные группы.
Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать первичные социальные образования.
Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в течение нескольких десятилетий социологические исследования подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочисленные данные, свидетельствующие, что первичная группа все еще вполне устойчива и является важным связующим звеном между личностью и обществом. Исследования первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что первичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества {см.: 225. С. 150-154].
3.3.4.3. Референтные и членские группы
Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. — «это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном» [II. С.56].
Открытие феномена «референтной группы» принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.
В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно «референтная группа» помогала разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены» [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую принимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.
Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.
Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.
«Референт-группой» для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. «ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением» [312. С.81].
Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значимый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],
Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Антипина, может принимать следующие значения:
1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;
2) группа, на которую ориентируются в действии;
3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;
4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно [см.; II. С.57].
Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:
- по выполняемым функциям — нормативная и сравнительная референтные группы;
— по природе своего существования — реальные референтные группы и идеальные референтные группы;
— в соответствии с согласием либо отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эмигрант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее освоить нормы, правила и установки жителей данной страны.
Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.
Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли (Kelley H.M. Two functions of reference groups.// In: Readings in social psychology Ed. G.E. Swanson, T.M. Newcomb and E.Z. Hartlen. - 1952). К нормативным группам он отнес те, в которых «индивид имеет мотивацию достигнуть или укрепить одобрение» [цит. по: 311. С. II 3], для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид должен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была «группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других» [цит. по: 311. С.113].
Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как нормативной, так и сравнительной референтной группы.
Реальная референтная группа — группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для индивида эталоном реализации оптимальных для него социальных норм и ценностей [см.: 63. С.6].
Идеальная референтная группа — это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеалов индивида являются отраженные в его сознании ценностные и нормативные ориентации, выступающие в специфической форме персонифицированных эталонов и идеалов [см.: 63. С.7], Т.е. в форме образов людей. Созданные в голове индивида персонифицированные образы (например, литературный герой, исторические деятели далекого прошлого и т.д.). представляют собой, как отмечает Г.С.Антипина, «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [см.: 11.С.57; 318.С.149].
Таким образом, если реальная референтная группа — это явление социальной реальности, то идеальная референтная группа — это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.
Подробное исследование референтных (реальных и идеальных) групп, их функций, типов, а также процесс их формирования и развития были проведены в диссертационной работе К.Д.Давыдовой [см. об этом подробнее: 63].
Социальный статус, нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида и рассматриваются им как социально желательные. Система ценностей отрицательной референтной группы чужда для индивида, противоположна его ценностям и воспринимается как нежелательная, неприемлемая, поэтому своим поведением он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиций со стороны этой группы. В качестве отрицательной референтной группы часто выступает группа, к которой индивид раньше принадлежал и из которой перешел в другую группу.
К.Д.Давыдова все функции референтных групп, в соответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, разделила на три основные группы [см.: 63. С.10-12]:
- статусные (информативные) — способствуют формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре, его социальном статусе, эталонах исполнения социальных ролей, соответствующих его статусу. Эти функции помогают референтным группам «регламентировать» социальные роли;
- регулятивные (или нормативные) — помогают личности интерпретировать принятые в референтных группах социальные нормы, устанавливающие рамки допустимого и недопустимого, как нормативные эталоны для индивида. Они выступают для индивида критерием оценки своих поступков, Т.е. осуществляют социальный контроль и обусловливают определенный тип поведения личности, а порой даже и образ жизни;
- мировоззренческие (ценностно-оценочные) — формируют его мировоззрение, ценностные ориентации индивида (определяют установки, ценности, убеждения, идеалы и цели), а также побуждают личность к самовоспитанию. Благодаря этим функциям личность становится способной формулировать свою идеальную референтную группу. Следует отметить, что данное разделение носит относительный характер, так как в жизни все перечисленные выше функции референтных групп перекрещиваются.
Деление на группы членства и референтные группы представляет большой интерес как для социологов, особенно при проведении прикладных социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так и для социальных психологов. Умение находить и выделять референтные группы позволяет существенно упростить не только работу по изучению направленности личности, но и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование. Например, при изучении противоправного поведения подростков очень важно бывает выявить вопрос, почему индивид, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная секция, вдруг начинает ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы других групп, часто даже такие, в которые он совершенно не включен. В настоящее время теорию референтных групп на практике применяют при изучении процесса адаптации личности к различным социальным средам, социальной мобильности и эффективности средств массовой коммуникации.
Членские группы — это группы, членом которых индивид является.
3.3.4.4. Некоторые особенности построения групп
Для рассмотрения составных частей, строения и функций групп остановимся подробнее на формализованных группах, как уже полностью развившихся и оформившихся.
Группа строится как из ее членов, так и из многих элементов, которые не являются людьми. Индивид как вся личность не принадлежит полностью к группе, а только частью, той общественной ролью, которую он выполняет в этой группе. Правда, некоторые религиозные, политические группы, военные и др. почти полностью поглощают всю личность своих членов, сужают до минимума их личную сферу и даже подчиняют себе роли, выполняемые индивидом в других группах. В основном же только определенный объем всей жизненной активности человека тратится в рамках одной группы.
Для каждой группы характерно вырабатывание физического эталона, Т.е. внешнего вида члена группы. Так, в армии это определено очень подробно, в других же чаще всего происходит ограничение только негативным определением, например, как не должен одеваться член группы либо как должен заботиться о своем внешнем виде.
Разрабатывается группой и моральный эталон, или комплекс моральных черт, которыми должен обладать член группы и реализовывать в своих поступках, например, турист должен оказывать посильную помощь попавшим в беду туристам, даже если это приведет к сходу с маршрута.
Группа также определяет функции члена, в том числе объем работы, которую ему необходимо выполнить для группы, для того чтобы помочь ей реализовать свои задачи.
Группы, в которых сильное внутреннее единство и сильная дисциплина, обычно имеют высокий физический и моральный эталон, функции всех членов четко определены и их выполнение обязательно и безусловно. Можно отметить, что сила группы как единого целого будет находиться в прямо пропорциональной зависимости от требований, предъявляемых к ее членам. Подобного рода группы способны решать важные задачи.
Внутригрупповая идентификация основана на нормативно-ценностной регуляции поведения членов группы. Выполнение или невыполнение членами группы определенных групповых требований влечет за собой соответствующее поощрение или санкцию.
Группы имеют право ограничивать количество членов, на этом основании они делятся на закрытые, ограниченные и открытые.
В закрытых группах выработаны четкие критерии, предъявляемые новым членам при приеме в группу. В ограниченных группах критерии приема менее строгие. В открытые группы могут войти все желающие, в них к новым членам не предъявляются никакие специальные требования.
Обычно группа также разрабатывает способ приема новых членов и правила выхода из нее. Часто для идентификации членов группы используется какой-либо физический эталон, например, ношение значка.
Для появления группы необходима внутренняя организация, Т.е. институты, формы контроля, образцы действий. Свободные объединения, не имеющие своей внутренней организации и основанные только на контактах, не будут считаться группами.
Группа должна обладать собственными ценностями, Т.е. что-то должно выступать в качестве центра объединения (символ, лозунг, идея и т.п.). Это ведет к развитию в группе специфического чувства общности, находящего свое выражение в слове «мы». Возникшее осознание «мы» выступает психической связью, которая способствует объединению членов данной группы и является основой общности действия и солидарности группы.
И последнее условие — группа должна обладать собственным принципом обособления, т.е. обладать таким признаком, который отличал ее от других групп и позволял, на основе этого, других людей, не принадлежащих к группе, определять как «они» или «чужие». Таким признаком может быть идеология, проживание на определенной территории, обладание определенным предметом и т.д.
Принцип обособления оказывает решающее влияние на требования, предъявляемые при приеме новых членов, а значит, и на внутреннюю однородность группы. Однородность может быть определена возрастом (детские группы), религией (христиане), национальностью (грузины) и т.п.
Остановимся поподробнее на принципе обособления. Как уже отмечалось выше, составным элементом группы является также и центр ее объединения, Т.е. все те ценности, предметы и символы, идентифицирующие группу и которые выступают в качестве материальной и идейной основы для ее существования и развития. Это может быть помещение или место, где постоянно встречаются члены группы, лозунги, символы, имущество, которым они располагают, библиотеки и т.п., а также это может быть управление или личности вождей, приобретающие символическое значение. Наличие таких центров является сильным фактором устойчивости группы по времени. Ведь состав групп всегда текучий. Одни выходят из группы по разным причинам или умирают, другие приходят на их место, но, несмотря на свое изменение состава во многом благодаря таким центрам, группа сохраняет свою идентичность и продолжает устойчиво существовать как единое целое на протяжении даже нескольких сот лет.
Задачи группы — следующий элемент развитой группы. Появление задач ведет к развитию внутренней организации и системы контроля, а также влияет на принцип обособленности группы, требования, предъявляемые при приеме новых членов, и, самое главное, на функции, выполняемые ее членами. Задача группы — это не сумма функций отдельных членов, а синтез их функций. Необходимо подчеркнуть, что обычно группа не может до конца реализовать свои задачи, так как реализация одних задач приводит к постановке новых задач. Например, даже группы, созданные каким-либо комитетом для выполнения четко определенной задачи, часто после ее осуществления стараются продлить свое формальное существование, находя новые аспекты задачи, а если это не получается, продолжают существовать и дальше как неформальные группы. Данное явление, часто называемое стремлением группы к устойчивости, своим источником имеет как механизм личности, так и механизм отношений, возникших между членами группы в процессе реализации поставленной задачи.
Наличие определенных задач у группы оправдывает и придает вес ее существованию среди других групп. В каждой группе, и это естественно, появляется склонность к идеализации своего прошлого и тех задач, которые она выполняла. С одной стороны, это обусловлено необходимостью соответствующего воспитания новых членов, для которых в качестве эталона представляют идеализированные поступки и действия членов в прошлом. А с другой стороны, идеализированная традиция выступает фактором, способствующим повышению внутренней сплоченности членов группы, укреплению их морали, Т.е. подготавливает их к интенсивному выполнению своих групповых функций. Поэтому история группы, а тем более история государства или народа, написанная по случаю какой-либо годовщины для молодого поколения, — это подчас идеализированная история, в которой преувеличиваются заслуги и превосходство, а также показывается «величие» данного народа, его слава и мощь в прошлом.
Раньше часто некоторые группы рассматривали свои задачи как специфическую миссию группы, порученную ей провидением, историей и возникшую благодаря особым чертам группы, например, миссия немецкого народа, основанная на его расовых чертах. Постановка задачи группы как миссии предполагала, что данная группа и ее члены уже достигли совершенства и поэтому призваны передать это совершенство другим. Параллельно с реализацией этой миссии члены группы стремились к достижению и личного совершенства как необходимого для того, чтобы совершенство своей группы передавать другим.
Как отмечал Я.Щепаньский, не только группы, выполняющие какую-либо миссию, имеют чувство превосходства над другими. Он писал: «Чувством собственного достоинства, по крайней мере в определенной области, должна обладать каждая группа. Так же, как индивид в своем субъективном «я» обладает комплексом положительных представлений о себе и своей ценности, что позволяет ему устранять противоречия и компенсировать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа обладает каким-то комплексом представлений о собственном превосходстве, хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принадлежность к группе служит поводом для гордости, для отличия. Принадлежность к группам, ничем не отличающимся, не обладающим ни красивыми традициями, ни высокоценными чертами и достижениями, — не привлекательна. Поэтому каждая группа стремится отличиться, придать себе некоторый блеск, дающий превосходство над другими. Отсюда, между прочим, проистекает паблисити (publicity) спортивных побед и международных успехов в разных конкурсах: таким путем все граждане государства могут разделять чувство превосходства и могут черпать отсюда ощущение гордости, что они принадлежат к народу, который имеет такие выдающиеся достижения и так превосходит все другие» [312. С.139-140]
В итоге все составные элементы группы Я.Щепаньский классифицировал следующим образом:
- члены, их черты и особенности, определяющие идентичность и непрерывность устойчивости группы;
- задачи группы, средства, служащие для реализации задач, психосоциологические механизмы, созданные для реализации задач, факторы, поддерживающие внутреннюю сплоченность группы, институты и системы общественного контроля, образцы взаимодействий, эталоны поведения и нормы, регулирующие отношения между членами;
- институты со средствами регулирования контактов и отношений с другими группами [312. С.141].