Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕКИ, КАНАЛЫ И ЖИЗНЬ НА НИХ (ПРИМЕЧАНИЯ)

Жизнеощущению петербуржцев начала нынешнего столетия, стремившихся понять "язык" своего города, в котором выразилась бы "душа Петербурга", оказалась как нельзя более созвучной книга Вернон Ли "Италия. Genius loci", вышедшая в Москве в переводе с английского в 1914 г. Вернон Ли писала, что видимым воплощением Genius loci- "божества местности" - является "особенно выразительное сочетание города и реки" [цит. по: 2, с. 20].
Сочетание Петербурга и Невы поражало воображение и было одной из благодатных тем в разного рода очерках жизни столицы и в петербургской поэзии. Открывая свою книгу главой о реках и каналах Петербурга, Д. А. Засосов и В. И. Пызин следуют этой традиции.
В 1914 г. среди рек России Нева занимала второе место по количеству перевозимых грузов, уступая первенство только Волге, и третье место по числу плотов и судов с грузом, уступая второе Западной Двине. Вся эта армада устремлялась в Петербург и плотно усеивала собою его реки и каналы. За 1912 г. в Неву вошло 14242 судна с грузом 276 млн. пудов и вышло 499 судов с грузом 6 млн. пудов. Первое место среди привезенных по Неве грузов занимали дрова, затем кирпич и лес, потом хлебные продукты, керосин и т. д. Около 130 млн. пудов грузов было доставлено в Петербург морем и около 90 млн. пудов отправлено с его морских причалов. Особенно оживленно выглядели набережные Васильевского острова, где разгружались и загружались морские корабли, пришедшие из-за границы [19, с. 42, 43].
"Пристань, где самые большие пароходы бросают якорь, находится на взморье, на Гутуевском острове. В 1885 году открыт был Морской канал из Кронштадта в Петербург, в устье Невы - на Гутуевский остров. Канал этот имеет в длину 26 верст, в ширину от 30 до 50 сажен (и в глубину более трех сажен.- А. С.). При входе канала в Неву, у Гутуевского острова, устроена гавань или "ковш", как называют его местные жители,- для остановки иностранных судов. <...> В настоящее время морские суда могут доставлять грузы прямо в Петербургский порт, не прибегая к помощи перегрузных судов. К морскому порту от Николаевской железнодорожной линии проведена соединительная "Путиловскал ветвь", благодаря которой иностранные товары, назначенные вовнутрь России, перегружаются на Гутуевском острове из пароходов прямо в вагоны для дальнейшего следования внутрь России" [3, с. 102]. "Верфи, доки, пакгаузы, мастерские полны народа, суеты, шума; визжат цепи, блоки, лебедки. То здесь, то там мелькают лодки и пассажирские небольшие пароходы. А с верхнего течения реки неустанно, одни за другими, плывут неуклюжие, неповоротливые баржи, баркасы, изредка паровые суда... Они торопятся поскорее свезти сюда, к морю, свой груз, так как времени мало, навигационный период невелик; того и гляди, река станет и дней на 150 затянется льдом" [31, с. 115, 116].
Петербургские поэты любили созерцать Неву под вечер, белой ночью или на рассвете. Характерная картина из "Петербургских ямбов" С. Городецкого (1910):
За баржей баржа вслед буксиру
Проходят длинной чередой.
Похож огромный руль на лиру,
Замолкнувшую над водой. {215}
Вдали трехмачтовое судно
Из моря в Ладогу идет
И огонек звездою скудной
В наивной высоте несет.
1 В 1914 г. в Петербурге действовали следующие зимние переправы: Калашниковский пр. - Малая Охта; 27-я линия Васильевского острова - Мясная ул.; Смольный пр. - Большая Охта; Пальменбахская ул. - Панфилова ул.
2 Лучшим считался каток "в Юсуповом саду, по Садовой ул., устраиваемый речным яхт-клубом. На льду происходят состязания, сожигают фейерверки, играет музыка и проч.". Катки с освещением электричеством и разноцветными фонарями и музыкой устраивались на Песках (так называемых "Прудках", прилегающих к Бассейной ул.); на Царицыном лугу (Марсово поле); у Симеоньевского моста на Фонтанке; на Петровском острове у Тучкова моста (от Общества трезвости) [21, с. 125]. Позже появились "скетинг-ринки" - залы для катания на роликах: Невский пр., 100, Константиновский пер., 28, Каменноостровский пр., 10-12.
3 "...Храм, вышиною около четырех саж., который обносится вокруг широкой террасой и открытой галереей. В храме служится молебен, а на галерее помещаются знамена гвардейских полков для окропления их святою водою. Храм с куполами и крестом украшается вызолоченными изображениями ангелов и образами" [21, с. 45, 46].
4 Любопытна еще одна версия этого события: "...Во время салюта с Васильевского острова - там были поставлены гвардейские батареи - вдруг зазвенели и посыпались в зале (Зимнего дворца.- А.С.) стекла и кусочки люстры... На улице в толпе произошел переполох, оказались раненые. По ошибке ли, или преднамеренно какое-то орудие вместо холостого заряда хватило по Иордани, где находился Государь, картечью" [14, с. 114].
5 День вскрытия Невы по 200-летним наблюдениям приходился в среднем на 9 апреля по ст. ст. [19, с. 15]. 31 марта 1904 г. С. Р. Минцлов записал: "Нева вот-вот готова вскрыться, по Фонтанке уже недели две как бегают финляндские пароходики, похожие на крыс, шмыгающих под мосты" [14, с. 77].
6 "Как только Нева очистится от льда, начальник городской верфи, по данному сигналу от Адмиралтейства, выезжает на катере от "Домика Петра Великого" и, в сопровождении других судов, направляется к Петропавловской крепости. В то же время выезжает на катере от Адмиралтейства к крепости директор Кораблестроительного департамента Морского министерства и - комендант крепости на катере - с флагом, присвоенным его званию. Начальник верфи и директор встречают последнего и доносят ему о свободном сообщении по рекам, затем все суда отправляются к Дворцовой пристани. Комендант, приближаясь к дворцу, салютует семью выстрелами,- входит, в сопровождении начальника верфи и директора, во дворец и рапортует Государю о состоянии управляемых им частей, а сопровождающие его - об открытии навигации. Причем комендант подносит Государю воду в серебряном кубке. Церемония эта, как равно и пальба из пушек со стен крепости - в высокоторжественные дни, установлена Петром Великим" [21, с. 46, 47].
7 В 1914 г. местное пароходство обслуживало три линии: 1) "Продольная по Неве" линия - от 11-12-й линий Васильевского острова до Ириновской железной дороги и села Смоленско-{216}го (плата за проезд 6 коп., промежутки между рейсами 71/2 минут). 2) "Островская линия": Летний сад - Крестовский остров (плата 10 коп.). 3) Линия по Фонтанке - между Калинкиным мостом, Летним садом, часовней Спасителя и клиникой Виллие (каждые 5-7 минут, плата 5 коп.). Перевозы: Дворцовый мост - Мытнинская наб. (2 коп.); Сенат - Румянцевский сад (2 коп.); Французская наб. - Часовня Спасителя (2 коп.); 12-13-я линии Васильевского острова - Морской канал (10 коп.). Внешнее пароходство обслуживало 5 направлений: 1) в Кронштадт (от 8-й линии Васильевского острова и от Корабельной наб. у Перевозной ул.); 2) в Шлиссельбург (от Летнего сада); 3) в Гельсингфорс и Стокгольм (от 10-12-й линий); 4) в Ригу, Ревель, Виндаву и Либаву (от 14-й линии Васильевского острова); 5) в Штеттин, Гамбург и Любек (от Гутуевского острова) [19, с. 315-317].
8 В стихотворении А. Блока "О смерти" (1907):
И тут же дети голыми ногами
Месили груды желтого песку,
Таскали - то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. А там
Уже сверкали грязные их пятки,
И матери - с отвислыми грудями
Под грязным платьем - ждали их...
9 В 1902 г. в Петербурге числилось три яхт-клуба: Императорский морской яхт-клуб был учрежден в 1848 г. (Б. Морская, 31), имел много всякого рода морских судов и яхт, был удостоен личного покровительства государя. Членами клуба могли быть только дворяне. Вход - по особому приглашению членов; Речной яхт-клуб, основанный в 1860 г., располагался на Крестовском острове (наб. М. Невки, 4а). При клубе имелись шлюпочные мастерские. Члены его носили особую форму, схожую с флотской. Здесь устраивались гонки на премии и разные праздники. Прием - по рекомендации членов; Невский яхт-клуб (Мойка, 1; суда - в Галерной гавани) состоял под покровительством вел. кн. Ксении Александровны. Членский взнос 100 руб. На Крестовском острове у Большого Петровского моста находился Парусный клуб, устраивавший парусные гонки и прогулки. Членский взнос составлял 15 руб., вступительный - 5 руб., взнос постоянных гостей - 7 руб. 50 коп. Был, наконец, еще Шуваловский парусный кружок на станции Шувалово, на Орловской ул., устраивавший гонки на призы в праздничные дни. Вход тоже по рекомендации членов [21, с. 118, 119]. К 1914 г. количество клубов и гребных обществ увеличилось - появились Студенческий яхт-клуб, Петроградский морской и др.
10 Обелиск сохранился до нашего времени [17, с. 304].
11 "Почти рядом с морским портом, на берегу Невы, стоит "брантвахта", где каждое вновь пришедшее судно предъявляет свой паспорт. Это - вышка с развевающимся на ней таможенным флагом. Как только судно покажется на горизонте, вахтенный дает знать дежурному офицеру, который на пароходе едет встречать прибывшего гостя. У судна спрашивают билет и затем его провожают в таможню, для сбора государственной пошлины с привозного товара В течение года через бдительное око брандвахты проходит около 2000 всевозможных иностранных судов" [3, с. 103]. {217}
12 ""Сальный и масляный буян" представляет собою обширные амбары на берегу моря (на Пряжке у Матисова моста. - А. С.), для склада бочек с маслом и салом. <...> Весною и осенью из Архангельска сюда приходят "шняки", парусные суда, с соленою трескою, семгой, камбалой и др. <...> Для склада пеньки и льна устроены два "Пеньковых буяна", оба на Неве (у Тучкова моста.- А. С.),- один на Петербургской стороне, а другой на Васильевском острове" [3, с. 103, 104].
В "Петербургских строфах" О. Мандельштама (1913):
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
13 На Обводном канале у Гутуевского острова.
14 Плашкоутный мост собирался "из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна-прогоны". Таким был первый мост через Неву - Исаакиевский, наведенный в 1727 г.
После окончания строительства в 1850 г. Николаевского моста плашкоутный Исаакиевский мост передвинули к Зимнему дворцу и переименовали в Дворцовый; здесь он находился до 1912 г., пока не началось строительство постоянного Дворцового моста. Тогда наплавной мост вернулся на прежнее место, к Сенатской площади, и его вновь стали называть Исаакиевским. 11 июня 1916 г. мост сгорел: в баки с керосином, предназначенным для фонарей моста, попали искры из трубы проходящего парохода.
Троицкий плашкоутный мост был установлен в 1826 г. напротив Суворовской площади. В 1893г. в связи с решением о строительстве постоянного моста был сдвинут к Мраморному переулку, соединив Адмиралтейский остров с Петропавловской крепостью [20, с. 21, 22, 25, 26].
15 Египетский мост был построен в 1826 г. (инж. В. А. Христианович). Провалился 20 января 1905 г.
18 Пантелеймоновский мост построен в 1823-1824 гг. (инж. Г. Треттер). Разобран в 1906 г. Перестроен в 1907-1914 гг. (инж. А. П. Пшеницкий, арх. Л. А. Ильин).
17 Решение о строительстве нового Троицкого моста было принято Петербургской городской думой в 1891 г. Для этого в 1892 и 1896 гг. провели международные конкурсы. Летом 1897 г. был утвержден проект французской фирмы "Батиньоль" [20, с. 101-103].