[скачать книгу ( формат .chm - 341 Kb)]
Ваш комментарий о книге

Содержание книги

6. МОНАРХИАНСТВО. ПРОБЛЕМА ТРОИЦЫ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Во второй половине II века появляются два особых направления, которые обычно называют общим термином «монархианство». Они вызвали ожесточенные споры в церкви и в итоге были отвергнуты как еретические. Эти споры, проходившие на протяжении большей части третьего века, являются важным звеном в историческом развитии догмы. Они создают основу для форму- лирования учения церкви о Троице. Отвергнутые взгляды монар- хианства стали прототипом для многих сходных направлений и ересей на протяжении веков. В этом контексте сформировалось так называемое унитарное учение, которое затем снова и снова появлялось в истории теологии как рационалистическое истолкование христианства. Понятие «monarchia», давшее название обоим вышеупомянутым направлениям, встречается, например, у Тертуллиана и в этом контексте означает единство Божие. Таким образом, монар-хиане отрицают идею Троицы, которая, по их мнению, противоречит вере в единого Бога. Отвергается представление об «иконо-мии», «oiKovouia», согласно которому Бог, который, конечно, является единственным, являет Себя таким образом, что выступает как Сын и Святой Дух. 51 Когда монархианство отрицает мысль о трех Лицах, за этим стоит влияние греческого понятия о Боге, согласно которому Бог возвышен над материей и тем самым также над изменением и множественностью. Поэтому мысль об истории, в которой действует и выступает Бог, для греческих мыслителей невозможна. Выступление против Божией «икономии», то есть против обусловленных порядком спасения различий между Лицами Божества, предполагает деистское понятие о Боге, в котором абстрактная идея божества заменяет библейское учение о Боге. Таким образом, монархианство имеет общую основную идею и общую предпосылку: трудность соединить веру в одного Бога с христианской верой в Отца, Сына и Духа. Монархиан также не удовлетворяет решение, представленное в учении о Логосе, учение о трех Личностях (Ипостасях) или идея икономии, но они стремятся найти другие выходы для решения этой проблемы, при этом одновременно искореняя существенные черты христианской веры и впадая в рационалистические или докетичес-кие представления. Название «монархианство» является своего рода искусственным обозначением. Оно также не подразумевает единого направления, но обозначает лишь общие черты двух течений, появившихся приблизительно одновременно. В остальном они диаметрально противоположны. Одна форма монархианства называется динамизм или, ис- пользуя другой термин, адопцианство, а другая носит название «модализм».

<<назад Содержание