Августин

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
 Аврелий Августин Блаженный (354-430) -, 
крупнейший средневековый философ, виднейший 
представитель западных "отцов церкви". Он оказал 
сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь 
средневековья. 
Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни 
Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем 
жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые 
исследователи полагают, что его творчество лучше 
рассматривать в русле греческой философии. Более того, 
Августин пришел к христианству через манихейство под 
воздействием трудов неоплатоников. В философии 
Августина много от неоплатоников, однако душа его, 
сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной 
философии.
Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) - 
современный Алжир. Интерес к философии у него появился 
под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил 
после себя богатое литературное наследство. Им написаны 
десятки значительных произведений:
"Против академиков", "О блаженной жизни", "О 
бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли", 
"Исповедь", "О граде Божьем" и др.
По своим философским воззрениям Августин сначала 
примыкал к манихейству - религиозному течению, 
исповедовавшему противоположность добра и зла, света и 
тьмы, - но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму 
академиков. После знакомства с Амвросием Медиоланским, 
оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов 
неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, 
которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность 
по распространению христианского вероучения, что дало 
возможность исследователям его творчества называть его 
"молотом еретиков".
Религиозно-философская система Августина 
представляет собой соединение библейского мировоззрения с 
теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для 
христианского вероучения. Центральный пункт философской 
системы Августина - Бог, поэтому она исключительно 
теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой 
высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит 
ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит 
от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным 
имеет для Августина большое философско-теологическое 
значение, так как в этом случае он выступает причиной 
любого существования и всех изменений в мире. Бог 
сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема 
креационизма раскрывается Августином всесторонне и с 
различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма 
Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью 
зависят от него, Бог же от человека и природы никак не 
зависит.
Идея постоянного творения мира Богом приводит 
Августина к концепции фатализма, что является характерной 
чертой-августианизма. Все, что происходит в мире, 
совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в 
мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. 
Даже развитие растений и животных предопределено волей 
Бога, который трансцендентно определяет зарождение и 
развитие индивидуальных существ. Это приводит к 
иррационалистическому истолкованию действительности 
Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые 
человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
Креационистская доктрина Августина по-своему 
трактует природу и человека. Для Августина весь 
органический мир не обладает одушевленностью, не говоря 
уже о неорганическом мире. Душой обладает только человек. 
Душа человека создается Богом и после этого существует 
вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не 
есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение 
всех этих элементов или также некоторых из них" [1, 2]. 
Августин понимает человеческую душу как нематериальную 
сущность, как бестелесное образование. При этом он считает, 
что человеческая нематериальная душа находится в 
материальном теле человека, и здесь возникает проблема их 
взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В 
произведении "О граде Божьем" он пишет: "Тот способ, 
каким души соединяются с телами и становятся живыми 
существами, в полном смысле слова удивителен и 
решительно непонятен для человека: а между тем это и есть 
человек" [XXI, 10].
Разделяя тело и душу человека, Августин отдает 
превосходство человеческой душе над телом. Он 
рассматривает душу как "разумную субстанцию, 
приспособленную для управления телом" [О величине души. 
XII, 22]. Августин наделяет душу не только разумной 
способностью, но и способностью к волевой деятельности. В 
воле Августин видел характерную особенность 
человеческого существа, именно воля определяет 
человеческую активность, а не мышление, которое в 
основном пассивно отражает предметы окружающего мира. 
Рассматривая проблему человеческой воли, Августин 
приходил к утверждению о ее свободе.
В связи с проблемой Бога Августин должен был 
решать и проблему теодицеи - проблему существования 
Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он 
исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего 
зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. 
Августин руководствовался текстом Священного писания, в 
котором говорилось, что Верховный творец добр по своей 
природе и все, что творит, он творит по образу и подобию 
своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму 
вещей в соответствии со своими идеями, которые являются 
образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло 
- это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. 
Здесь проявилось стремление Августина снять 
ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные 
идеи творят только добро, а зло возникает вследствие 
искажения материей божественного образа и уменьшения 
добра в вещах.
В связи с проблемой креационизма Августин 
рассматривал проблему времени, которая имеет 
общефилософское, а не только теологическое значение. "Что 
такое время? - спрашивал он в своей "Исповеди" и отвечал: - 
Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько 
не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я 
становлюсь совершенно в тупик" [XI, 14, 17]. При решении 
этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и 
полагает, что время не существовало до сотворенных Богом 
вещей, в возникло вместе с ними по воле Божьей. 
Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что 
при анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о 
природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя 
измерить, так как прошлое время не существует, раз оно 
прошло, будущее время еще не существует, так как т 
наступило, а настоящее время становится прошлым, как 
только осуществляется. В конце концов Августин решает, 
что время - это определенный вид протяженности, и то, что 
мы измеряем, когда измеряем время, - это впечатления и 
отпечатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он 
говорит: "В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени. 
Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи 
производят на меня в то время, как они проходят мимо меня. 
Я не измеряю сами вещи, а только впечатления, которые 
оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то, 
что я измеряю периоды времени".
Августин решает трудность проблемы 
несуществования прошлого и будущего времени ссылкой на 
впечатления, память и ожидания будущих событий.
Подчеркивая быстротечность и изменяемость 
окружающих вещей реального мира, Августин указывал на 
вечность Бога, который не изменяем.
 Августин не обошел и проблему соотношения веры и 
разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за 
счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы 
понимать", которая выражала требование, чтобы вера 
предшествовала пониманию. Веру Августин представлял 
себе не только как веру в авторитет Священного писания, но 
и как веру в авторитет церкви.
Однако в вопросах познания он больше склоняется к 
рационализму. Признавая существование чувственного 
восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что 
все это происходит в силу деятельности души, которая 
постоянно заботится о своем теле. Он считал, что 
чувственное познание не способно дать достоверного знания 
и только человеческий ум в состоянии преодолеть 
скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может 
сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным 
фактом. "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает 
это (свое сомнение) как некоторую истину" [Об истинной 
религии. XXDC, 73].
Это положение часто рассматривают в качестве 
аналогичного декартовского "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю, 
следовательно, существую"). Конечно, зерно 
рационалистического подхода к познанию у Августина 
существует, однако отождествлять эти положения, 
разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не 
вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт 
вкладывал в свое "Cogito". Кроме того, это положение 
следует рассматривать в системе августианизма, который 
придавал божественному творчеству и божественному 
вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у 
Августина выступает "отцом нашего озарения". Человек 
лишь пассивно воспринимает божественные идеи. Познание 
настоящих истин происходят посредством божественного 
озарения.
В своих произведениях Августин много внимания 
уделял проблеме греха в божественного предопределения. 
Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, 
которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и 
виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и 
Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив запретного 
плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную 
волю вопреки божественным заповедям, Адам создал 
пропасть между человеком и Богом. Свободная воля 
постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается 
в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в 
самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога 
жить в мире и овладевать им.
Большинство людей совершают греховные поступки 
вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только 
меньшинство совершает морально безупречные деяния, но 
отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это 
предопределено свыше. Так что большинство грешников не 
может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла 
божеская благодать. В этом состоит понятие божеского 
'предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к 
греху человек влечется сам через свою свободную волю.
Свою доктрину Августин развивал в борьбе с 
пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий. 
Пелагий отрицал наследственность первородного греха 
Адама и испорченность вследствие этого всего человечества. 
Он полагал, что человек действительно обладает свободной 
волей, которая дает ему возможность пойти по пути или 
добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения. 
Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая 
оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами.
Все это не могли принять Августин и церковь, 
поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви. 
Пелагианство было в конце концов осуждено церковью.
Исходный пункт моральной доктрины Августина - 
безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна 
наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь 
человека к человеку. Это Августин продемонстрировал своей 
собственной жизнью, выгнав перед обращением в 
христианство свою любимую жену с единственным 
ребенком. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу, 
он подобен дьяволу", - пишет Августин в "Граде Божием" 
[XIV, 4]. Отсюда проистекает аскетизм морального учения 
Августина, согласно которому добродетель состоит в том, 
чтобы отказаться от большего количества вещей, которыми 
живет обычный человек. В согласии с основными 
положениями эллинистической философии Августин 
полагал, что цель человеческой жизни - счастье человека, 
которое состоит в познании Бога и испытании души.
Августин защищал концепцию неравенства людей, 
которое рассматривал как необходимое явление в 
социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет 
всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, 
так как богатство одних и бедность других обусловлены 
божественным промыслом.
Августин был один из первых, кто поставил в своем 
творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку 
объяснить ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он 
писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни 
"не обладают способностью проникать в дух 
предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом 
настоящего времени" [Ш, 7]. Интерес Августина к общим 
проблемам истории возник в связи с разграблением Рима 
готами в 410 г. под руководством короля Алариха. 
Понимание истории Августином является 
провиденциалистким, так как власть и воля Бога 
распространяется не только на жизнь отдельного человека, 
но и на все общество, его историю.
циалистским, так как власть и воля Бога 
распространяются не только на жизнь отдельного человека, 
но и на все общество, его истерию.
В своей философии истории Августин проводил 
периодизацию истории земных обществ, которая у него 
состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями 
творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у 
Августина являются: младенчество, детство, отрочество, 
юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с 
детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя 
началась с прихода Христа и возникновения христианства и 
закончится со вторым пришествием Христа и концом 
человечества.
Для Августина все происходящее в мире определяется 
борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. 
Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на 
общественное развитие. Божье царство состоит из людей 
избранных, на которых снизошла божественная благодать к 
спасению, земное царство состоит из людей, которые 
обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают те 
праведные люди, которые руководствуются в жизни только 
любовью к Богу, во втором - те,, которые забывают о Боге.
Однако на земле общество перемешано из 
праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное 
соединены вместе. Августин подвергает критике все то в 
обществе, что связано с земным царством. Он указывает на 
насильственный характер государства, которое называет 
"великой разбойничьей организацией". Августин осуждает 
все эгоистические стремления к накоплению богатств, 
низменные страсти, попытки господствовать над людьми. В 
то же время критика общества и государства ограничена его 
теологическими воззрениями, так как, согласно Августину, 
любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и 
осуществляет все то, что ей предназначено провидением, т.е. 
поддерживает порядок и скрепляет социальные узы.
Августин противопоставляет государство и церковь. 
Если государство - это царство греха и основано на любви 
только к самому себе, то церковь основана на 
самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество 
Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это 
представитель царства Божьего на земле.
Философия истории Августина при всей своей 
теологичности заложила основы теории общественного 
прогресса. История общества имеет начало и все время 
развивается по пути своего совершенствования. Эта история 
имеет смысл и предназначение - победу христианства во 
всемирном масштабе. В последующих концепциях 
социального прогресса последний стал уже связываться не с 
прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии 
производства и наук.


<<назад Содержание