←2.2.1. Задания альтернативных ответов
Оглавление
2.2.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов→

2.2.2. Задания множественного выбора


Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Обычный вопрос состоит из введения, самого вопроса и ряда альтернатив, каждая из которых представляет собой ответ на вопрос. Обычно трудно найти более 4 интересных и оригинальных альтернатив и к тому же на их чтение уйдет больше времени экзаменуемого. Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив – это 3, максимальное количество альтернатив будет зависеть от объема теста. В том случае, если это цифровые выражения, то 5-6 вариантов не могут оказаться слишком длинными для чтения. Оптимальной можно считать 5 альтернативных ответов, при этом необходимо учитывать, что не всегда это возможно.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. Необходимость испытуемому самому определять количество правильных ответов значительно усложняет само задание.

Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий множественного выбора.

При составлении заданий множественного выбора следует руководст­воваться принципом однородности:

3. Принцип однородности. Подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом ответов.

При создании заданий по принципу однородности существенным фактором усиления их эффективности является использование сходных по написанию или звучанию букв, цифр, знаков, слов или словосочетаний. Это позволяет делать ответы правдоподобными, логически безупречными. Очень характерный пример приводит В.С.Аванесов:

(71). НАНОСЫ НА СКЛОНАХ, ВЫЗВАННЫЕ ДОЖДЕВЫМИ И ТАЛЫМИ ВОДАМИ, НАЗЫВАЮТСЯ

делювий

аллювий

иллювий

элювий

Принцип однородности часто дает возможность создать полную систему ответов, в которой нечего добавить:

(72). ТЕЛО, ПАДАЮЩЕЕ НА ЗЕМЛЮ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ, ОТКЛОНЯЕТСЯ К

югу

северу

западу

востоку

(73). ВСЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД ДВОИЧНЫМИ ЧИСЛАМИ В ЭВМ СВОДЯТСЯ К

сложению

вычитанию

умножению

делению

При формировании заданий с выбором особое внимание уделяется подбору неправильных ответов. Например:

(74). АБСОЛЮТНУЮ ВЛАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮТ

гигрометром

психрометром

барометром

термометром

Намек на правильный ответ для понятия «влажность» дает перевод на русский язык латинского слова «гигро», в то время как правильный ответ второй. В общем, чем лучше дистракторы, тем лучше задания. Талант разработчика проявляется, в первую очередь, в подборе дистракторов. Каждый ответ должен привлекать к себе испытуемых; при этом правильный привлекает к себе знающих, неправильный – незнающих. Иначе говоря, не только правильные, но и неправильные ответы выбираются в зависимости от подготовки. Кроме того, в стремлении усилить эффективность дистракторов разработчики иногда прибегают к некоторым хитростям (пример В.С. Аванесова):

(75). В СЛЕСАРНОМ ДЕЛЕ РЕЗЬБУ НАРЕЗАЮТ

плашками и метчиками

нарезным резцом и плашками

метчиками и резьбонакатыванием

резьбонакатыванием и нарезным резцом

резьбонакатыванием и резьбофрезованием

Два корня «резь» в содержании задания и неоднократное повторение этого же корня в ответах должны, по мнению разработчика, привлечь внимание незнающего именно к таким ответам, хотя правильным является первый ответ.

Очевидно, что правильный ответ должен быть совершенным. С другой стороны, он не должен сильно отличаться от других отвлекающих вариантов по длине или стилю. Часто допускается ошибка при написании вопросов – это то, что правильный ответ обычно очень тщательно сформулирован и длиннее, чем другие варианты, так чтобы было легко вычленить его даже тому, кто не владеет предметом.

4. Принцип фасетности содержания задания.

(76). {ВЕРГИЛИЙ, ГОМЕР и т. д.} ПИСАЛ

драмы и стихи

стихи и поэмы

поэмы и драмы

(77). КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ ГИДРОЛИЗА {крахмала, глюкозы, целлюлозы, сахарозы …} ЯВЛЯЕТСЯ

сахароза

фруктоза

мальтоза

галактоза

В таких заданиях можно менять фамилии, географические названия, функции, числовые параметры и другие объекты.

Кроме заданий с одним фасетом, можно предложить с двумя, тремя и с большим числом фасетов.

(78). ПОТРЕБНАЯ {сила, скорость} ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА ПРИ {уборке, выпуске} {закрылка, шасси, интерцептора}

увеличивается

не изменяется

уменьшается

Максимальное возможное число вариантов задания находится перемножением числа элементов во всех трех фасетах. Три фасета, представленные элементами в фигурных скобках, позволяют создать 12 вариантов заданий для контроля знаний данной учебной единицы знаний (2