←2.2.2. Задания множественного выбора
Оглавление
2.3. Задания на восстановление соответствия→

2.2.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов


Кроме заданий, где имеется только один правильный ответ, а остальные – неправильные, есть и такие задания, в которых нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных. Особенность заданий с выбором нескольких правильных ответов является то, что испытуемому надо не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Следовательно, эти задания по форме труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа.

(95). К ФИЛОСОФСКИМ ПОНЯТИЯМ ОТНОСЯТСЯ

атом

бытие

развитие

знание

свобода

качество

революция

количество

(96). ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гойя

Рафаэль

Шарден

Боттичелли

Сикейрос

Леонардо да Винчи

Рублев

(97). АКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ

табак

зерно

бензин

хлеб

драгоценности

автомобили

колбасные изделия

спиртные напитки

В этих заданиях используется только один принцип композиции – это принцип однородности ответов. Все приведенные примеры связаны с идеей проверки знаний о принадлежности к тому или иному роду, виду, классу.

При составлении таких заданий можно использовать принцип фасетности:

(98). {древнегреческие, римские, египетские} БОГИ

Ра

Зевс

Гера

Дионис

Юнона

Венера

Артемида

Осирис

Гефест

Исида

Задания с выбором нескольких правильных ответов очень удобны для проверки знаний, которые можно отнести к типу «что для чего».

Общее число ответов, по мнению некоторых авторов, желательно иметь от 5 до 7. При этом возникает вопрос оптимальной доли числа правильных и неправильных ответов. Добиваться равенства количества правильных и неправильных ответов в каждом задании не следует, потому что испытуемые должны быть готовы к тому, что в любом задании может оказаться любое количество правильных ответов. При компьютерном тестировании следует обратить внимание испытуемых на графическое офор­мление ответов в заданиях с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами. В АСТ-системе задание считается выполненным неправильно, если испытуемый переходит к следующему заданию, найдя только один правильный ответ, а не все из эталонных ответов.

Не рекомендуется отрицательная формулировка заданий, т. е. когда спрашивается о том, что не используется, не относится, не делается и т. д.

При предъявлении задания в форме отрицательного утверждения часто теряется логическая определенность. Например:

(99). К. МАРКС НЕ РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

Карлмарксштадт

Трир

Если испытуемый знает правильный ответ, то выберет первый, хотя, по сути, он не родился ни в одном другом городе, кроме Трира.

Использование отрицательных формулировок допустимо только в очень редких случаях:

(100). В РАЗБАВЛЕННОЙ H2SO4 НЕ РАСТВОРЯЕТСЯ

Ag

Cr

Fe

Cr и Fe

ДЛЯ ПРОВЕРКИ:

(101). ОТРИЦАНИЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ «НЕКОТОРЫЕ СТУДЕНТЫ БЫЛИ НА ЛЕКЦИИ» ЯВЛЯЕТСЯ

ни один студент не был на лекции

некоторые студенты не были на лекции

существует студент, который не был на лекции

по крайней мере, один студент не был на лекции

(102). КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НЕ ОТНОСЯТСЯ К КЛАССИФИКАЦИИ А.Е. ЛИЧКО

истероидный

психастенический

эпилептоидный

гипертимный

циклоидный

лабильный

сенситивный

экзальтированный

демонстративный

педантичный

Для подобных заданий множество отрицательных ответов всегда больше множества положительных – много чего вообще не относится к интересующему типу. В то же время при положительной формулировке («что относится») возрастает предметная определенность самого задания, его конкретность, соответственно, возрастает и определенность мышления испытуемого, что является одним из важных признаков правильного мышления вообще. Кроме того, обычно изучается «что относится», и это запоминается.

Хотя в профессиональной подготовке есть и такие знания, когда отрицательная формулировка имеет смысл – когда надо твердо заучить, что нельзя делать.