←2.3. Задания на восстановление соответствия
Оглавление
2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений→

2.4. Задания на восстановление последовательности


Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел.

Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью и простотой проверки. Оно подходит для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это может быть порядок технологических операций, для гуманитарных дисциплин – восстановление временных последовательностей событий, для точных наук – алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен.

Кроме перечисленных принципов, при составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для испытуемых – в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.

Следующее задание содержит неопределенность, так как «Определить последовательность лет жизни» подразумевает внесение каких-то дат, которые в компьютерном варианте вносить некуда. Автор имел в виду хронологический порядок.

(120). ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕЛИКИХ МИРОВЫХ СОЦИОЛОГОВ

1: Огюст Конт

2: Карл Маркс

3: Эмиль Дюргейм

Если в задании подразумевается иерархия, то следует указать с чего начинать отсчет – от младшего или старшего (высшего) элемента. При проведении тестирования испытуемые обязательно требовали пояснений к следующим заданиям (с чего начинать?), хотя порядок не вызывал трудностей.

(121). ПЕРЕЧИСЛИТЕ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ФРГ

1: Бундестаг

2: Бундесрат

3: Федеральный президент

4: Федеральный канцлер

При компьютерном тестировании недопустимо включать одинаковые элементы для упорядочивания.

Трудность задания во многом зависит от количества элементов, которые следует упорядочить. Например, в следующем задании количество элементов кажется неоправданно завышенным, можно было бы укрупнить элементы, сделав задание более удобным.

(122). РАСПОЛОЖИТЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

1: определение и постановка цели рекламной кампании

2: исследование целевой аудитории, рекламируемого товара и конкурентов

3: выяснение предварительной суммы рекламных расходов

4: определение ответственных лиц за проведение рекламной кампании и привлечение, при необходимости, специалистов рекламного агентства

5: определение рекламной идеи

6: определение каналов коммуникаций и разработка рекламных сообщений

7: формирование сметы расходов на рекламную кампанию

8: формирование плана реализации рекламной кампании

9: закупка времени и места в средствах распространения рекламы

10: практическая реализация запланированных рекламных мероприятий

11: оценка эффективности рекламной кампании

Наиболее рационально включать 5-6 элементов для упорядочивания:

(123). ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ОТЧЕТА

1: Титульный лист

2: Оглавление

3: Введение

4: Основная содержательная часть

5: Заключение

6: Приложение

Каждая из перечисленных форм позволяет проверить специфические виды знаний, а также соответствующие им контрольные материалы.
Выбор форм зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики контроля знаний.

В пользу того, что задания в тесте должны быть максимально разнообразными, можно привести три существенных довода.

1. Задания разного типа делают тестирование более разнообразным, с точки зрения испытуемых. Более разнообразная деятельность позволяет отодвинуть порог наступления утомления и, как следствие, позволяет больше времени выделить на тестирование, а, имея больший запас времени, мы имеем возможность поместить в тест большее количество заданий и, как следствие, получить более надежный инструмент.

2. Имея тест, состоящий из заданий одного вида, мы всегда имеем реальную опасность получить в качестве составляющей итогового балла умение обучаемых работать с этой формой заданий. Те, кто быстрее приспособятся к ней, те, для кого эта форма окажется наиболее удобной, получат преимущества. Этого можно избежать, используя задания различного вида.

3. Для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания. Для сложных определений, проверки понимания фактического материала – задания альтернативных ответов, для знаний временных или пространственных явлений – задания на восстановление последовательности и т. д. Поэтому, пытаясь свести все многообразие учебного материала к одной форме, мы заведомо делаем тест, в котором содержание не соответствует форме. И, как следствие, он будет менее качественным. Исходя из этих соображений, в тесты следует включать задания разного типа и вида.