←2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений
Оглавление
2.5.2. Задания исключения лишнего→

2.5.1. Задания на нахождение аналогии


Общий вид задания аналогии может быть представлен следующим образом: А так относится к В, как С относится к ..?

По форме это может быть задание как открытого типа – задания дополнения, так и закрытого. В случае применения открытой формы испытуемому предлагается самостоятельно вписать в предназначенное для этого места слово – ответ. В случае если применяется закрытая форма вопроса, то для испытуемого предлагается на выбор несколько вариантов ответов, так же как и в заданиях множественного выбора.

Задания аналогии имеет сокращенную форму записи, которая применяется, когда заданий несколько, они представлены серией и нет необходимости повторять инструкции для каждого задания: А:В = С?

Инструкции для этих заданий зависят от того, какие ответы (закрытые или открытые) предусматриваются.

Аналогия – тип заданий, обычно присутствующий во всех тестах интеллекта. Он особенно может быть полезен потому, что, во-первых, легко изменять уровень сложности таких заданий (это касается самих отношений аналогии, а не сложности соотносимых объектов), что делает задания под­ходящими для всех возрастных групп и уровней развития. Во-вторых, практически нет ограничений, относящихся к материалу заданий, использующих принцип аналогии. Это означает, что аналогия подходит для тестов, измеряющих как gc, так и gf.

Одно из преимуществ аналогий как формы заданий – это то, что в них могут быть заложены разнообразные виды отношений.

Для психологов аналогии привлекательны тем, что они могут быть оформлены в невербальном виде, что идеально при тестировании текучих способностей. В педагогике существует ряд задач, когда необходимо выявление текучих способностей, например при отборе индивидов в группы разного профиля, внутри общей дифференциации. Однако этот класс задач не является предметом настоящей работы. Психологи потратили довольно много усилий на решение задачи определения текучих способностей.

Как утверждает Дж. Кеттелл, текучие способности лучше всего тестируется либо заданиями, для выполнения которых все представители некоторой культуры были обучены, либо заданиями, с которыми все испытуемые, независимо от образования и воспитания, в равной степени не знакомы.

П. Клайн предполагает, что задание на аналогии – это именно то задание, которое связано почти полностью с фактором gf. Наилучшими заданиями являются те, в которых используются буквы алфавита и цифры (при условии, что для логических рассуждений в случае использования цифр не будут требоваться математические способности). В последнем случае существует большое разнообразие абстрактных фигур и образов.