Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 5. УКРЕПЛЕНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ и ГОДЫ РЕФОРМ. 1946-1964 гг.

III. СССР в МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: от "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" к "ОТТЕПЕЛИ"

Раскол мира и начальный этап "холодной войны"

К концу Второй мировой войны Советский Союз обладал огромным авторитетом на международной арене. Это способствовало усилению левых сил во многих странах Запада. Так, первые послевоенные выборы в Великобритании, состоявшиеся в июле 1945 г., принесли успех лейбористам. Консерваторы, которых возглавлял легендарный У. Черчилль, потерпели поражение. Больших успехов в Европе добились коммунисты - их число увеличилось с 1,5 млн до 4,8 млн человек всего за несколько лет.

16 июля 1945 г. в штате Нью-Мексико (пустыня Аламогордо) США впервые провели успешное испытание атомного заряда. 6 и 9 августа 1945 г. атомной бомбардировке подверглись японские города Хиросима и Нагасаки. Атомная бомба появилась на свет и придала американскому превосходству над СССР несомненный и угрожающий характер. Советское руководство предприняло попытку ликвидировать монополию США на атомное оружие, тем более, что заделы в этой области имелись. Еще в предвоенные годы советскими физиками И. В. Курчатовым, Я. Б. Зельдовичем, Ю. Б. Харитоном и другими были заложены основы получения управляемой цепной реакции деления атомного ядра. Постановлением ГКО от 20 августа 1945 г" учреждался специальный комитет во главе с Л. П. Берией, на него было возложено руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана.

Так, соревнование двух систем, начавшись в 1917 г., перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений. В СССР силы и средства были вложены в ВПК и на поддержку режимов социалистической ориентации. Послевоенный мир погружался в состояние "холодной войны". Первым сигналом к ней послужила знаменитая речь экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенная 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г. Трумэна. Речь была выдержана в агрессивных тонах и стала прологом к поляризации мира. С образованием в 1947 г. Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий (существовавшего до 1956 г. и призванного координировать действия указанных партий для принятия совместных постановлений) Европа оказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой - США со своими партнерами.

Одним из центральных вопросов мировой политики и "холодной войны" в течение многих лет оставалась германская проблема. Вопрос о будущем Германии был в центре обсуждения на Крымской (Ялтинской), а также на Потсдамской (Берлинской) конференциях. В результате Германия оказалась разделена на 4 зоны оккупации: советскую, американскую, английскую и французскую. Берлин получил особый статус - был расчленен на 4 сектора во главе с комендантами, подчиненными Контрольному совету, которым руководили командующие оккупационными войсками. Во всех зонах оккупации Германии осуществлялась политика "трех Д" - демилитаризация, демократизация, денацификация (уничтожение остатков фашизма). Разумеется, в советской зоне оккупации проводилась политика, направленная на усиление влияния левых сил: была осуществлена земельная реформа, прошли выборы в местные органы власти, разрешена деятельность некоторых политических партий.

Однако мирное урегулирование германского вопроса сразу натолкнулось на серьезные трудности, усугубив противоречия между СССР, с одной стороны, и США, Англией и Францией - с другой. 12 марта 1947 г. была провозглашена "доктрина Трумэна", предусматривавшая оказание военной помощи США тем странам, над которыми нависла "коммунистическая угроза". Наряду с речью Черчилля, эта доктрина стала своеобразным запалом к "холодной войне".

В конце 1946 г. США и Великобритания слили свои зоны оккупации Германии в единую зону - Бизонию, а в 1948 г. с присоединением к ней французской зоны возникла Тризония. Отношения между бывшими союзниками продолжали обостряться. В 1949 г. обе стороны предприняли шаги с целью окончательного раскола Германии и создания двух сепаратных германских государств. Советская сторона предоставила возможность сделать этот первый опасный шаг Западу. В мае 1949 г. западногерманский ландтаг принял конституцию Западной Германии, а 20 сентября 1949 г. было образовано правительство страны, которая стала именоваться ФРГ. Через полмесяца, 7 октября 1949 г., в Берлине произошло кон-ституирование второго германского государства - ГДР. Этим событиям предшествовал "Берлинский кризис", разразившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Германии сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной - прерывалось транспортное сообщение между Берлином и западными оккупационными зонами. По существу это была блокада западных секторов Берлина. С целью ее прорыва Запад организовал "воздушный мост" - доставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, - действовавший с марта 1948 г. по май 1949 г.

Психологическая атмосфера вокруг "Берлинского кризиса" способствовала созданию западного альянса, направленного против СССР. Экономический союз, рожденный в 1947 г. в рамках плана главы Госдепартамента США генерала Маршалла, быстро превратился в военный и политический. 4 апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10 западноевропейскими странами Североатлантический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщило, что у Советского Союза имеется атомное оружие. Это означало, что американской монополии на атомную бомбу пришел конец.

Взаимоотношения СССР с "лагерем социализма" в первые послевоенные годы тоже не всегда складывались просто и легко. Так, в 1948 г. стал фактом разрыв отношений Советского Союза и Югославии, что оказало ошеломляющий эффект на мировое сообщество, 29 июня 1948 г. "Правда" сообщила о положении дел в компартии Югославии, Руководство этой страны обвинялось в проведении враждебной СССР политики и в предательстве дела социализма. Роковую роль в конфликте сыграл великодержавный образ мыслей и действий Сталина, его стремление взять под контроль восточноевропейские страны, нетерпимость к инакомыслию. Не дождавшись покаяния лидера югославских коммунистов И. Тито, Сталин еще больше укрепился в решимости предать его "идеологическому суду". В 1949 г. все договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между двумя странами были разорваны. Полную изоляцию Югославии от СССР и других социалистических стран закрепила резолюция Информбюро "Югославская компартия во власти убийц и шпионов". Вслед за СССР контакты с Югославией прервали Польша, Венгрия, Болгария, Румыния и Чехословакия.

В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии. Летом 1949 г. развернулась завершающая стадия войны между сторонниками Мао Цзэдуна и Чан Кайши. Тогда же Мао провозгласил, что Китай присоединяется к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, и надеется на его дружескую помощь. 1 октября 1949 г. в Пекине было объявлено о создании Китайской Народной Республики, которая стала единым государством. Уже в декабре Мао прибыл в Москву, где в течение двух месяцев проходили непростые переговоры. 14 февраля 1950 г. был подписан договор между двумя странами. СССР и Китай обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, в случае, если одна из стран подвергнется агрессии. Началось налаживание экономических связей. Моделью развития нового Китая становилась советская модель, которая, как полагали лидеры КНР, весьма убедительно доказала свою эффективность. СССР предоставил своему стратегическому партнеру кредит в размере 300 млн долларов, а также обязался вернуть железные дороги в Маньчжурии и базы в Порт-Артуре и Дальнем.

Наличие набиравшего все большую мощь тандема огромных держав порождало в Москве и Пекине настроения, о которых Хрущев говорил, что они выражают стремление силой попробовать устойчивость капиталистического строя. Корейская война 1950-1953 гг., в которую СССР и Китай дали себя втянуть, стала одним из ключевых моментов начального этапа "холодной войны". На территории Кореи с 1945 г. находились советские и американские войска, занимавшие позиции к северу и югу от 38-й параллели, разделявшей полуостров на две части. После создания в 1948 г. двух корейских государств и ухода с их территории оккупационных войск, правительство КНДР, возглавляемое коммунистом Ким Ир Сеном, начало готовиться к наступлению с целью вызвать восстание на юге Кореи. Сталин воспротивился прямому вовлечению СССР в это предприятие, постаравшись сохранить локальный конфликт между Северной Кореей и Южной. Удачно начавшееся наступление северокорейских войск привело к быстрому захвату столицы южнокорейского режима - Сеула. Вскоре, однако, ситуация изменилась. В войну под флагом ООН вступили государства, входящие в НАТО. Ведущую роль при этом играли США, войска которых развернули боевые действия на территории КНДР. Американцы захватили столицу Северной Кореи Пхеньян. Возникла угроза границам СССР и Китая. Контрнаступление корейско-китайских войск в начале 1951 г. отбросило американцев к 38-й параллели. Началась маневренная война с атаками и контратаками с обеих сторон.

Участие советских войск в боевых действиях заключалось в обеспечении силами нескольких авиационных дивизий воздушного прикрытия от американских налетов приграничной зоны. В ходе войны СССР потерял 335 самолетов и 120 летчиков. Общие людские потери нашей страны в Корее составили около 300 человек. Переговоры о прекращении военных действий начались уже в 1951 г., но успехом увенчались лишь после смерти Сталина.

Изменения в советской внешней политике

В 1949-1953 гг. во главе МИД СССР стоял "сталинский прокурор" А. Я. Вышинский, сделавший карьеру в ходе процессов над "вредителями" и "врагами народа" в конце 20-30-х гг. С 1940 г. он занимал должность заместителя наркома иностранных дел. В качестве заместителя В. М. Молотова он выполнил ряд важных поручений, нередко исходивших непосредственно от Сталина. Став в марте 1949 г. министром-иностранных дел, Вышинский оказался причастен к ошибочному решению Сталина бойкотировать Совет Безопасности ООН после того, как было отклонено требование о правах КНР в Организации Объединенных Наций. Отсутствие советского представителя в Совете Безопасности в момент возникновения корейской войны дорого обошлось нашей дипломатии. Американцы предприняли интервенцию в Корее под флагом ООН. Естественно, что не только политический курс СССР, но и внешнеполитические акции этого времени диктовались Сталиным, который регулировал и направлял принятие решений по ключевым вопросам.

Хамское отношение Вышинского к подчиненным не знало границ. Почтенного профессора, эксперта МИД, он мог запросто обозвать "дураком, идиотом и сопляком". Сам руководитель МИД признавал, что "проработать год у меня в секретариате - это все равно что семь лет каторги отбыть". В марте 1953 г. во главе внешнеполитического ведомства вновь оказался Молотов. Вышинский же после ареста своего давнего покровителя Берии оказался, по выражению А. А. Громыко, "в какой-то прострации" и вскоре умер.

В новом руководстве постепенно усиливалась точка зрения Хрущева, Микояна и некоторых других лидеров, согласно которой противостояние блоков не являлось неизбежным. Признавалась возможность мирного сосуществования двух систем. Изменению курса во внешней политике способствовало и некоторое ослабление позиций старой сталинской гвардии. Уже летом 1954 г. Хрущев, несмотря на противодействие со стороны Молотова, начал готовить сближение с Югославией. С 26 мая по 3 июня 1955 г. советская делегация в составе Хрущева, Булганина и Микояна находилась в Белграде и вела напряженные переговоры о нормализации отношений с руководством этой страны. В конечном счете 2 июня было сделано совместное советско-югославское заявление, содержащее признание, что вопросы внутренней жизни того или иного государства относятся исключительно к компетенции его правительства.

Одной из первых попыток Хрущева наладить контакты с великими капиталистическими державами стала Женевская встреча лидеров четырех держав, состоявшаяся в июле 1955 г. Сколько-нибудь существенных результатов в ходе переговоров достичь не удалось. В то же время была нарушена изоляция, существовавшая вокруг Советского Союза. Великобритания пригласила руководство СССР посетить страну. Поездка Хрущева и Булганина на Британские острова, их переговоры с членами английского правительства в апреле 1956 г. также не внесли ничего нового в позиции сторон. В ходе встреч и бесед происходило лишь уточнение различных точек зрения. Хрущев, как обычно, был напорист, всем объяснял, что наступила эра ракет. То у одного, то у другого собеседника он начинал выяснять, знает ли тот, сколько ядерных зарядов потребуется для того, чтобы уничтожить его страну. Англичане, как радушные хозяева, организовали для советской делегации показ военной авиации на базе королевских ВВС.

"Дух Женевы" присутствовал и на других международных встречах середины 50-х гг. В сентябре 1955 г. состоялся визит в СССР канцлера ФРГ К. Аденауэра. Между двумя странами были установлены дипломатические отношения. СССР принял решение освободить последних пленных, содержавшихся в тюрьмах и лагерях в качестве военных преступников (общее количество военнопленных солдат и офицеров вермахта в Советском Союзе превышало 3 млн человек. Из них погибло в лагерях 1,1 млн человек. Остальные в течение 1945-1955 гг. вернулись на родину). В 1955 г. СССР также подписал договор о характере взаимоотношений с ГДР, предоставляя тем самым Восточной Германии свободу в решении проблем внешней и внутренней политики. Договор предусматривал тесное сотрудничество партнеров во всех областях общественно-политической жизни.

Таким образом, в середине 50-х гг. закладывались основы стабильной послевоенной Европы, которая тем не менее представляла собой два противоборствующих блока. 10 мая 1955 г. советское правительство внесло в ООН предложение о сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении угрозы новой войны. В то же время шел процесс оформления военно-политического союза социалистических стран, который был завершен 14 мая 1955 г. путем создания Организации Варшавского договора.

Усилия советской дипломатии нашли отклик во Франции. В марте I960 г. президент де Голль пригласил Хрущева посетить Париж. После визита советского лидера отношения между нашими странами значительно улучшились.

Установление более тесных связей как с Западом, так и с Востоком оставалось одной из главных целей советской дипломатии. В октябре 1956 г. СССР восстановил дипломатические отношения с Японией, подписав в Москве декларацию о прекращении состояния войны между двумя странами. Было принято решение о возвращении на родину всех осужденных в Советском Союзе японских граждан (всего в советском плену после окончания Второй мировой войны оказалось от 600 до 640 тыс. японцев). СССР также отказывался от репарационных претензий к Японии.

Особые отношения складывались у советского руководства со странами третьего мира, где имелись влиятельные компартии. СССР продолжал оказывать помощь народу Вьетнама в его борьбе с колонизаторами и принял активное участие в проведении Женевского совещания министров иностранных дел в 1954 г. Под непосредственным воздействием СССР, КНР и некоторых других стран Франция прекратила войну против народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

В 1955 г. советская делегация во главе с Хрущевым и Булганиным посетила Индию, где в 1950 г. была провозглашена республика. Встречи с идеологом и создателем партии Индийский Национальный Конгресс Д. Неру послужили началом плодотворного сотрудничества между СССР и Индией. Москва помогала Дели в создании тяжелой промышленности, поставляла оружие, занималась подготовкой офицерских кадров, осуществляла взаимовыгодную торговлю.

Советский Союз, не колеблясь, оказывал политическую, экономическую и военную помощь всем странам, отстаивавшим свое право на независимость. Так, в 1956 г., когда Египет подвергся тройственной англо-франко-израильской агрессии в связи с национализацией Суэцкого канала, осуществленной египетским правительством, СССР предпринял ряд дипломатических усилий для того, чтобы прекратить вмешательство Запада во внутренние дела Каира. Отношения между СССР и Египтом и в дальнейшем развивались в атмосфере дружбы и сотрудничества. Глава египетского правительства Гамаль Абдер Насер в 1964 г. был даже награжден Хрущевым золотой звездой Героя Советского Союза. СССР оказывал Египту большую экономическую помощь (строительство Асуанской плотины и ГЭС на Ниле), направлял в эту страну вооружение и военных советников.

В 1956 г. в МИД СССР произошли серьезные изменения. Своего поста лишился Молотов. В подходах к проблемам внешней политики его отличала прежде всего "несгибаемо классовая" позиция. Взаимоотношения с государствами иного общественного строя он рассматривал как борьбу, в которой мягкость непростительна. Молотова нельзя считать тонким дипломатом. Нередко в ходе длительных встреч он отвечал на различные аргументы собеседника, как заведенный граммофон, буквальным повторением одной и той же изначально произнесенной формулы. Недаром в международных и политических кругах за ним прочно закрепилось прозвище "господин Нет".

В июне 1956 г. Молотова (ввиду явного расхождения его позиции по внешнеполитическим вопросам с точкой зрения Хрущева) на посту министра иностранных дел заменил Д. T. Шепилов, бывший главный редактор "Правды" и специалист по политэкономии. Будучи ставленником Хрущева, он активно поддерживал и развивал его гибкую линию во взаимоотношениях с Западом. Однако в МИД Шепилов пробыл недолго. Уже в феврале 1957 г. он "ушел наверх", став секретарем ЦК партии по вопросам идеологии. Но и там задержался всего на несколько месяцев, ибо летом 1957 г. допустил явный просчет: присоединился к большинству в составе Президиума ЦК, которое предприняло неудачную попытку смещения Хрущева. Первый секретарь ему этого не простил. Шепилов, как и другие участники "антипартийной группы", был немедленно снят со всех руководящих постов. За ним прочно закрепился политический ярлык, ставший по сути его второй фамилией - "и примкнувший к ним Шепилов".

С 1957 г. на протяжении без малого 30 лет министерство иностранных дел возглавлял А. А. Громыко, с именем которого связаны многие успехи отечественной дипломатии.

Противоречия внешнеполитического курса СССР

Сформулировав на XX съезде КПСС тезис о мирном сосуществовании двух систем, признав законность югославского пути развития, советское руководство создало прецедент для других государств в выборе путей дальнейшего движения. Все это, а также экономические трудности, вызванные ошибками руководства, привели к тому, что летом 1956 г. оживилась оппозиция внутри правящих партий и в обществе в целом - возникла политическая нестабильность в Польше и Венгрии. Осенью 1956 г. Н. Хрущев, В. Молотов, Н. Булганин и А. Микоян посетили Варшаву с целью урегулирования ситуации. Роспуск колхозов, снятие с поста министра обороны К. Рокоссовского и возвращение его в Москву, обещание повести страну к социализму "польским путем", материальная помощь СССР, а также избрание В. Гомулки на пост руководителя Польской объединенной рабочей партии помогли нормализовать положение,в ПНР.

По иному сценарию развернулись события в Венгрии, где имело место копирование советской модели социализма и сложился культ "венгерского Сталина" М. Ракоши. 23 октября 1956 г. в Будапеште началась многотысячная демонстрация студентов, выдвинувших ряд требований - от отмены военного обучения и уроков русского языка до вывода советских войск и создания правительства во главе с И. Надем. Руководство Венгерской партии трудящихся, желая успокоить народ, призвало к власти лидера возникшей в 1956 г. широкой оппозиционной группировки Имре Надя, старого коммуниста, подвергшегося преследованиям со стороны М. Ракоши. Правительство Надя потребовало вывести советские войска из Будапешта. После этого в Венгрии произошла кровавая расправа с теми, кто сохранял верность старому режиму. Принимая во внимание последнее обстоятельство, в СССР было принято решение о ликвидации мятежа силами военных. 4 ноября 1956 г. началась операция "Вихрь", в результате которой погибло около 2,5 тыс. восставших и 720 человек со стороны Советской Армии. Имре Надь нашел убежище в посольстве Югославии, однако вскоре был арестован, вывезен в Румынию, а спустя некоторое время возвращен в Венгрию, где и казнен в июне 1958 г. Новое венгерское правительство Я. Кадара восстановило при помощи СССР порядок в своей стране, устранив многие недостатки, которые повлекли массовое народное выступление в 1956 г.

Одной из самых горячих точек мира с 1958 по 1961 г. оставался Берлин. Несмотря на то что СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, Соединенные Штаты Америки выступали против любого официального признания ГДР. Отсутствие юридического признания Восточной Германии имело для СССР серьезные последствия, так как это означало поощрение тех, кто вынашивал идею реванша и возврата к единому великому немецкому государству. Пытаясь сломить сопротивление своих западных партнеров, Хрущев использовал единственное оружие давления, находившееся в его руках, - Берлин. В августе 1961 г. за одну ночь была сооружена знаменитая стена, которая изолировала Западный Берлин от остальной части ГДР. В результате этого шага Германия оказалась окончательно разделенной.

Особое место в конце 50-х - начале 60-х гг. занимали советско-американские отношения, оказывавшие определяющее воздействие на течение "холодной войны". Возможность улучшения взаимоотношений двух держав продемонстрировал визит председателя Совмина СССР Н. Хрущева в США, который проходил с 15 по 27 сентября 1959 г. Встреча советского лидера на американской земле прошла "по высшему разряду". Первый визит руководителя СССР в США, конечно же, не мог снести все преграды на пути сближения великих государств. Тем не менее и Н. Хрущев, и Д. Эйзенхауэр в меморандуме, суммировавшем результаты переговоров, отмечали, что гонка вооружений стоит колоссальных расходов и порождает большую опасность. Лидеры двух стран, таким образом, пришли к выводу, что ограничение вооружений - самая важная проблема текущих международных отношений. Мир ждал ответного визита в СССР президента США, намеченного на 1960 г. Появилась реальная возможность покончить с "холодной войной". Однако инцидент с американским разведывательным самолетом "У-2", сбитым 1 мая 1960 г. в районе Свердловска, похоронил все ожидания. Н. Хрущев забрал назад свое приглашение Д. Эйзенхауэру посетить СССР. Советско-американские отношения оказались надолго заморожены.

В ноябре I960 г. на президентских выборах в США одержал победу представитель демократической партии Д. Кеннеди. При новом президенте расходы на оборону были увеличены, а одной из первых внешнеполитических акций был разрыв дипломатических контактов с Кубой, где в начале 1959 г. к власти пришли демократические силы во главе с Фиделем Кастро. Отношения между Кубой и США стали открыто враждебными. Советский Союз принял решение оказать маленькой стране всестороннюю поддержку: политическую, экономическую и военную. В июле 1962 г. началась грандиозная операция под кодовым названием "Анадырь" по развертыванию в непосредственной близости от США группировки войск, способной вести самостоятельные боевые действия на удалении 11 тыс. км от баз снабжения. Первые боевые подразделения прибыли на Кубу в начале августа, вскоре началась переброска ядерных боезарядов. Период с 14 по 27 октября 1962 г. стал апогеем кризиса. Американцы объявили о блокаде острова и начали подготовку военного вторжения. День 27 октября мог завершиться ядерной катастрофой - над Кубой был сбит американский разведывательный самолет-шпион. Только благодаря твердости Д. Кеннеди, отказавшегося отдать приказ о немедленном авиационном ударе, и встречным шагам Н. Хрущева удалось предотвратить войну. Стороны пришли к компромиссу. Советский Союз согласился вывести ядерные ракеты с территории Кубы, а Вашингтон, со своей стороны, пообещал не предпринимать попыток вторжения на остров и удерживать от этого своих союзников.

Вывод ракет был осуществлен советской стороной без предварительного обсуждения этого вопроса с Ф. Кастро. Поэтому реакция последнего на "капитулянтство" Н. Хрущева была вулканической. Чрезвычайно сложные переговоры с американской и кубинской сторонами был вынужден вести А. Микоян. 20 ноября 1962 г. президент США объявил о прекращении блокады Кубы - Карибский кризис удалось разрешить.

События 1962 г. завершили раскол в советско-китайских отношениях. Экономическое и научно-техническое сотрудничество двух стран некоторое время шло по нарастающей, после чего пути внутреннего развития и международные стратегии государств стали расходиться. С января 1956 по февраль 1959 г. СССР взял на себя обязательства по оказанию помощи Китаю и строительству 180 крупных промышленных предприятий. Более того, 15 мая 1957 г. Советский Союз заключил с КНР соглашение о предоставлении ей образцов атомной бомбы с технической документацией для организации соответствующего производства.

Отправной точной советско-китайского конфликта стал XX съезд КПСС, взявший курс на демократизацию общественной жизни, разрядку международной напряженности, предотвращение мировой войны, налаживание делового сотрудничества с Западом и отказ от стимулирования мировой революции. После этого разногласия сторон все более обострялись, так как китайский лидер Мао Цзэдун, развивая свою теорию, отмечал, что войны бояться не следует, она "более выгодна нам и менее выгодна Западу", "большая революция не может обойтись без революционной войны".

На установку советских ракет на Кубе Китай отреагировал как на реализацию своей линии - "действовать острием против острия в борьбе с империализмом". В знак одобрения шагов Москвы была даже приостановлена критика советского руководства. Когда же Хрущев пошел на попятную, его обвинили в капитулянтстве, охарактеризовав политику Москвы как "новый Мюнхен". "Нью-Йорк Таймс" заметила тогда, что Пекин продемонстрировал готовность сражаться до последнего американца и до последнего русского.

5 августа 1963 г. министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали в Москве исторический договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В октябре 1964 г. Китай взорвал свою первую атомную бомбу. Но прошло более 20 лет, прежде чем Пекин, обеспечив достаточную ядерную мощь и удовлетворив свое тщеславие, присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в 1970 г.

Чрезвычайную остроту советско-китайским отношениям придало выдвижение КНР территориальных претензий к СССР. Вопрос о "неравноправных договорах" был поднят в ноте МИД КНР от 27 сентября 1963 г. За этим последовало нарастание напряженности на границе, кульминацией стал вооруженный конфликт конца 60-х гг.

Последней дипломатической акцией советского правительства, возглавляемого Н. Хрущевым, было выступление с заявлением от 10 августа 1964 г. в защиту Кубы. Это произошло после того, как Организация американских государств (ОАГ) под давлением США обвинила Кубу в "агрессии", "вмешательстве в дела другого государства" и потребовала от членов ОАГ порвать дипломатические отношения с правительством Ф. Кастро.

В целом внешнеполитические итоги послевоенного двадцатилетия противоречивы и неоднозначны. Главный итог данного периода в том, что Советскому Союзу удалось несколько изменить течение "холодной войны", доказав, что при обоюдном согласии и желании обе сверхдержавы могут договориться между собой и преодолевать кризисы, вызванные взаимными политическими ошибками. При Н. Хрущеве наша страна воспринималась Западным миром иначе, нежели в эпоху сталинизма. Первый секретарь до конца стремился поддержать образ СССР как миролюбивой державы. Об этом свидетельствуют и его последние визиты 1964 г. в скандинавские страны: Данию, Швецию, Норвегию.

Связи с социалистическими странами в этот период были весьма сложными. Наряду с нормализацией отношений с Югославией, советскому руководству пришлось применять политическое давление и прямую военную силу, чтобы удержать в сфере своего влияния ГДР, Польшу и Венгрию. Обострившиеся разногласия с Китаем привели к расколу в коммунистическом движении, ужесточили соперничество в борьбе за влияние на лагерь социализма.

Рекомендуемая литература

Авторханов А. Загадка смерти Сталина (заговор Берии). М., 1992.

Адибеков Г. М. Коминформ и послевоенная Европа. 1947-1956 гг. М., 1994.

Аксютин Ю. В., Волобуев П. В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.

Алексеев В. М. Венгрия-56: Прорыв цепи. М., 1996.

Бабиченко Д. Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК. М., 1994.

Берия: конец карьеры Сост. и общ. ред. В. Ф. Некрасов. М., 1991

Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб., 2000.

Бугай Н. Ф. Л. Берия - И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". М., 1995.

Бугай Н. Ф., Гонов А. М. Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е гг.). М., 1998.

Вербицкая О. М. Российское крестьянство: От Сталина к Хрущеву. Середина 1940-х - начало 1960-х. М., 1992.

Тиренко Ю. С. Сталин-Тито. М., 1991.

Говрин И. Израильско-советские отношения. 1953-1967. М., 1994.

Головынов Я. Королев. Факты и мифы. М., 1994.

Грэхэм Лорен Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. М., 1991.

XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.

Зима В. Ф. Голод в СССР 1946-1947 гг.: происхождение и последствия. М., 1996.

Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999.

Костырченко Г. В плену у красного фараона. Политические преследования евреев в СССР в последнее сталинское десятилетие. М., 1994.

"Ленинградское дело" / Сост. В. И. Демидов, В. А. Кутузов. Л., 1990.

Лунин Ю. Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. 20-80-е гг. М., 1992.

Медведев Ж, А. Взлет и падение Лысенко. История биологической дискуссии в СССР (1929-1966). М., 1993.

Медведев Р. А. Н. С. Хрущев. М., 1989.

Попов В. П. Российская деревня после войны (июнь 1945 - март 1953). М., 1993.

Пыжиков А. В. Оттепель: идеологические новации и проекты (1953-1964 гг.). М., 1998.

Романовский Н. В. Лики сталинизма. 1945-1953 гг. М., 1995.

Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945-1985). Новое прочтение. М., 1995.

СССР и холодная война. М., 1995.

Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы. М., 1999.

Торкунов А. В. Загадочная война: Корейский конфликт 1950-1953 гг. М., 2000.

ФилитповА,М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993.

Филитпов А. М. "Холодная война". Историографические дискуссии на Западе. М., 1991.

Фурсенко А. А., Нафтали T. Адская игра. Секретная история Карибского кризиса. М., 1999.

Холловэй Д. Сталин и бомба / Пер. с англ. Новосибирск, 1997.

Холодная война. Новые подходы, новые, документы. М., 1995.

Хрущев С. Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М., 1994.