Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение: будущее народов и воспитание интернационализма

“Обнимитесь, миллионы!” — этим призывом к братскому единству человечества начинался финал Девятой симфонии Бетховена. Сегодня, почти 200 лет спустя, это уже не призыв, а настоятельное требование истории, ее категорический императив.

Человечество объединится, или оно погибнет — альтернативы этому в условиях современного мира не существует: мы говорили об этом на всем протяжении книги. Но такое — принудительное — единство далеко не гарантирует ни подлинного процветания человечества, ни дальнейшего развития его культуры, ни даже прочного и длительного существования землян. Уже сегодня недостаточно взаимной терпимости и желания понять друг друга: необходимо именно активное стремление к братскому единству людей и народов во “Всечеловечестве”, бетховенское “обнимитесь, миллионы”. Или это “объятие”, или цивилизованный ад, уничтожающий самобытность любого народа и человека и, в конце концов, приводящий ко всеобщему обесчеловечиванию, остановке даже научно-технического развития и безысходному тупику для всех.

Человечество не может далее развиваться и процветать как Человечество без максимальной свободы развития каждого человека и всех народов. И в то же время и люди, и народы уже теряют возможность дальнейшего развития и подлинно человеческого существования вне единой мировой культуры, цивилизации единого всечеловеческого сообщества.

Эта дилемма, быть может, — самая сложная и самая не похожая на все задачи, которые на протяжении истории стояли перед каждым народом и человечеством в целом. Ее решение требует нестандартных путей и методов, главным из которых, пожалуй, является воспитание интернационализма как мировосприятия и мировоззрения в широком смысле этого слова.

Еще раз подчеркнем: в широком смысле. Здесь не обойтись (хотя и они необходимы) традиционными средствами образования, просвещения, воспитания молодежи. Воспитание интернационализма в широком смысле слова предполагает: создание информационной среды, обеспечивающей полноту и непрерывность “знакомства” народов друг с другом — от их великих исторических достижений до каждого значительного явления современности; стремление и готовность людей и этносов к дружественной заинтересованности друг в друге и в восприятии “чужого” достояния не только как равноправного собственному, но и как желанного для своего национального и личностного развития; не только приятия совместной “всечеловеческой” жизни как исторической необходимости, но и отношение к ней как к высшему благу, как самой перспективной возможности для всех.

В этих условиях любая защита своей национальной самобытности, которая приводит — хотя бы в малейшей степени — к самоизоляции народа и неприязни или пренебрежению к другим народам и культурам, уже сегодня может вести только к тоталитаризму, к фашизму или расизму — если не политическому и экономическому, то, во всяком случае, к культурному, духовному.

В близком будущем (эта тенденция прослеживается уже сегодня) человек сможет нормально существовать в едином мировом информационном пространстве, только если он будет владеть, как минимум, двумя языками — своим родным и, хотя бы, одним из “всемирных” культурных языков. Мало этого: человек, лишенный доступа ко всем сокровищам мировой культуры в той мере, в какой он способен их усвоить, будет с неизбежностью и во все большей степени обречен оставаться на обочине возникающей ныне всечеловеческой цивилизации. И, наконец, если эта цивилизация не будет способна в сравнительно близком будущем предоставить каждому человеку и каждому народу более или менее равные условия для материального благополучия и духовного прогресса, то она будет обречена на гибель (не термоядерными и бактериологическими войнами — так международным терроризмом и всеобщей злобою и враждою, тем более неизбежными при всемирном распространении средств массовой информации и возможности “видеть собственными глазами”, как живут другие ) .

Но как же при этом обеспечить одновременно и дальнейшее объединение народов в целостное Всечеловечество , и самобытное развитие каждого из народов, и условия для самореализации каждого человека?

Прежде всего, как мы уже говорили, необходимо гарантировать для каждого народа и каждого человека максимально широкий доступ к информации о культуре и жизни, нуждах, достижениях, проблемах и чаяниях всех народов и социальных групп. Такую возможность потенциально представляет современные средства массовой информации (пожалуй, в особенности, INTERNET и всемирная сеть телевидения). На сегодня это во многом возможность только потенциальная: ее полной реализации мешают и политические соображения, и соображения прибыли, и предрассудки самих народов, и многое другое. Но эта возможность уже существует и технически будет возрастать во все больших масштабах, и лишь от самих народов, от человечества в целом будет зависеть ее подлинная реализация.

Какие-то элементы этой реализации уже “прощупываются” в настоящем. Так, ЮНЕСКО каждый год отмечает по всему миру юбилеи наиболее выдающихся деятелей культуры всех времен и народов. Неправительственные организации, творческие союзы и даже правительства новых стран спонсируют пропаганду достижений своей национальной культуры и информацию о жизни своего народа в ряде стран мира. Так, например, французское, английское, немецкое и итальянское посольства за последние несколько лет проводят в Республике Беларусь периодические фестивали своего киноискусства, а Министерство культуры Франции финансирует выпуск книг французских писателей, философов и других деятелей гуманитарных наук на русском и белорусском языках. В свою очередь, правительство и общественные организации Республики Беларусь содействуют привлечению в вузы и колледжи нашей страны ученых из стран СНГ и Европы, при всей нынешней бедности государства стараются оплачивать обучение и стажировку белорусской молодежи в европейских и американских университетах. Американские, английские и другие культурные центры и библиотеки активно функционируют в городах многих стран мира и т.д., и т.п. Всего этого, конечно, недостаточно, но можно надеяться, что это — лишь первые зачатки, первые ростки будущего.

Нетрудно себе представить, что в скором времени наиболее развитые государства мира, наконец-то, предоставят тому же ЮНЕСКО достаточное количество средств для ознакомления всех народов мира с историческими и современными достижениями культуры каждого народа и каждого народа — со всей мировой культурой. При этом, во избежание субъективизма и проявления национального высокомерия, такие “перечни” национальных достижений (в особенности, современных) могли бы составляться творческими союзами и ассоциациями каждой страны и — альтернативно— министерствами культуры этих стран и, пройдя экспертизу ЮНЕСКО становиться объектом всемирного распространения средствами печати, радио и телевидения и т.д.

Такого рода предложений можно было бы привести немало. Дело в их осуществлении, а оно становится уже не просто актом доброй воли, но и насущной необходимостью для каждой страны и всего международного сообщества.

И это — не только средство объединения народов в мировую культуру. Это — мощный фактор развития национальной культуры и национального самосознания. Так, присуждение Нобелевской премии писателю Х.Лакснессу послужило действенным фактором подъема национальной гордости исландского народа, дальнейшего развития его литературы и культуры в целом. И это не случайно. “Выход на мировую авансцену” хотя бы одного представителя национальной культуры практически немедленно вызывает к ней повышенный интерес (особенно, если это — первый за долгое время триумф). В свою очередь, — пусть и за более длительный срок — такой триумф повышает национальное самоуважение народа и его ответный интерес к тем народам, которые восприняли его культуру. Это относится даже к народам с издревле великой и всемирно авторитетной культурой: так, лишь появление Махатмы Ганди и Рабиндраната Тагора побудило западный мир отнестись к Индии не только как к стране великой культурной традиции, но и как к великой культуре современности. Но всего этого не произошло бы, не будь в западном мире 20 века “ментального ощущения” необходимости еще каких-то иных путей, кроме тех, которые предлагала современная западная культура.

Здесь мы возвращаемся к исходным условиям и предпосылкам современного интернационализма. Он возникает не только потому, что этого требуют экономика и политика, наука и техника, материальные нужды и безопасность народов. Он возникает в его современной форме как настоятельная необходимость всех народов земли (при всей их национальной самобытности и всем стремлении не утратить ее) в духовном взаимообогащении, совместном поиске новых путей к лучшему будущему и максимальном разнообразии средств его достижения. Историческая неизбежность взаимотяготения и взаимной нужды народов друг в друге все более становится ныне еще и духовной потребностью. Это уже не только неизбежность, но и свободный выбор. А выбор “по любви” куда надежнее и гораздо привлекательнее, чем “по расчету”.

Эта мысль красной нитью проходит через всю культуру человечества: мы можем найти ее не только в великих произведениях искусства и философии, но даже в народных детских сказках и стихах. Вот что говорит об этом мудрая Матушка-Гусыня:

Есть ли снадобье от бед?

Может, да, а может нет.

Да? Тогда — за счастьем в путь!

Нет? И помнить позабудь!

“Сказки Матушки -Гусыни”

Перевод автора.