Куропаткин А. Русская армия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение

Возвращение к русской национальной политике во внутренних делах поведет к увеличению духовных и материальных сил русского племени. Какие при этом надлежит преследовать цели —указано выше.

Главнейшие из мер по подъему духовных сил русского народа должны заключаться в утверждении твердой и попечительной власти на местах, в преобразовании школы, в борьбе с пьянством.

В «России для русских» представители высшей правительственной власти, а также выборные члены в высшие законодательные учреждения — Государственный Совет и Государственную Думу — должны принадлежать к русскому племени, с допуском тех инородцев, которые по языку и по убеждениям признают себя русскими, а Россию признают своей родиной. Основной задачей духовного развития русского народа должно служить поддержание православной веры, преданности царю и любви к родине.

Главнейшие меры к подъему материальных сил русского народа прежде всего должны быть направлены к подъему деятельности русского населения коренных губерний России. Вместо одностороннего развития фабрично-заводской промышленности, необходимо планомерное развитие как сельскохозяйственной деятельности населения России, так и фабрично-заводской.

Особой заботой правительства должно служить поднятие уровня среднего достатка населения. Сообщение населению сельскохозяйственных и иных технических знаний, путем широкого развития профессионального образования, должно служить одним из средств облегчить населению наилучшее использование естественных богатств России. В сельскохозяйственной деятельности обращается особое внимание на поддержание и упрочение образуемого ныне, расходом на углы или отрубные участки, мелкого землевладения.

Охрана личности, труда и имущества населения должна составлять одну из важнейших забот правительства.

В целях охраны труда русского населения необходимо постепенное удаление еврейского элемента из местностей вне черты еврейской оседлости. В тех же видах должен быть приостановлен переход богатств России в иностранные руки.

Представляя роспись доходов и расходов на 1910 год на рассмотрение высших государственных учреждений, министр финансов, в своих объяснениях к ней, поместил следующие драгоценные слова:

«Земля и земледельческие промыслы остаются, однако, коренными устоями русской народной жизни и первоисточником, на котором стоит весь хозяйственный быт страны. Оздоровление этих устоев, увеличение их производительной силы и лучшее приложение труда, энергии и предприимчивости населения к разработке скрытых в недрах земли и водах России богатств несомненно приведут страну верным путем к экономическому ее расцвету».

К сожалению, такие пожелания в значительной степени пока остаются только на бумаге. По смете на 1910 год предполагалось ассигновать на землеустройство 23 млн руб., но из них на улучшение полеводства во всей России ассигнуется всего 2 млн руб.

Все расходы по министерству земледелия и землеустройства, имеющие в настоящее время особую важность и настоятельность, составляют на 1910 год лишь около 3 % всего государственного бюджета. Для поддержания «коренных устоев» народной жизни и «оздоровления» их, очевидно, лекарства отпускаются пока лишь в дозах гомеопатических.

Вместе с заботами об увеличении достатка живущего населения правительству необходимо принимать меры к возможному увеличению источников естественных богатств России для обеспечения будущих поколений. Сюда входят: изучение севера, борьба с северной природой, увеличение рыбных богатств и проч.

Содействуя всеми мерами подъему материальных сил русского племени, отставшего не только от западных соседей, но и от инородцев-русско-подданных, наше правительство должно заботливо охранять достигнутые инородческими племенами России культурные успехи.

Переход к русской национальной политике усилит и внешнее положение России. С прекращением забот об устройстве «блаженства» других народов, в ущерб силам и средствам русского племени, исчезнет и общее недоверие к планам России, сопровождавшее нашу внешнюю деятельность все XIX столетие. Явится возможность, даже прочно охраняя самостоятельное положение основанных русской кровью государств на Балканском полуострове, прийти к соглашению по делам Ближнего Востока. Все более и более ясное понимание государствами Европы растущей на Дальнем Востоке для всей Европы «желтой опасности» позволяет надеяться, что можно будет положить конец взаимным распрям различных государств Европы между собой и объединиться в мощном европейском союзе с целью удержать и на XX столетие господствующее положение Европы на азиатском и африканском материках. Достижение такого соглашения позволит государствам Европы начать ослаблять бремя «вооруженного мира».

Усиление военного положения России тоже тесно связано с возвращением к русской национальной политике.

Как изложено выше, весьма важные меры по усилению военного положения России лежат вне ведения военного министерства.

С достижением соглашения по делам Ближнего Востока существовавшая в России более 100 лет необходимость при каждой войне оставлять в бездействии большую часть наших сил на западной границе исчезнет. В случае, например, новой опасности на Дальнем Востоке явится возможность располагать всеми русскими военными силами.

С ростом материальных сил России облегчится и ассигнование нужных средств на поддержание русской армии на высоте современных требований. Отсталость в техническом отношении от соседей, составлявшая, вследствие недостаточных на армию денежных отпусков, неизменное явление уже около столетия, наконец исчезнет. При культурном росте населения России сгладится и огромное неравенство, существующее ныне между нами и соседями в железнодорожном отношении.

В развитием железных дорог облегчится для действующей на окраинах России или за ее пределами армии связь с центральными местностями России. Эта связь, как указано выше, во все войны, веденные Россией даже и после начала постройки железных дорог, была недостаточная.

Основной задачей русской армии на XX столетие будет: охрана целости границ, защита безопасности и чести России. Принятие национальной политики будет содействовать приданию войнам в XX столетии, если таковые выпадут на ее долю, характера национальных войн.

Из мер по военному ведомству, которые принимаются к увеличению боевой годности нашей армии, заслуживают особого внимания меры по улучшению состава нижних чинов и меры по улучшению командного состава армии. В целях улучшения состава нижних чинов представляется необходимость пересмотреть устав о воинской повинности и ввести в него некоторые изменения. В число племен, которые не будут призываться по новому уставу к несению службы в войсках, необходимо включить и евреев, обложить это племя особым налогом, соответствующим числу подлежащих приему новобранцев из евреев. Замеченное в течение последних войн постепенное ухудшение унтер-офицерского состава побудило меня высказать мнение о необходимости возвратиться к срокам службы, существовавшим до Русско-японской войны.

Несоответствие численности армии мирного состава со средствами государства вело к неготовности армии по военному составу. При соглашении с Австрией по делам Ближнего Востока возможно будет несколько уменьшить быстро возросшую в последние 9 лет численность армии по мирному составу и поставить задачей на будущее — постепенный переход к содержанию армии мирного состава по 1 солдату на 150 душ населения обоего пола, а затем — по 1 солдату на 200 душ населения.

Улучшение командного состава армии должно состоять главным образом в освобождении начальствующих лиц разных степеней от хозяйственных забот и в направлении их деятельности преимущественно к подготовке не только их подчиненных, но и их самих к командованию в военное время. Эта мера должна иметь особо важное значение по отношению к старшему командному составу, ныне поставленному в такие условия, при которых для этих чинов не имеется достаточной практики в командовании вверенными им частями в поле.

Значение офицерского звания и в особенности строевой службы должно быть поднято. Значение штабов дивизий, корпусов, округов и главного штаба, ослабляющее авторитет начальников строевых частей ко вреду для дела, должно быть понижено.

Всемерно необходимо добиваться, чтобы старшие начальники войск обладали твердым характером, самостоятельностью, инициативой, знанием военного дела и путем обширной практики в мирное время были подготовлены к успешному командованию вверенными им частями в военное время.

Непрерывное комплектование войск в случае войны должно быть подготовлено в широких размерах.

Все увеличивающееся значение на войне технических сил и средств обязывает усилить и в русской армии технические войска и технические средства. Развитие положительных наук вдет таким быстрым шагом вперед, и прикладные знания так развиваются, что трудно предвидеть, на чем остановится в XX веке развитие техники.

При помощи науки европейские государства одолели землю и воду. Земля у них покрыта благоустроенными городами, фермами, селениями, земля прорезана массой путей — шоссейных и железнодорожных; огромные фабрики и заводы перерабатывают богатства недр земли и сельскохозяйственные продукты. Земля взята крепко в руки и щедро окупает труд земледельца, подкрепляемый знаниями и опытом.

Вода тоже завоевана. Внутренние воды стали источниками богатств. По ним идет огромное движение, не ослабляя железнодорожного. Мощные каналы дополняют речные системы. Воды начинают служить регулятором урожаев (ирригационное орошение). Моря перестали разъединять материки. В несколько дней морские колоссы переплывают океан.

Завоевав землю и воду, ненасытные иноземцы ныне завоевывают и воздух. Россия, занятая в ХIХ столетии чужими делами, очень отстала в этом движении. Надо, чтобы в XX веке эта отсталость исчезла.

Нашему военному ведомству, в своей области, приходится крепко работать, чтобы не слишком отставать в этой лихорадочной работе от западных соседей.

Отсталость нации в культурном отношении отражается и на ее отсталости в военном отношении. Мы в России еще не успели завоевать ни свой землю, ни свои внутренние воды, а военному ведомству, без этих предварительных побед, уже приходится прямо перескакивать к завоеванию воздуха.

Но без общего культурного подъема всей нации военному ведомству в XX столетии почти невозможно будет догнать в техническом отношении наших западных соседей.

Таковы в самых общих чертах задачи России и русского войска на XX столетие по делам внутренним, внешним и военным. В различных главах моего труда имеются указания царствовавших в России лиц и мнения выборных людей в земских соборах и комиссиях в XVII, XVIII и XIX столетиях на задачи России, которые до сих пор еще не выполнены и перешли на XX столетие.

Приведу ниже главнейшие из этих указаний.

На земском соборе в 1642 году представители населения, для улучшения экономического положения России и улучшения самого порядка управления, признавали необходимым:

1) Введение подоходного налога без каких-либо изъятий.

2) Прекращение роста податей и повинностей.

3) Прекращение канцелярской волокиты, неправды и неправедных судов.

4) Ограждение от иноземцев, захвативших в свои руки торговлю.

5) Расширение прав населения по самоуправлению. Этой программе 248 лет, а она и ныне еще не выполнена и может послужить, с принятием русской национальной политики, программой для деятельности на ближайшие годы в Государственном Совете и в Государственной Думе.

В особенности настоятельно необходимо спешить с введением подоходного налога. Могущество капитана сказывается и в этом вопросе. Строго проведенный подоходный налог облегчит податное бремя бедной части населения и будет способствовать поднятию уровня достатка русских людей.

Великий Петр, заимствуя с Запада различные меры, смотрел на них лишь как на средство, а не на цель. Но как только русские люди осиливали иноземную выучку, Петр I быстро выдвигал их и ставил выше иноземцев.

За 100 лет до появления национальной системы политической экономии Ф. Листа Великий Петр уже держался этой национальной системы в России по отношению к заводской и фабричной промышленности. Петр I признавал необходимым сильную государственную опеку при создании собственной добывающей промышленности и принимал меры, чтобы ввоз иностранных товаров не вредил отечественной промышленности.

В первом для России тарифе, изданном в 1724 году, уже проводится сознательное покровительство производствам, успевшим возникнуть в России. В зависимости от этого успеха обложение высокими пошлинами ввозимых товаров колебалось от 25 до 75 % их стоимости. Товары же, не производившиеся в стране, были обложены сравнительно низкими пошлинами.

В дипломатических сношениях Петр I не знал другого языка кроме русского, и в его царствование заведывание иностранными делами находилось в русских руках.

Относительно вреда евреев Петр I держался вполне определенного мнения, он говорил: «Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них (евреев) в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают».

Екатерина II относительно окраинных местностей России — Финляндии и балтийских провинций — следовала национальной политике, признавала эти местности частью русской земли и стремилась к уничтожению их обособленности. Когда в 1767 году в Москву явились «в комиссию для сочинения проекта нового уложения» депутаты от окраинных местностей, в том числе балтийской и финляндской, с целью отстаивать свои старые привилегии, русские депутаты дружно поддержали Екатерину II против этих притязаний: «побежденные не должны иметь преимущества над победителями» — было провозглашено русскими людьми около 150 лет тому назад, а потом забыто.

Императрица Екатерина II относительно балтийской и финляндской окраин решила, что «сии провинции надлежит привести легчайшими способами к тому, чтобы они обрусели».

Первый из этих заветов — о том, что побежденные не должны иметь преимущества над победителями, остается в силе и в настоящее время; что касается второго завета — по обрусению балтийских и финляндских провинций, то задача эта, при отсталости русского племени в культурном отношении, должна быть отложена до того времени, когда русское племя настолько усилится в духовном и материальном отношениях, что финляндцу и балтийскому немцу станет выгодно признавать себя всюду прежде всего русским. Пока же русское племя должно сближаться с обогнавшими его в культурном отношении народностями — путем неуклонного распространения русского языка и поддержания русской государственности на всех окраинах.

Относительно окраин России необходимо прекратить дальнейшие жертвы русского племени на материальное и духовное развитие населения этих окраин. Многие из них достигли, сравнительно с русскими местностями, таких культурных успехов, что и без помощи русского населения могут продолжать развиваться. Но необходимо самым тщательным образом охранять уже достигнутые культурные успехи в Финляндии, балтийских и польских губерниях.

Эти успехи усиливают Россию и могут послужить к усилению русского племени. В особенности заслуживают уважения, изучения и подражания культурные успехи, достигнутые в Финляндии по земледельческой деятельности населения, по образованию этого населения, благоустройству финляндских местностей, трезвости населения и уважения населения к законам.

Сельскохозяйственная деятельность в балтийских провинциях и в Польше тоже должна служить предметом изучения и подражания в русских губерниях центральных и северных.

Школы всех степеней в России должны сообщать детям и юношам любовь к родине, преданность царю и поддерживать в них религиозные чувства.

Школьное обучение для массы населения должно прежде всего преследовать утилитарную цель: научить население более производительно прилагать свой труд к земледельческой и другим видам деятельности.

По важному вопросу о переустройстве средней школы необходимо принимать во внимание следующее определение значения средней школы, сделанное в 1797 году великой Екатериной.

«Целью воспитания и учения в гимназии полагается то, чтобы со временем можно было получить людей, способных более к гражданской жизни и к гражданской и военной службе, нежели к состоянию, отличающему ученого человека».

Этот завет мудрой государыни был забыт. Гимназии XIX столетия выкинули из своих программ воспитание, а для приготовления к гражданской жизни наилучшим средством признали забивание духовных и физических сил детей и юношей усиленными дозами латыни и греческого языка.

Получение «скромных молодых людей» стало целью средней школы. Предоставление разных прав для окончивших среднюю школу привело к тому, что в средней школе искали не знаний, а этих прав. Родители, сознававшие вред мертвых языков, все же ради этих прав отдавали своих детей в классические гимназии.

Высшая школа должна быть освобождена от увлечения политикой. Занятия науками должны быть поставлены более прочно, чем в настоящее время. В школах всех типов необходимо обратить внимание на физическое развитие детей и юношей.

Профессиональное образование в России должно получить особое развитие, избегая подготовки учащихся одновременно к различным видам деятельности. При этом при разработке программ теоретических и практических знаний в профессиональных школах всех степеней полезно будет принять в основание рескрипт 19 августа 1828 года, императора Николая I о том, чтобы «повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображены с будущим вероятным назначением обучающихся».

80 лет XIX столетия Россия жила, отказавшись от русской национальной политики, пока не вступил в 1881 году на престол император Александр Ш.

По внешним и внутренним делам русский государь-богатырь, по свидетельству Н. Бунге, признал необходимым:

1) Удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским.

2) Освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав.

3) Упорядочить и скрепить внутренний строй управления.

4) Развить духовные и материальные силы русского народа.

Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать: русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин; русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания; русский язык как общегосударственный; уважение к вере, исповедываемой русским народом и его государем.

В предстоящей ныне работе по упрочению власти на местах необходимо неизменно руководствоваться высокими мыслями, изложенными в указе Сенату от 12 июня 1889 года, при учреждении должностей земских начальников. Одну из причин, препятствовавших развитию благосостояния в среде сельского населения, император Александр III видел «в отсутствии близкой к народу, твердой правительственной власти, которая соединяла бы в себе попечительство над сельскими обывателями с заботами по завершению крестьянского дела и с обязанностями по охранению благочиния, общественного порядка, безопасности и прав частных лиц в сельских местностях».

Относительно ведения внешних дел заслуживают глубокого внимания основания для внешней политики, принятые государем императором Александром III, изложенные в циркуляре к иностранным дворам 4 марта 1881 года.

В этом циркуляре между прочим значилось:

«Внешняя политика императора будет вполне мирной. Россия останется верной друзьям своим, она сохранит в неизменности свои симпатии, освященные преданиями, и будет отвечать взаимностью на дружественное расположение всех остальных держав. Она удержит подобающее ей значение в ряду других держав и озаботится поддержанием политического равновесия. Соответственно своим интересам Россия не отступит от призвания, в согласии с прочими правительствами, охранять основанный на уважении прав и договоров всеобщий мир.

Долг России заботиться прежде всего о себе самой. Одна только обязанность защищать свой честь или безопасность может отвлечь ее от внутренней работы. Наш августейший государь напрягает свои усилия к утверждению могущества и благосостояния России на благо ей и никому во вред».

В этих немногих словах заключается целая программа действий России во внешних делах в XX столетии.

Припомним, что в 1805 году, перед Аустерлицким сражением, Наполеон, относительно политики вмешательства в чужие дела, принятой Александром I, высказал следующие замечательные слова: «России надо следовать совсем другой политике и помышлять о своих собственных выгодах» .

В июле 1807 года Наполеон I снова подтвердил Александру I верную мысль, «что воевать России с Францией не из-за чего, что у России, как и у Франции, должна быть своя национальная политика, следуя коей, обе державы никогда не столкнутся .

Другой великий человек прошлого столетия — Бисмарк — еще в 1830 году, относительно значения национальной политики, выразился так: «Единственная здоровая основа великого государства, и ей только и отличается оно от государства малого, есть государственный эгоизм, а не романтика, и не достойно великой державы бороться за дело, не касающееся ее собственного интереса» .

В 1881 году Россия, наконец, получила программу действий, основанную на здоровом государственном эгоизме, программу вполне национальную. С принятием национальной политики таковая должна неуклонно проводиться не только во внутренних, но и во внешних делах.

Опыт деятельности наших дипломатов XIX столетия указал опасность назначать представителями России людей нерусского происхождения. Поэтому в XX веке необходимо возвратиться, при назначении наших дипломатических представителей, к порядкам XVIII века: представители за границей «России для русских» должны быть русские и православные.

Мной уже изложено, почему только небольшая часть программы императора Александра III была выполнена в его царствование. Но то, что не выполнено, должно полностью войти в программу действий русского правительства в XX столетии: слова «Россия для русских» были вновь произнесены в 1881 году государем императором Александром III.

Ныне во всей великой России эти слова раздаются из края в край. Но чтобы постоянно напоминать их русскому народу, необходимо снять с памятника императору Александру Ш надпись, гласящую о железнодорожных заслугах русского самодержца, и заменить ее тремя словами: «Россия для русских».

Национальное движение в России охватывает в настоящее время все сословия и представителей различных политических партий. Объединение в составе Государственной Думы умеренно-правой партии и националистов придает этому движению большую силу. Образовавшийся ныне Всероссийский Национальный союз, кроме членов Государственной Думы, имеет и представителей Государственного Совета.

22 января сего года Всероссийский Национальный союз объявил нижеследующую программу своей деятельности:

Всероссийский Национальный союз, опираясь на основные законы, исповедует следующие начала:

1) Единство и нераздельность Российской империи и ограждение во всех ее частях господства русской народности.

2) Незыблемость представительного образа правления. Законодательная власть самодержавного царя в единении с Государственной Думой и Государственным Советом. Наблюдение законодательных учреждений за закономерностью действий правительства.

3) Свобода веры на основах христианского государства с сохранением установленных преимуществ первенствующей православной церкви.

4) Подъем производительных сил государства путем развития народной самодеятельности.

5) Восстановление военного могущества Российской империи.

6) Суд близкий к народу, правый, скорый и равный для всех.

7) Неприкосновенность частной собственности.

Ближайшими своими задачами союз ставит:

а) развитие русского национального самосознания путем всеобщего образования, в основу коего должны быть положены незыблемые начала религии, любви к царю и родине, развитие и укрепление чувств долга и законности. Устранение политики из школы.

б) предоставление инородческим окраинам хозяйственного самоуправления, при обязательном и полном ограждении русских интересов как местных, так и общегосударственных; равноправие евреев недопустимо;

в) широкое развитие в господствующей православной церкви общецерковной епархиальной и приходской жизни, во всем согласно канонам церкви. Улучшение материального положения духовенства, в особенности сельского;

г) полное и планомерное содействие правильному подъему и развитию промышленности вообще и сельскохозяйственной в особенности как главного устоя благосостояния страны;

д) наискорейшее и полное уравнение в правах крестьян с остальными гражданами империи, а также улучшение их экономического положения: во-первых, уничтожение чересполосицы и переход от существующих форм крестьянского землевладения и землепользования к другим, более культурным (хуторское и отрубное хозяйство), для каковой цели должен быть использован имеющийся свободный государственный земельный запас и нужные средства из государственного казначейства; во-вторых, упорядочение переселенческого дела и, в-третьих, организация дешевого и мелкого кредита;

е) борьба с народными пьянством и распущенностью, изыскание средств борьбы с детской смертностью, эпидемиями, пожарами, отсутствием путей сообщения, и другими губящими деревню явлениями;

ж) появление учреждений, обеспечивающих всякого труженика в случае болезни, увечья и старости;

з) ограждение свободы труда;

и) возможно большее распространение среди народных масс прикладных знаний;

к) наискорейшее развитие местного самоуправления без излишней правительственной опеки, но с ограждением интересов меньшинства;

л) улучшение судоустройства и судопроизводства в видах общедоступности суда;

м) пересмотр законов и правил о печати в направлении расширения ее значения в деле служения правде, справедливости и общественному благу. Обуздание революционной, клеветнической и безнравственной деятельности некоторых видов печати.

С переходом к русской национальной политике с девизом «Россия для русских» нельзя не пожелать, чтобы программа Национального союза, в своих основных требованиях, скорее стала и программой для правительственной деятельности, до тех пор, пока русское племя духовно и материально не станет во главе всех племен, населяющих Россию.

Главными двигателями русского племени, при совершении им великого подвига — создания русского государства были преданность вере, царю и родине.

Обладая в тайниках народных масс огромным запасом духовных и физических сил, русский народ не только до сих пор выходил из всех испытаний, сохранив свои народность и верования, но самые неудачи только укрепляли его.

В той важной обновительной работе, которая ныне идет в России на пользу русского народа и армии, необходимо неизменно помнить высокие слова Державного Вождя русской армии и русского народа, обращенные к армии и флоту 5 с лишком лет тому назад:

«Россия могуча. В тысячелетней ее жизни были годины еще более тяжелых испытаний, более грозной опасности, и каждый раз она выходила из борьбы с новой славой, с новой мощью».

Преданность царю, преданность вере и родине составляют основные устои, на которых созидалось русское государство в течение многих столетий. Для того, чтобы задачи России и русской армии на XX столетие оказались выполнимыми, необходимо самое тщательное охранение и укрепление этих устоев. Рухнут они — рухнет и русское государство. Закончу выражением глубокого убеждения, что только с принятием русской национальной политики эти устои будут должным образом охранены и составят в XX столетии источник силы и успеха для русского племени в «России для русских».

12 февраля 1910 года, с. Шешурино.

 

Шильдер Н. Император Александр 1,т. П,с. 136.

Татищев С. Из прошлого русской дипломатии, с. 19.

Татищев С. Из прошлого русской дипломатии, с. 361.