Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.

Между социально–экономическим базисом и политико–культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Бывает так, что предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию.
Культура России в разное время испытывала непосредственное влияние социально–политических условий жизни. Нанее влияли также колебания хозяйственной конъюнктуры (урожайные и неурожайные годы, застой в экономике и бурное развитие и т.п.). Не является исключением и культура России в XIX в., а точнее, в первой и второй ее половинах.
Причинами быстрого подъема культуры России в первой половине XIX в. были:
а)рост производительных сил в связи с развитием капитализма;
б)усиление классовой борьбы за отмену крепостного права;
в)развитие революционно–освободительного движения (дворянский этап);
г)влияние Отечественной войны 1812 года;
д)воздействие передовых идей и искусства Запада.
Политика царизма, особенно в конце 20–х – в 50–егоды, была направлена на сохранение сословной структуры общества, что препятствовало формированию подлинно демократической культуры. Однако, национальный подъем, вызванный победой России в войне 1812г., способствовал значительному прогрессу ее культуры. Именно в это время создаются непреходящие ценности мирового значения в искусстве, берет начало "золотой век" русской литературы. Характерная тенденция эпохи – демократизация культуры, которая проявилась в притоке новых ее представителей из непривилегированных сословий. Усилилась тяга к образованию. Развитие хозяйственной жизни требовало квалифицированных и образованных специалистов – инженеров, агрономов, врачей, учителей.
Царское правительство, не желаю роста революционного движения, стремилось затормозить просвещение народа. Апотому и сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. Не было школ для детей крепостных крестьян. Только отдельные из этой массы могли научиться начальной грамоте у церковного дьячка.
В начале XIXв. при церквах для детей государственных крестьян были открыты приходские школы. Главное внимание в обучении здесь уделялось религиозным дисциплинам. Учебная программа была рассчитана на один год. Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях был очень низким: 5–7% среди государственных крестьян, 1% – среди помещичьих.
Дети же помещиков, чиновников обучались в гимназиях, кадетских училищах. Привилегированным учебным заведением был Царскосельский лицей под Петербургом.
В стране росла сеть высших учебных заведений. Если в начале XIXв. действовали два университета (Московский и Виленский), то к 60–мгодам – восемь (Петербургский, Дерптский, Казанский и др.). Высшую техническую подготовку давали созданные специальные вузы: Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище в Москве, Технологический институт в Петербурге и др.
Борясь против передовых демократических традиций высших учебных заведений, царь НиколайI в 1835 г. издал новый университетский Устав. Всоответствии с ним прекращалась автономия в университетах, ликвидировалась выборность ректора и деканов, а над студентами устанавливался строгий контроль особых инспекторов. Гонениям подвергались прогрессивно настроенные профессора, преподаватели. Тем не менее, несмотря на эти меры, университеты России играли важную роль в распространении просвещения, они оставались центрами свободолюбивых демократический идей.
Для первой половины XIXв. в литературе и искусстве характерными были такие направления, как классицизм, сентиминтализм, романтизм, критический реализм, а для второй половины – реализм, демократизм, богатство форм, высокий художественный уровень.
Причинами же ускоренного развития культуры России во второй половине XIXв. были такие, как:
? утверждение капитализма после отмены крепостного
права (1861г.);
? обострение классовой борьбы (вторая революционная
ситуация);
? буржуазно-демократический этап революционно-освободительного движения;
? завершение процесса формирования русской нации.

Русская культура в XIX столетии

XIX век

1–я

2–я

3–я

конец

 

четверть XIX в.

 

Первая половина

Вторая половина

Просвещение

Высшая школа (вузы)

3

14

144

63 (30 тыс. ст.)

Средняя школа (гимназия)

30

80

80

130 (250 тыс. уч.)

Начальные школы (церковно–приходские)

 

 

земские, частные, воскресные (65% детей не училось)

Наука и техника

Математика: проф. ЛОБАЧЕВСКИЙ (неэвклидова геометрия)

ЧЕБЫШЕВ (теория чисел, теория вероятности, теория механизмов и машин)

Физика: ПЕТРОВ, ЯКОБИ, ЛЕНЦ (электричество)

ЯБЛОЧКОВ, ЛОДЫГИН (эл. Лампочки)

Химия: ЗИНИН, БУТЛЕРОВ (органическая химия)

МЕНДЕЛЕЕВ (периодический закон)

Металлургия: АНОСОВ (булатная сталь)

 

 

Биология:

СЕЧЕНОВ, МЕЧНИКОВ, ТИМИРЯЗЕВ

Техника: ЧЕРЕПАНОВЫ А.Е. и М.Е. (паровоз 1883 г .)

МОЖАЙСКИЙ (самолет 1882 г .), ЖУКОВСКИЙ, ЦИОЛКОВСКИЙ

География: ЛИСЯНСКИЙ, КРУЗЕНШТЕРН (вокруг земли в 1803 г .), ЛАЗАРЕВ, БЕЛИНСГАУЗЕН (Антарктида 1819 г .)

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ, М., МАКЛАЙ, КРЫЛОВ

Литература

 

ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ГОГОЛЬ, ГЕРЦЕН, ГРИБОЕДОВ, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

ТОЛСТОЙ, ДОСТОЕВСКИЙ, ТУРГЕНЕВ, ГОНЧАРОВ, НЕКРАСОВ, ЧЕХОВ, САЛТЫКОВ–ЩЕДРИН

ИСКУССТВО

Музыка: ГЛИНКА, ДАРГОМЫЖСКИЙ

МУСОРГСКИЙ, БОРОДИН, РИМСКИЙ–КОРСАКОВ, ЧАЙКОВСКИЙ, «Могучая кучка»

Живопись: ИВАНОВ, БРЮЛЛОВ, ТРОПИНИН

КРАМСКОЙ, ВЕРЕЩАГИН, ПЕРОВ, ЯРОШЕНКО, СУРИКОВ, РЕПИН, МЯСОЕДОВ (художники – передвижники)

Архитектура

ЗАХАРОВ, ВОРОНИХИН, РОССИ, ЖИЛЯРДИ

 

Таким образом, развивающаяся культура XIXв. усиливалась демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России.
Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.