Леви-Стросс К. Первобытное мышление

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Три вида гуманизма "Les Trois humanismes". Впервые опубликована в журнале "Дэмэн" (Demain: 1956. № 35). На русском языке напечатана в журнале "Ежегодник философского общества СССР", 1987—1988. М.: "Наука", 1989. Фамилию переводчика выяснить не удалось.

(1)Technique de depaysement. Более подробно разъяснение этого понятия см. в книге К. Леви-Стросса "Печальные тропики" (Tristes tropiques P., 1955).

Руссо — отец антропологии Впервые издана: Levi-Strauss С. Rousseau, pere de l'ethnologie /'/ Le Courrier. 1963. № 3. Параллельно — на русском языке (переводчик неизвестен).'

Пути развития этнографии Впервые издана; Levi-Strauss С. La crise de l'anthropologie modeme // Le Courrier. 1961. № II. Параллельно — на русском языке. Фамилию переводчика выяснить не удалось.

Тотемизм сегодня: Le totemieme aujourd'hui. Paris: Plon, 1962.

Книга переводилась на европейские языки: в 1963 г. — на английский: Totemism. Boston, 1963 (перевод этнолога P. Нидэма), в 1964 г. — на итальянский, в 1968 г. — на немецкий и польский.

Посвященная в значительной степени обзору теорий по тотемизму, сформулированных к середине XX в., работа представляет собой не столько историографический очерк, сколько анализ методологических подходов. Доведенный до "сегодня", этот анализ естественным образом инкорпорирует в себя и структуралистский подход, и — впервые в развернутом виде — такую характерную для леви-Строссовского структурализма проблематику, как логические схемы, логические операции, обеспечивающие когерентность социокультурных явлений.

(1)" Большой истерией" называли в психиатрии XIX в. психогенный комплекс соматических и психических расстройств. В отличие от французского психиатра Ж. Шарко (1825—1893) и других психиатров, опиравшихся на метод гипноза, 3. Фрейд (1856—-1939) рассмотрел расстройства истероидного типа в контексте индивидуально-личностной биографии, в качестве механизма расстройства он обнаружил вытесненные в сферу бессознательного аффекты, морально не до-вустимыв (считая, что общественные моральные нормы интериоризированы индивидом). Это был первый шаг Фрейда к его открытию логико-смыслового единства сознания и бессознательной сферы индивидуальной психики.

(2)K. Леви-Стросс здесь имеет ввиду два достижения 3. Фрейда: 1) создание им теории бессознательного психического), то есть единой модели психической деятельности как для состояния болезни, так и для состояния здоровья; 2) открытие преобразований в семантике — своего рода "модификация общих операций" (как пишет Леви-Стросс) — при переходе от бессознательного к предсознательному психическому и к сознанию. Последнее впервые продемонстрировано австрийским психиатром в его "Толковании сновидений" (1896) — операции "сдвиг" и "сгущение".

Кроме того, проводя прямую и обстоятельную аналогию отношения человека XX в. к так называемым первобытным людям с отношением здорового

370

человека к человеку, страдающему неврозом, Леси-Стросс выдвигает и свою сверхзадачу. Подобно Фрейду, считавшему обязательным для психоневролога подвергнуться самопсихоанализу и утверждавшему, что ключ к бессознательному лежит в анализе сновидений, Леви-Стросс также предлагает, начав с имеющихся теорий тотемизма, прояснить таким образом свои методологические позиции, предуготавливает позднейший вывод о единстве (в ментальном аспекте) современного человека с "примитивами".

(3)Naturvolker — естественные народы (нем.). Термин введен в этнологию ("антропологию") немецким кабинетным ученым-систематиком Теодором Вай- цем (Waitz, 1821—1864) в его шеститомном труде "Антропология естественных народов". Антропология, как считал Вайц, изучая физические и психологические особенности различных частей человечества, призвана воссоздать "естественную основу истории". Отвергая расистские представления о неравноценности рас, он все же фактически допускал, на конкретный период, их историко-культурное неравенство.

(4)Аркель (Arkelle), Вильям И. (1904—1958) — английский палеонтолог, специалист по ископаемым юрского периода (136—190 млн лет назад). Создатель классификации юрских моллюсков, автор работы по геологии этого периода, оказавшей стимулирующее влияние на развитие стратиграфической классификации применительно ко всем геологическим системам.

Упоминание, несколько шутливое, об Аркеле следует, пожалуй, отнести на счет прежнего увлечения Леви-Стросса геологией, что оказалось, по его собственному признанию, одной из эвристических предпосылок создания им структуралистского метода (объективная синхронно-пространственная проекция в толще породы — толщи временной диахронии, истории природы).

(5)Здесь впервые в общем виде (то есть не только, как прежде, применительно к мифам) изложена процедура выявления скрытой структуры, лежащей в основе единства всех вариантов какого-то социокультурного явления. Если первый шаг означает формирование структурных связей и отношений, то четвертый — структуральных (соответственно интерпретации Ж. Пуйона: structurelle и structurale).

(6)Наиболее обстоятельное описание сибирских онтонов принадлежит этнографу Д. К. Зеленину (1878—1954) ("Культ онгонов в Сибири", М.; Л., 1936), который как раз и предположил, в рамках историко-диахронного подхода, что семантика онгонов определяется тем, что культ онгонов вообще — пережиток родового тотемизма. К этой же работе Зеленина, но в другом ракурсе, Леви-Стросс обращается в "Неприрученной мысли".

(7)Ж. Дюмезиль (Dumezil G.) (1898—1986) — крупнейший французский специалист по сравнительной мифологии индоевропейских, а также северокавказских народов; создатель трехфункциональной теории мифологии как архаической формы общественного сознания. Скандинавский бог Локи, как показано Дюмези- лем, имеет и черты демиурга, и черты мифологического плута.

(8)В работе "Элементарные структуры родства" (1949) К. Леви-Стросс на обширном материале, относящемся к различным регионам мира, рассмотрел позитивный характер экзогамии, впервые в этнологии проследив такой важный аспект в обмене между общностями, как обмен женщинами, передаваемыми (и принимаемыми) для заключения брака.

(9)Вновь, под критическим углом зрения, К. Леви-Стросс обращается к наблюдениям Б. Спенсера и Ф. Гиллена относительно связи тотемизма с отношениями родства в "Неприрученной мысли" (глава III).

371

(10)"...Пародируя картезианскую формулу..." — К. Леви-Стросс имеет в виду формулировку метода научного познания, введенную французским рационалистом Р. Декартом (Descartes, 1596—1650). Декарт в своих построениях уподобил мир механизму, а науку о мироздании — механике. Познания, по Декарту, сводились, таким образом, к конструированию некоего варианта машины мира из простейших начал, обнаруживающихся в разуме. Метод познания в этом случае превращается в инструмент конструирования. Формула картезианского метода следующая: 1) начинать с простого и очевидного, ибо материя, тождественная пространству, делима до бесконечности; 2) путем дедукции из простых высказываний получать более сложные; 3) сохранять непрерывность цепи умозаключений.

Юмор Леви-Стросса применительно к рассуждениям Элькина заключается в том, что тотемизм как понятие, требующее обоснования, не становится яснее (и не "материализуется") от дробного рассмотрения отдельных феноменов, отнюдь не удовлетворяющих картезианскому требованию очевидности, или непосредственной достоверности.

(11)Имеется в виду "Неприрученная мысль".

(12)Гретри (Gretry), Андре М. (1741—1813) — известный французский композитор, музыковед. С его творчеством связан расцвет во Франции комедийной оперы. В 1770—1780 гг. его произведения с успехом ставились в ряде стран Европы. Большое внимание уделял вокальной мелодике, считая ее основой эмоционально наполненную речевую интонацию; слушателей пленяла экспрессия, выразительность мелодики на манер итальянской (Гретри обучался в Италии), служившая здесь для раскрытия психологии персонажей.

(13)Loisy (Луази), Альфред (1857—1940) — французский теолог, работал над созданием научного метода в изучении христианской литературы. Его книга "Евангелие и церковь" (1902), синтезировавшая исторический подход к развитию христианства, содержала противопоставление христианства как учения Иисуса Христа — церкви. Позднее еще четыре его книги были запрещены Ватиканом, а в 1908 г. он был отлучен от церкви. В течение последующих двух десятилетий — преподаватель Коллеж де Франс.

Вряд ли Малиновский "следует Луази": аналогия состоит только в попытке обоих рационально подойти к роли ритуала в мировоззрении, верованиях.

(14)Характерное для К. Леви-Стросса стремление объяснять социально-типические эмоции, в том числе эмоции религиозного характера, действием интеллектуальных факторов позволило ему построить эксплицитное исследование первобытного мышления — как в связи с семантикой мифа, так и в связи с такими социокультурными явлениями, как тотемизм и маски. Для исследования мышления позитивным в методологическом плане представляется также сближение этнологии и психологии. Однако следует отметить и проистекающие из такой подчеркнуто интеллектуалистской трактовки духовной жизни индивида методологические ограничения: из психологии как бы изымается проблематика бессознательного психического, а из этнологии — духовная специфика ритуала.

(15)Леви-Брюль Л. (Levy-Bruhl) (1857—1939) — французский этнолог, широко известный своими работами по духовной жизни, менталитету людей первобытных обществ. Центральная из его концепций, раскрывающих своеобразие первобытного менталитета, — нечувствительность так называемого дологического мышления (pensee prelogique) к противоречию и переживание сопричастия (participation) как основная единица мыслительного процесса. При том, что

372

систематизация Леви-Врюлем данных, накопленных к началу XX в. в работах этнологов, а также путешественников, миссионеров, имела эвристическое значение, его концепция дологического мышления как бы закрывала — что и произошло вплоть до работ Леви-Стросса — этнологическое изучение типа рациональности, свойственного так называемому первобытному менталитету. Его работы на русском языке: "Первобытное мышление". М., 1930; "Сверхъестественное в первобытном мышлении". М., 1937.

(16)Упоминаемая К. Леви-Строссом его работа "Деяния Асдиваля" посвящена рассмотрению структуры мифа североамериканских индейцев цимшиан об охотнике Асдивале. Там автор демонстрирует движение мысли в мифологическом повествовании через сужение семантики бинарных оппозиций. См.: Леви-Стросс К. Деяния Асдиваля // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С. 48. См. также: Островский А. Б. Анализ мифов К. Леви-Стросса: первобытное мышление и этнографический контекст // Советская этнография. 1984. № 5. С. 51—53.

(17) Тезис К. Леви-Стросса о "реинтеграции содержания в форму" как начале структурального анализа — это, по сути, еще одна формулировка структуралистской процедуры (см. примечание 5). Не порывая связи с содержанием, заключенным в отдельных вариантах (в данном случае — вариантах мифа), структуралистская процедура идет к открытию принципа вариативности того или иного социокультурного явления в культуре. См. статью Леви-Стросса, где представлен ответ на обвинение его В. Я. Проппом в формализме: Структура и форма (Размышления над одной работой Владимира Проппа) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М„ 1985.

(18)Ассоцианизм — одно из влиятельных направлений в психологии XVIII — нач. XX в., подход к причинности в индивидуальной психической жизни вообще и в мышлении в частности, исходя из того, что таковая строится на основе ассоциаций (по сходству, смежности, последовательности). В XX в. антиподами ассоцианизму выступили гештальтпсихология и вюрцбургская школа, объяснявшие восприятие и мышление исходя из примата целостности. То, что Леви-Стросс приписывает ассоцианизму свойство быть "деноминатором всякого мышления", совершенно необоснованно; тем более — его тезис об "обновленном ассоцианизме", который бы опирался на систему операций. Эвристическое зерно этих рассуждений, полагаем, состоит в стремлении будущего автора "Сырого и вареного" (первый том "Мифологик" написан позднее — в 1964 г.) уже в 1962 г. указать на бинарную оппозицию, выглядящую как ассоциация, в роли единицы мышления.

(19)Алгебра Буля — исторически первый раздел математической логики, получившей название по имени своего основоположника ирландского логика Дж. Буля (1815—1864). Исходя из аналогии между алгеброй и логикой ментальных операций, Буль предложил, используя три операции над классами объектов (операторы: "и", "или", "не"), осуществлять исчисление способов рассуждения.

(20)Полагаем, не следует за тезисом К. Леви-Стросса об "интеграции метода и реальности" усматривать указание на ту или иную философскую методологию. Здесь речь идет лишь о том, что структуралистский метод адекватен той социо-культурной реальности, во внутреннем строении и функционировании которой обнаруживается участие мышления носителей культуры.

(21)Бергсон (Bergson), Анри (1859—1941) — французский философ, родоначальник интуитивистского направления в витализме (философии жизни); в 1900—1914 гг. — профессор Коллеж де Франс, с 19)4 г. — член Французской

373

академии, лауреат Нобелевской премии (1927). Идеи бергсонианского варианта витализма вплоть до настоящего времени продолжают оказывать значительное влияние на методологию гуманитарных наук во Франции и франкоязычных странах. Культурологические построения Бергсона, разрабатывавшиеся, в частности, в "Двух источниках морали и религии", связаны с идеей типологии обществ в зависимости от типа морали — "закрытая" и "открытая". Закрытая мораль, по Бергсону, ориентирована на требования "общественного института": личность приносится в жертву социуму, истина — в жертву пользе. Открытая мораль предполагает примат личности, способной к творчеству религиозных, эстетических и нравственных ценностей.

(22)Здесь игра слов: specifier — специфицировать, определять, a espece — вид, род, в том числе природный вид как единица тотемической классификации.

(23)Имеется в виду работа Durkheim Е. et Mauss М. Essai sar quelques formes primitives de la classification // L'annee Sociologique, 1901—1902. Vol. 6.

(24)Речь идет о работах Э. Дюркгейма: "Элементарные формы религиозной жизни" — "Les formes elementaires de la vie religieuse". Paris, 1894, "Правила социологического метода" — "Les regles de la methode sociologique. Paris, 1895 (рус. перевод: "Метод в социологии". Киев; Харьков, 1899) — и о выше упомянутой работе Э. Дюркгейма и М. Мосса "Очерк некоторых первобытных форм классификаций".

(25)"Творческая эволюция" А. Бергсона — главное философское сочинение Бергсона ("Творческая эволюция", рус. пер.: М.; СПб., 1914); в нем представлена метафизическая концепция эволюции органического мира. Центральное понятие этой концепции — "жизненный порыв" ("elan vital") — космический процесс творческого формирования. Жизнь, согласно Бергсону, — это неразложимая целостность, изначальная реальность, радикально отличная от духа и материи, которые, будучи взяты сами по себе, суть продукты распада жизненного процесса. По мере ослабления напряженности elan vital жизнь распадается, превращаясь в материю, которую Бергеон трактует как неодушевленную массу, вещество. Жизнь постигается через интуицию, "симпатию", единственно способную проникнуть в предмет, слиться с его индивидуальной природой. В такого рода познании нет противоположения "субъект-объект": через интуицию жизнь постигает самое себя.

(26)"...сартровский энзистенциализм в этом пункте воспроизводит тезис Гоб-бса..." — имеется в виду социальная концепия английского философа-материалиста Т. Гоббса (Hobbes, 1588—1679), определившего государство как результат общественного договора о добровольном отчуждении части прав индивидуума в пользу организованного социума. Состояние до общественного договора соответствует, согласно Гоббсу, "войне всех против всех" за личную свободу без ограничений. В сартровском экзистенциализме тезис о "войне всех против всех" воспроизводится в ином контексте: для самосознания личность любого другого представляется не более чем элементом значимого инструментального комплекса, образующего мир. Отношение к другому формируется через борьбу личности за признание со стороны другого ее неотчуждаемого права на свободу.

Неприрученная мысль: La pensee sauvage. Paris.

Книга переводилась на европейские языки: в 1964 г. — на итальянский, на английский — Savage Mind. Chicago, 1966, в 1968 г. — на немецкий, в 1969 г. — на польский.

374

Посвященная демонстрации рациональности мышления людей традиционных обществ, работа вместе с тем претендует на отыскание некоего логико-психологического ядра мышления вообще — "неприрученной мысли". Отсюда и немалое место, уделяемое экскурсам в реликты этой неприрученной мысли в современности (что вообще-то не характерно для Леви-Стросса в других его работах).

(1) Мерло-Почти (Merleau-Ponty), Морис (1908—1961) — французский философ — экзистенциалист атеистического направления. В соответствии с общей интеллектуальной тенденцией экзистенциализма Мерло-Понти отошел от традиции рационалистической философии, трактующей опосредование в качестве основного принципа мышления. Бытие, согласно Мерло-Понти, — это нерасчлененная целостность субъекта и объекта, переживание человеком своего "бытия-в-мире", экзистенция. Для описания структуры экзистенции Мерло-Понти обратился к феноменологическому методу, разработанному немецким философом Э. Гуссерлем (Husseri, 1859—1938). В процессе работы над неопубликованным наследием Гуссерля Мерло-Понти пришел к более широкому толкованию исходного понятия феноменологии-"интенциональность". У Гуссерля интенци-ональность — существенное свойство всех актов сознания, предметных по своему содержанию; интенциональность конституирует сознание, наполняя его значением и смыслом. Согласно Мерло-Понти, интенциональность характеризует не только сознание, но все человеческое отношение к миру. Субъект и мир — два полюса единого "феноменального поля", с которым субъект всегда ситуативно связан и потому не может быть выявлен прямо и до конца. Трактовка интенциональности, предпринятая Мерло-Понти, обнаруживает влияние ряда идей гештальтпсихологии в терминологическом оформлении Келера. Мерло-Понти особенно подчеркивал значение дорефлексивных структур, априорных для мышления и практической деятельности носителя культуры. Мерло-Понти тесно контактировал с Ж. П. Сартром и его женой С. де Бовуар. Разрыв с Сартром последовал в 1953 г., в период нарастающего увлечения Сартра марксистской диалектикой, к которой Мерло-Понти относился резко отрицательно.

(2)Сартр (Sartre), Жан Поль (1905—1980) — французский философ и писатель, крупнейший представитель так называемого атеистического экзистенциализма. Основные работы: "Бытие и ничто" (1943) и "Критика диалектического разума", т. 1 (1960). О последней из них как раз упоминает Леви-Стросс во "Введении" и в основном к ней же отсылает в последней главе "Неприрученной мысли".

В гуманитарной мысли Франции начала 1960-х гг. экзистенциализм и структурализм — наиболее влиятельные направления; причем в отличие от экзистенциализма влияние структурализма имеет восходящий характер. Оба направления (особенно сартровский экзистенциализм) испытывали определенное влияние марксистской методологии, оба претендовали на принципиально новое прочтение проблемы человека (см.: Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977). Так, "Критика диалектического разума", т. 1 — попытка переосмыслить марксистскую концепцию социально-исторической практики в духе идеи "экзистенциального проекта" (Сартр); онтология индивидуально-личной феноменологической практики превращена в метод. В "Неприрученной мысли" философская сверхзадача (впрочем, никак не определяющая структуралистский метод, но скорее производная от него, то есть своего

375

 

рода "сциентизм") — "растворить" (Леви-Стросс) этот индивидуально-личный residus путем открытия закономерностей мышления.

(3)Шёваль (Chewl), Жозеф Фердинанд (1836—1924), называемый Шёваль-почта- льоном — французский архитектор, скульптор-самоучка. Работая деревенским почтальоном, во время своих разъездов собирал камни, ракушки, мечтая воздвигнуть Идеальный Дворец, образ которого привиделся ему во сне. С 1879 по 1912 г. построил "Дворец" на юго-востоке Франции (Hauterives, commune Drome). В причудливой скульптуре изображения медведей, слонов сочетаются с фигурами великанов и других фантастических персонажей; архитектура напоминает индийский храм. Дворец вызвал интерес у художников-сюрреалистов.

(4)Мелье (Mollies), Жорж (1861—1938) — один из первых создателей во Франции и вообще в мире зрелищного кинематографа. В 1879 г. им создана первая в мире студия таких фильмов; так же известный иллюзионист, изобретатель трюкачеств. В театре Robert-Houdin, директором которого он был и где шли его первые кинокомедии, феерии, у него был свой иллюзионистский номер.

(5)Определив элементы мифологической рефлексии как находящиеся "на полпути" между перцептами — единицами восприятия и концептами (понятиями) — единицами мышления, К. Леви-Стросс тем самым указывает на место знака в самой мыслительной деятельности. Таким образом, семиотическая пара — означающее — означаемое (signifiant — signifie), — примененная первоначально Ф. де Соссюром к языку, может применяться к мышлению в его объективированных формах. Это эвристичное положение далее, однако (в "Мифологиках" и других работах), Леви-Строссом в специальном порядке не рассматривалось.

(6)Пирс (Peirce), Чарлз С. (1839—1914) — американский философ, математик, логик. Сыграл значительную роль в формировании современных логико-математических концепций, родоначальник общей теории знаков — семиотики. Его идеи получили широкую известность только после посмертного опубликования его работ в 1930 г.

Пирсом впервые очерчены логико-семиотические проблемы знака и знаковой ситуации: общее и единичное, качество — как характеристики знака (См.: Мель- виль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. М„ 1968); деление знаков на: индексы, символы и иконические знаки; знак и его интерпретанта.

(7)Значение в такой трактовке — как "оператор реорганизации" почти тождественно центральной структуралистской категории, то есть структуре (ср. с процедурой построения структуры в "Тотемизме сегодня", с. 48). Вводя значение вслед за знаком в контекст мыслительной деятельности, Леви-Стросс не просто как бы семиотизирует ее, но имплицитно определяет ее интенциональность (важнейшую характеристику мышления) через целостность объективированных форм мысли.

(8)'Клуэ (Clouet), Франсуа (1520—1572) — известный французский художйик- портретист, сын художника Ж. Клуэ. В своих работах всецело следовал натуре, большое внимание уделял не только выразительности лица (как его отец), но и бюсту, деталям костюма. Специалисты сравнивают его потреты (среди которых есть признанные шедевры) с увеличенными миниатюрами.

(8)Здесь игра слов: "...un nouveau point de dentelle" — слово "point" означает и "степень, предел", и "кружево", так что речь идет как бы о "кружеве кружев".

(10)Игра слов, основанная на том, что chevalel означает "станок" и используется в выражении peinture de chevalet — "станковая живопись" (аналогично русскому словосочетанию). Данная игра слов как бы служит лингвистическим подтверждением идеи автора о взаимосвязи различных аспектов, обусловливающих процесс творчества.

376

(11)Здесь игра слов:genre в широком смысле слова означает род (вид) чего-либо, а фамилия художника-баталиста Эдуарда Детай пишется так же, как слово "деталь" — de'taiile.

(12)Грез (Grease), Жан Батист (1725—1805) — французский художник-сентименталист. Писал много мелодраматических композиций; его работа "Деревенская невеста" вызвала восхищение Дидро. Известен также своими реалистическими портретами.

(13)"Размещение" здесь близко по значению к алгебраическому термину с тем же названием (сочетание определенного количества элементов, взятых из конкретного набора, с учетом их специфического взаимного расположения). "Размещение" как конкретная проекция структуральных отношений может быть отождествлено со структурой как организацией.

(14)Принцип (закон) сопричастия — главная категория в концепции "прелоги- ческого мышления" (разработанной Л. Леви-Брюлем), описывающая его процессуальный аспект, якобы определяющий своеобразие любых форм первобытного менталитета. Ввиду возникающего, по Леви-Брюлю, у индивида "аффективного переживания сверхъестественного" (будь то аффект, вызванный какой-либо экстремальной ситуацией, либо участием в проведении ритуала) формируется эмоциональное единство какого-либо объекта с содержанием значимой ситуации; в этих условиях объект может отождествляться в сознании людей с другими объектами, может восприниматься находящимся одновременно в различных местах, отождествляться со своим изображением и т. п.

(15)"...особенно в цивилизациях, наука которых целиком "естественна (naturelle)" — высказывание, нагруженное коннотациями, что нередко для метафорического стиля К. Леви-Стросса. Здесь имеется в виду: а) то, что "наука конкретного" (Леви-Стросс) у так называемых первобытных людей формируется вне категории сверхъестественного, и б) то, что она включает в себя и гуманитарное знание (ведь у них есть только "естественные науки"), и в) то, что, возможно, в контексте оппозиции природа — культура (фундаментальной для метаязыка исследователя) "наука конкретного", будучи выражением "дикой" мысли, связана этим своим качеством с первым членом оппозиции.

(16)Имеется в виду выше упомянутая совместная работа Э. Дюркгейма и М. Мосса (см. примечание 23 к "Тотемизму сегодня").

(17) Подчеркивая, что классификации, основанные на внутренних соответствиях, не обязательно коррелируют в той или иной культуре со структурой ее социальных сегментов, Леви-Стросс имплицитно полемизирует с подходом Э. Дюркгейма и М. Мосса, полагавшими, что первобытные классификации производны от социальной структуры.

(18)Отвергая тезис о преобладании "аффектов, спутанности и партиципации" в сознании так называемого дикаря, автор имеет в виду концепцию "прелогичес- кого мышления" (Л. Леви-Брюль).

(19)Теофраст (Феофраст, ок. 370 — между 288 и 285 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый, крупнейший представитель перипатетической школы, друг, сотрудник и преемник Аристотеля. Из естественнонаучных сочинений Теоф- раста сохранились, в частности, два трактата о растениях. Эти сочинения, весьма значительные по объему, легли в основу европейской ботаники. См.: Теофраст. Исследования о растениях. М., 1951.

(20)Здесь содержится отсылка к "Золотой ветви" — работе английского религи-оведа и этнолога Дж. Фрэзера (1854—1941). Чтобы понять подлинный культурологический смысл обычая, характерного для древней Италии, реконструиро-

377

 

вать соответствующую этому обычаю мифологему, Фрэзер обращается к логике первобытного мышления и к обширному корпусу религиозно-мифологических представлений народов как Старого, так и Нового Света.

(21)Имеется в виду "Тотемизм сегодня".

(22)". ..заботы о дифференциальных промежутках (ecarts differentiels)" — здесь, во-первых, К. Леви-Стросс вновь обращается к своему тезису, высказанному в "Тотемизме сегодня", о роли дифференциальных промежутков в классификациях, составляющих интеллектуальный аспект тотемизма. Кроме того, поскольку в данном случае автор выводит эту черту туземного мышления из анализа практики возделывания растений, то здесь также, безусловно, продолжен его подход к пониманию целостности туземной культуры через выявление ее стилевого единства. См. рус. перевод его работы 1955 г. "Печальные тропики" (М., 1984. С. 78—88).

(23)"...Дюркгейм порой полагал, что именно в социологике (sociologique) пребывает основание социологии" — здесь К. Леви-Стросс как бы сводит воедино две идеи Э. Дюркгейма: о социальных фактах, социологическом (sociologique) как предмете социологии, не редуцируемом к предмету философии, и о внутренней логике социальных фактов, институтов, не редуцируемой к логике поведения индивида (последнее, например, ярко продемонстрировано в его исследовании социальных факторов, влияющих на уровень самоубийств). См.: Остова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. М„ 1977.

(24)Отсылка к "Тотемизму сегодня". См. с. 87—99.

(25)"Натуралистская школа" — одно из двух магистральных направлений во второй половине XIX в. в изучении мифа. Представлена работами А. Куна, М. Мюллера, В. Маннхардта и других, а в России — Ф. И. Буслаева, А. К. Афанасьева. Образы мифа объяснялись метафоричностью древнего языка, а также художественным отражением (у Афанасьева — олицетворением) первобытными людьми явлений природы. Маннхардт, исследовавший так называемую низшую мифологию (демонологию), увязал фольклорные представления с верованиями и обрядами аграрного цикла.

(26) Тертуллиан (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160, Карфаген — после 220, там же) — христианский богослов и писатель. В полемике против абстрактно-теоретического разума подчеркивал достоинство "естественного" практического рассудка; сформулировал программу возвращения к природе — не только в повседневной жизни, но и в познании. Для мышления Тертуллиана характерна тяга к парадоксам.

Св. Хризостом (Chrysostome) Иоанн (Иоанн Златоуст, 347—407) — один из отцов восточнохристианской церкви, патриарх Константинопольский (с 398 г.). Прославился своим красноречием ("Хризостом" означает "Златоустый"). Интерпретатор Библии; его проповедническое рвение, обращенное к простым людям, вызвало резкое неодобрение церкви, в 403 г. был осужден Синодом и выслан на Кавказ. Посмертно причислен к Учителям церкви.

Приведя эти цитаты в контексте характерной для туземных народов эквивалентности питания и совокупления, К. Леви-Стросс еще раз подводит читателя к идее единства неприрученной мысли и способа мышления современного человека.

(27)Интичиума (термин из языка аранда) — продуцирующие обряды, проводившиеся в XIX — нач. XX в. в центральноавстралийском племени аранда и у его соседей той или иной локальной тотемической группой. Во время обряда, кото-

378

рый должен был способствовать преумножению природного вида — тотема, участники обрядов, изображавшие тотемических предков, посещали священные места, где хранились символы тотема либо во время обряда делались его изображения. Подробные описания интичиума сделаны В. Спенсером и Ф. И. Гилленом, а также Т. Г. X. Штреловым (их работы помещены в библиографии К. Леви-Стросса).

(28)Кроу-омаха — один из типов так называемой классификационной системы терминов родства в первичном социуме. Из семи типов таких систем (используемых для обозначения степени родства и обращения к родственникам), выделенных Дж. Мёрдоком (Murdock G. R.), имеется две — система кроу и система омаха (названиям соответствуют названия этих же североиндейских племен), где используется лишь один термин, в отличие от других пяти систем, для обозначения кузена (параллельного, для перекрестного вовсе нет термина). В типологии Г. Доул (Dole G.) кроу и омаха объединены в один тип. См.: Крюков М. В. Система родства китайцев. М„ 1972. С. 40, 54.

(29)"Ограниченный обмен" и "генерализованный обмен" — термины, введенные К. Леви-Строссом в его работе "Элементарные структуры родства" (1949) для обозначения двух типов брачного регулирования, трактуемого исследователем как обмен женщинами. В системе ограниченного обмена действует механизм реципро-кности (то есть взаимности, двусторонности), он осуществляется между двумя социальными субъектами либо между двумя множествами, связанными попарно. В отличие от этого в системах генерализованного обмена соответствующие пары — нереципрокны, и обмен имеет не дву-, а однонаправленный характер, в него вовлечено теоретически неограниченное количество социальных субъектов. О гене-рализованном обмене — типе брачного регулирования — до Леви-Стросса писали: Л. Я. Штернберг и Д. А. Ольдерогге ("кольцевой союз", "трехродовый союз") в России, а также датские этнологи ("коннубиальная" схема).

(30)"Этнология есть прежде всего психология".

В данном случае, вероятно, К. Леви-Стросс под "психологией" подразумевает не непосредственно индивидуальные или коллективные психические явления, а способы интериоризации. Поскольку наука с таким предметом еще не выделилась из цикла гуманитарных дисциплин (ближе всего такой предмет к этносеми-отике), отсюда и такое примеривание. В менее явном виде такого типа утверждения Леви-Стросса (и раньше, и в последующие годы) связаны с его постоянным размышлением о предмете этнологии (= антропологии).

(31)Здесь отсылка к работе А. Бергсона "Два источника морали и религии". Рассматривается пример диаметрально противоположного отношения двух людей к мясному блюду (один испытывает наслаждение, а другой — отвращение от одного вида). Не довольствуясь как бы подходящим здесь рассуждением о несопоставимости оснований таких разных индивидуальных диспозиций, Бергсон акцентирует внимание на том, что налицо два разных опыта переживания (experiences), лишь отчасти обусловленных имеющимися знаниями о мясе, его роли для человека в филогенезе и в актуальном рационе питания. (Bergson Н. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1933. P. 325.) "Здесь, по-видимому, содержится отсылка, не вполне точная, к натурфилософии: "подобное наслаждается подобным в силу восполнения недостатка", "влечения возникают в силу недостатка составляющих [каждое] существо элементов..." (Эмпедокл); "...все питается (= растет за счет] себе подобным" (Анаксагор). См.: Фрагменты ранних греческих философов. Т. 1. М., 1989. С. 389, 517.

379

 

(33)Более обстоятельно переход от дихотомической к трехчастной классификации — в проецировании социальной организации на план поселка — рассмотрен Леви-Строссом в статье "Существуют ли дуальные организации?" См.: Леви- Стросс. Структурная антропология. М., 1983. Гл. Vlll.

(34)"Бороро Африки..." — Леви-Стросс сравнивает африканских фульбе с южноамериканскими бороро — в аспекте кодификаций оппозиции мужское — женское, — делая тем самым отсылку к своим работам по бороро. См., в частности, Печальные тропики. Гл. IV.

(35)"...соответствует соссюровскому различению между синтагматическими и ассоциативными отношениями". — Выделение этих двух аспектов отношений в языке, впервые предложенное французским лингвистом Ф. де Соссюром, получило в дальнейшем развитие в структурной лингвистике в формуле оппозиции взаимодополнительности: линии элементов (синтагматика) — класс элементов (парадигматика). Обращение здесь Леви-Стросса к де Соссюру — не только дань уважения, но и стремление осуществить синтез этого соссюровского подхода к языку с его же предложением рассматривать явления культуры "семиологичес- ки" (семиотически), отыскивая в них, по аналогии с языком, уровни означаемого. См.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

(36)Якобсон (Jakobson), Роман Осипович (1896—1982) — известный литературовед, лингвист, семиолог; в энциклопедии La Rousse назван "американским лингвистом русского происхождения". Активный участник ОПОЯЗа (Общества по изучению поэтического языка) в Петрограде, один из основателей и руководителей Пражского лингвистического кружка в 1926—1938 гг.; во второй половине жизни — преподаватель в различных колледжах США. Его высокоэвристичные работы охватывают ряд отраслей лингвистики: фонология (создатель теории бинарности), психолингвистика, теория коммуникации, структурно-семиотические черты языка, поэтический язык. Его труды в 4 томах изданы в США, в 2 томах — во Франции; издания в СССР: "Работы по поэтике". М., 1987; "Лингвистика и поэтика" // Структурализм: "за" и "против". М., 1975; "Поэзия грамматики и грамматика поэзии"// Семиотика / ред. Степанов Ю. С. М., 1983 и др.

Влияние идей Якобсона неоднократно признавалось Леви-Строссом: а) он отмечает (Le regard eloigne. — Paris, 1983, ch. 9) и то, что благодаря лекциям Якобсона впервые познакомился в 1942—1943 гг. со структурной лингвистикой, и б) то, что на формирование структуралистского метода в этнологии оказали влияние работы Якобсона по проблеме мотивированности языкового знака, по языковой синхронии (см.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М„ 1983. Гл. V). Идея Леви-Стросса та сходстве и взаимодополнительности поэтического и мифологического мышления более развернуто высказана в его предисловии к их совместной статье с Р. Якобсоном "Кошки" Шарля Бодлера" (опубликована в "Структурализм: "за" и "против").

(37)В проблему мотивированности лингвистического знака значительный вклад внесли работы французского лингвиста, семиолога Э. Бенвениста и Р. Якобсона. К. Леви-Стросс рассматривал мотивированность знака применительно к этнологии, в период сложения его структурно-семиотического метода. См.: Структурная антропология. Гл. V.

(38)Герговия (лат. Gergovia) — галльский город, защищенный под руководством Верцингеторикса от Цезаря в 52 г. до н.э.

(39)"...это термин серии, а не группы" — здесь явная отсылка, хотя и неточная, к работам выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже по онтогенезу понятийного мышления. Переход от наглядной "сериации" к операциональной "груп-

380

пировке" (Пиаже) — существенная характеристика формирующейся структуры понятийного интеллекта, в отличие от сенсомоторного (см.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М„ 1969).

(40)'Лummpe (Littre), Эмиль (1801—1881)— французский философ, лексикограф, политик. Им переведены "Труды Гиппократа", продолжено издание "Истории литературы Франции"; созданы "Словарь французского языка" и "История французского языка".

(41)К. Леви-Стросс уподобляет здесь историческое "возделывание" мысли процессу доместикации природных видов.

(42)Соотношение элементов системы мифа ("мифем") и, с другой стороны, его целостности (ensemble) выражает соотношение структурной организации отдельных вариантов мифа и структуры мифа, взятого во всей совокупности своих вариантов. Именно в этом смысле следует понимать суждение Леви-Стросса о том, что "назначение" элементов мифа — быть вне отдельного варианта.

(43)"Алчеринга" ("альчера", "альтьИра" в языке центральноавстралийского племени аранда; данная транскрипция, с неточным переводом Б. Спенсера и Ф. Гиллена как "время сновидений", утвердилась в этнологической литературе) — мифическая начальная эпоха, когда, по представлениям туземцев Центральной Австралии, первопредки-демиурги странствовали по земле. Эти "люди древности", или "вечные люди", оставили по себе живые свидетельства — чуринги; в период совершения определенных ритуалов мифические предки могут в каком-то смысле воплощаться в участниках этих ритуалов.

(44)"...не история Бурхкардта и Шпенглера, но история Ленотра и Ля Форса".

Буркхардт (Burckhardt), Якоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры; создатель так называемой культурно-исторической школы. Автор ряда работ по итальянскому Возрождению.

Шпенглер (Spengler), Освальд (1880—1936) — немецкий философ, один из ведущих представителей направления "философии жизни". Создатель философско-культурных макромоделей; рассматривал всемирную историю как ряд последовательных циклов, проходимых каждой из культур автономно (при этом, по Шпенглеру, все конкретные культуры объективно относятся к одной из типологических моделей).

Ленотр (Lenotre), Теодор Г. (1855—1935) — французский историк. Специализировался на описании небольших по времени исторических эпох (petite histoire), прослеживая сцепленность конкретных исторических событий.

Ля Форс (La Force), Август А. Н. де Комон (1878—1961) — французский историк, также специалист по небольшим по историческому времени периодам.

Противопоставляя первых двух из упомянутых авторов вторым двум, К. Леви-Стросс сближает подход последних к истории ("малая история", хроника) с пониманием ее у людей "холодных обществ".

(45)Имеется в виду работа Ж. П. Сартра "Критика диалектического разума".

(46)Ретц (Retz), Жан Франсуа — Поль де Гонди (1613—1679) — кардинал, один из лидеров аристократического мятежа, переросшего в гражданскую войну во Франции в 1648—-1653 гг., получившую название Фронда. Его мемуары (охватывающие события до 1655 г.) принадлежат к произведениям французской классической литературы XVII в.

(47)Гобино (Gobineau), Жозеф А. (1816—1882) — французский социолог, дипломат, писатель. Известен главным образом своей работой "Опыт о неравенстве

381

человеческих рас", написанной блестяще, но полностью игнорировавшей научную историю; она содержала концепцию неравенства человеческих рас, которая оказала влияние на формирование французской и германской расистской идеологии.

Ироническое замечание Леви-Стросса о том, что Гобино создал "анти-историю Французской революции" (упразднившей социальные привилегии наследственной аристократии), относится, по-видимому, к пророчеству Гобино о том, что, создавая повсюду цивилизацию и смешиваясь с другими расами, арийцы обречены на утрату своей изначальной энергии и деградацию вместе со всем человечеством.

(48)Буленвилье (Boulaimilliers), Анри де (1658—1722) — французский историк. В работах по истории Франции пытался обосновать привилегии дворянства, связывая их происхождение с германским завоеванием Галлии: дворяне — потомки франков, народа-завоевателя, отсюда их право господствовать над потомками побежденных галло-римлян — третьим сословием.

Леви-Стросс, сближая методологию Буленвилье (подмену синхронно-социологического анализа псевдоисторическим, с произвольным историческим масштабом) с методологией Гобино, как бы еще раз, в имплицитной форме, заявляет о научно-методической несостоятельности всякого противопоставления современной цивилизации (цивилизации "белого человека") и соответствующего ей способа мышления — так называемым отсталым обществам и дикой мысли.

(49)Строки из стихотворения французского поэта А. Мюссе.

(50)Опускаем следующий за этим "Аппендикс" (две страницы), где автор без каких-либо комментариев, с подзаголовком "О неприрученной мысли", приводит несколько отрывков из работ по ботанике, содержащих символически нагруженное описание цветов.

Структурализм и экология.

Статья представляет собой запись лекции, прочитанной К. Леви-Строссом на английском языке в США в 1972 г. студентам Барнард-колледжа. Первое издание: Structuralism and ecology: Geedersleeve lecture, delivered at Bamard College, march 28 // Bamard Alumnae, Spring 1972, p. 6—14. В 1973 г. переиздана (на английском языке) в Париже; в переводе на французский язык вошла в сборник статей Леви-Стросса "Взгляд издалека" (Le regard eloigne). Paris: Plon, 1983.

В предлагаемом переводе опущена первая страница статьи, имеющая характер введения к лекции.

По материалу статья имеет пересечения с работой "Путь масок" (вышедшей спустя три года), а по проблематике весьма близка к "Неприрученной мысли" —в том, что касается "ограничителей (restreints) ума".

(1)Имеется в виду четырехтомное издание анализа мифов американских индейцев: Levi-Slrauss С. Mythologiques. Т. 1—4. Paris: Plon, 1964—1971.

(2)Хиазма — лингвистический термин, означающий инверсию второй половины фразы.

(3)Лурия А. Р. (1902—1977) — российский психолог, академик АПН СССР, соратник Л. С. Выготского по разработке проблем онтогенеза высших психических функций. Его экспериментальные и теоретико-психологические исследования мозговой локализации психических функций (на базе изучения нарушения функций при поражениях мозга) заложили основы нейропсихологии.

(4)"Структуральный" / "структурный", методологически важное различие (см. с. 10), здесь использовано автором для различения понятийного и чувственного уровней познания.

382

(5)"...восприятие связи, логический акт, предшествующий познанию объектов" — перекличка с подходом к восприятию у известных психологов, специалистов по эпистемологииЖ. Пиаже, Дж. Брунера.

Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов: Rapports de symmetric entre rites et mythes de peuple voisins // The Translation of culture, ed. T. 0. Beidelman: Essays to E. E. Evans-Pritehard. — London: Tavistock Publications, London, 1971. P. 161—178. Перепечатана в: Levi-Strauss С. Anthropologie structurale deux. Paris: Plon, 1973. P. 281—300.

Рассматривая на конкретном этнокультурном материале взаимосвязи символов и структуры, присущих мифам, а также ритуалам ряда народов, автор выявляет действенность тех логических схем, которые обнаруживаются и формулируются благодаря структурно-семиотическому подходу.

(1)Арматура — одна из основных категорий исследовательского инструментария Леви-Стросса в поиске структуры мифа путем расчленения элементов содержания, установления их связности (наряду с "сообщением" и "кодами"). Арматура — совокупность относительно устойчивых, в различных вариантах мифа, элементов его содержания, в отличие от "сообщения", очерчивающего в первую очередь этиологическую тему. Арматуру мифа наиболее часто составляют определенные социально-родственные связи, отношения; в данном случае — отношения между субъектами различных локусов (небесные каннибалы и люди; люди и бизоны) и усыновляемый людьми младенец, приносящий беду.