Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 3. Методы лечения

Глава X. Смежные профессии

А. Психиатрическая социальная работа

Мери Эдвардс, магистр социальной работы

[Миссис Эдвардс -- старший социальный работник в Психиатрической
клинике округа Монтерей. Она -- клинический член Международной ассоциации
анализа взаимодействий.]

1. Что такое психиатрический социальный работник?

Психиатрические социальные работники, подобно психоаналитикам,
психиатрам и клиническим психологам, получают профессиональную подготовку
для лечения людей с эмоциональными трудностями. Когда пациент впервые
приходит на прием в психиатрическую клинику, с ним часто беседует
психиатрический социальный работник. Как показывает статистика, большинство
пациентов психиатрических клиник в нашей стране лечится с участием
психиатрических социальных работников. Персонал и руководство таких
общественных учреждений, как "Семейная служба" или различные консультации
для родителей, состоят из психиатрических социальных работников, причем
психиатры привлекаются в качестве консультантов и для назначения лекарств. В
психиатрических больницах психиатры оценивают состояние пациентов и
определяют методы лечения. Когда способ лечения указан, проведение его может
быть в ряде случаев поручено психиатрическому социальному работнику. Хотя
психиатрические социальные работники в большинстве случаев являются
сотрудниками психиатрических больниц, клиник или общественных учреждений,
многие из них лечат пациентов, занимаясь частной практикой. Кое-кто всему
этому удивляется, представляя себе социального работника чем-то вроде
"леди-благотворительницы" или, по традиционному стереотипу, старой девы в
туфлях на низких каблуках и в длинной юбке, занятой "добрыми делами",
например разносящей корзинки с едой для бедных.

2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?

Получив степень бакалавра по психологии или социальной работе, учащийся
проходит двухлетний курс профессиональной подготовки, после которого ему
присваивается степень магистра социальной работы. В течение этих двух лет он
изучает учреждения и ресурсы общины, а также всевозможные напряжения,
вызываемые окружающей средой: бедность, предрассудки и давление классовой
принадлежности. Однако прежде всего психиатрический социальный работник
знакомится с эмоциональными трудностями и их лечением. В большинстве учебных
программ особое внимание уделяется теории Фрейда, но изучаются также другие
теории психопатологии, в том числе последние достижения в области семейного
диагноза и семейной терапии. Из этих двух лет учащийся проводит половину
времени в клинике или больнице, где он обучается практическому лечению
больных под наблюдением своего преподавателя и медицинского персонала. В
течение того же времени он нередко сам подвергается психотерапии и
психоанализу, чтобы лучше осознать действие своих собственных эмоций и
справиться с трудностями, которые могли бы ему помешать в работе с больными.
Предполагается, что по окончании этой подготовки он должен проработать еще
два года под наблюдением старшего психиатрического социального работника и
психиатра; после этого он может быть избран членом Академии дипломированных
социальных работников. В большинстве случаев психиатрический социальный
работник участвует затем в семинарах повышенного типа и в течение по крайней
мере трех дальнейших лет регулярно консультируется по вопросам психиатрии;
лишь после этого он приступает к частной практике.

3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других
психотерапевтов?

Его подготовка налагает известные ограничения на его практику. Хотя он
изучал теорию психоанализа, практика психоанализа требует особой подготовки
и ею может заниматься лишь психоаналитик. Большинство психоаналитиков и все
психиатры имеют медицинское образование, и только врачи с медицинским
образованием могут назначать лекарства и другие виды медицинской техники,
например электрошоковое лечение. Психолог обычно выбирает психологические
тесты и оценивает их результаты. Психиатрический социальный работник имеет
более подробные сведения об общественных и частных учреждениях и технике
получения помощи от этих организаций; его подготовка позволяет ему, кроме
того, учитывать влияние социальных и экономических факторов на эмоциональные
расстройства.
Психотерапия используется как метод лечения представителями нескольких
профессий (психиатрами, психологами, социальными работниками и другими).
Было написано немало статей, доказывавших, что у каждой профессии есть свой
собственный, единственно ей присущий, подход к психотерапии. Например,
профессора социальной работы часто обозначают применяемый социальными
работниками вид терапии особым термином "изучение случаев" [Case study
(амер.) -- изучение условий жизни неблагоприятных семей и помощь им (Большой
англо-русский словарь, 1972). Перевод этого термина более кратким выражением
представляет трудности, которые переводчику не удалось одолеть. (Прим.
перев.)] и пишут статьи, перечисляющие особые приемы изучения случаев. В
действительности же эти различия в технике остаются на бумаге попросту по
той причине, что теории и техника, развившиеся за последние семьдесят лет,
вошли в общую сумму знаний, доступных и используемых всеми профессиями. Как
в клинической и больничной работе, так и в преподавании представители этих
профессий трудятся и участвуют вместе, соединяя свои навыки в общей работе.
Существуют различия в стиле лечения, зависящие от личности
психотерапевта. Некоторые из них спокойны, другие действуют более
драматическим способом, третьи лучше всего работают в жестком
интеллектуальном стиле. Кроме того, имеются различия в технике, происходящие
от различий в теоретических предпосылках. Специалист по анализу
взаимодействий -- психиатр, психолог или социальный работник -- подчеркивает
детали, игнорируемые ортодоксальным последователем Фрейда; представители
гештальт-терапии или экзистенциальной терапии подходят к сновидениям
пациента иначе, чем последователи Юнга. Однако все психотерапевты
сосредоточивают внимание на конкретной причине предпринимаемого лечения,
конкретном внутреннем конфликте пациента, и применяют средства психотерапии,
чтобы помочь пациенту разрешить этот конфликт, не прибегая по возможности к
значительным изменениям его личности. Врачи и пациенты работают совместно,
чтобы достичь большей спонтанности, лучшего самосознания и, как говорил
Фрейд, "способности работать и любить".