Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. Структурно-семантические принципы формирования культурологической образовательной парадигмы

2.2. Конкретно-аналитические основания изучения истории русской культуры

Ключевая категория при конкретно-аналитическом анализе истории культуры в образовательном процессе - памятник культуры . Памятник культуры можно определить как объект или явление, имеющие культурную значимость, входящие в орбиту культурного целеполагания . Это определение позволяет включить в сферу внимания субъектов образовательного процесса самые разные виды и уровни памятников культуры. Памятником культуры могут быть: миф, символ, ритуал, тот или иной тип культурной деятельности, произведение искусства, вещь, личность в культуре, тип личности и др. (названы основные уровни постижения в учебной деятельности). Общие принципы анализа памятника культуры в образовательном процессе - системность и комплексность, историзм, конкретная аналитичность, особое внимание к духовному содержанию и к личностному аспекту.

Например, одним из уровней анализа в образовательном процессе является исследование культурного мифа . Нередко это довольно смыслоемкая категория, без учета которой невозможно раскрыть содержание явлений культуры (памятников), с нею связанных, на нее опирающихся - а с другой стороны, миф есть весьма значимый элемент культурного синтеза. Я уже кратко охарактеризовал здесь советский миф светлого будущего (см. 1.1.6) как памятник культуры и предмет изучения. Еще один пример - христианский миф. В соответствии с ним сакральным центром христианской культуры на Руси является Богочеловек Иисус Христос. Его смерть осознается как искупительная жертва за все грехи человечества, прошлые и будущие, от сотворения мира до конца света. Своим воскресением из мертвых Иисус Христос открывает перспективу спасения в вечности, путь к телесному воскресению для каждого, кто вступит с Ним в новый союз (Новый Завет). Анализ содержания этого мифа в учебном процессе позволяет активизировать постижение того, как новая вера утверждалась и утвердилась в сердцах и душах русских людей, стала образом жизни (в совокупности культовых и аскетических ритуалов), породила различные формы и явления культуры, прямо или косвенно связанные с христианским мифом. Благая весть христианства состояла и состоит в том, что человек спасен от смерти, для вечной жизни. И человек, и мир в целом выводятся здесь из равенства самим себе. Земная жизнь Христа, принесенная в жертву ради спасения человечества, - вот эталон существования, которому призван подражать каждый христианин. В основание договора-союза Бог положил - из любви к людям - Свою жизнь; и Он ждет ответной любви и готовности к самопожертвованию.

В этом исследовании разборы и примеры не подчинены жесткому плану. Однако, если формулировать позицию для педагога-лектора и студента, то нужно отметить, что для образовательного процесса такой план необходим. Согласно этому плану даются задания студентам, и они реализуют его в своих письменных работах (рефератах, курсовых и дипломных работах).

В план анализа памятника культуры включаются следующие аспекты:

историко-культурный контекст,

происхождение,

датировка,

способ создания,

структура, состав,

материал,

впечатление,

культурная функция,

духовный смысл.

Основными пунктами этого плана являются два последних . Однако их не раскрыть в полной мере, если не освоить эмпирический материал. Иными словами, истолкование духовного смысла и культурной функции должно опираться на надежные эмпирические и контекстуальные знания. В качестве примера произведу анализ памятников, относящихся к разным, наиболее важным уровням (примеры такого анализа уже даны, в другой связи, и выше).