Творческие портреты композиторов. Популярный справочник

ОГЛАВЛЕНИЕ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Алеаторика (от лат. alea - игральная кость; случайность) - течение в
современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим
началом в процессе творчества и исполнительства.
Антем (anthem) - нелитургическое духовное песнопение англиканской
церкви с текстом из Библии (и др. источников) на английском языке.
АСМ (Ассоциация современной музыки) - творческая и
музыкально-общественная организация, возникла в 1924 г. в Москве (с 1926 -
филиал в Ленинграде) как отделение Международного общества современной
музыки. В задачи АСМ входила пропаганда творчества современных советских
композиторов и ознакомление с новыми произведениями зарубежной музыки.
Атональность - отказ от тональности, полное равноправие всех тонов
звукоряда, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и
тяготений между тонами.
Веризм (тал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - течение в
итальянском искусстве конца XIX в., основными принципами которого было
изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание
к темным сторонам жизни городской и сельской бедноты и т. п.
Додекафония (от греч. - звук, букв. -
двенадцатизвучие) - способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между
собой соотнесенными тонами (А. Шёнберг), один из видов современной
музыкальной техники, возник в процессе развития атональной музыки. В основе
додекафонного сочинения лежит серия, состоящая из 12 неповторяющихся звуков,
порядок которых строго определен.
Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) -
национальная немецкая и австрийская разновидность комической оперы XVIII в.
с разговорными диалогами между музыкальными номерами.
Коллаж (франц. collage - букв, наклеивание) - особая форма
использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения
(чужого или ранее написанного своего).
Контрапункт (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. -
точка против точки) - полифония, а также научная и учебная дисциплина.
Лейтмотив (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно
краткий музыкальный оборот, неоднократно повторяющийся на протяжении
музыкального произведения и служащий обозначением и характеристикой
определенного лица, предмета, явления, эмоции или отвлеченного понятия.
Литания (позднелат. litania, от греч. - просьба, моление) - в
католическом богослужении молитва или песнопение, обращенное к богу,
богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или
заступничестве.
Магнификат (от первого слова лат. текста Magnificat anima mea Dominum -
Величит душа моя Господа) - хвалебная песня на текст слов девы Марии из
Евангелия. В католической церкви с давних пор составляет кульминационный
пункт вечерни.
Мадригал (франц. madrigal, от позднелат. matricale, от лат. mater -
мать) - песня на родном (материнском) языке - светский музыкальнопоэтический
жанр эпохи Возрождения.
Маком - в узбекской и таджикской музыке основа мелодий а песен. В
узбекской и таджикской народно-профессиональной классической музыке устной
традиции большой цикл (сюита) из законченных музыкальных произведений.
Месса (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю,
отпускаю) - как музыкальный жанр - циклическое вокальное или
вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов
одноименного главного богослужения католической церкви (в православной
церкви ему соответствуют обедня, литургия). Месса как богослужение
совершается на латинском языке. Ее символический смысл связан с обрядом
превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса.
Могучая кучка - творческое содружество русских композиторов (М.
Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, H Римский-Корсаков),
сложившееся в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. Известно также под
названием Новая русская музыкальная школа, балакиревский кружок.
Мотет (франц. motet, от mot - слово) - жанр многоголосной вокальной
музыки, возник в XII в. во Франции, с XIII в до середины XVI в. оставался
важнейшим жанром западноевропейской духовной и светской многоголосной
музыки.
Мугам - общее название ладов азербайджанской музыки. Один из основных
жанров азербайджанской народной музыки, многочастное
вокально-инструментальное произведение.
Неоклассицизм - одно из направлений в музыке XX в., представители
которого стремились к возрождению стилистических черт музыки
раннеклассического и доклассического периода.
Onepa-buffa (итал. opera buffа - комическая опера) - итальянская
разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Для нее
характерны небольшие масштабы, 2-3 действующих лица, веселая буффонада,
подвижность действия, пародия, яркая живая жанровая мелодика, ясность стиля.
Опера-seria (итал. opera seria - серьезная опера) - жанр итальянской
оперы, cложившийся в конце XVII - начале XVIII в. в творчестве композиторов
неаполитанской оперной школы. Для этого жанра типично господство
историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном
разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки. Все
относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в
речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение
в ариях или в ансамблях.
Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero - подношу) -
песнопение, исполняемое в католической церкви во время обряда
пресуществления даров - хлеба и вина.
Павана - торжественный медленный танец, распространенный в XVI в. в
Европе. Это один из наиболее величественных танцев. Его танцевали в плаще и
при шпаге во время различных торжественных церемоний.
Пассионы (Страсти; лат. passio, нем. Passion) - музыкальное
произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии
Иисуса.
Полистилистика - намеренное соединение в одном произведении различных
стилистических явлений; стилистическая разнородность, возникающая в
результате применения ряда технических приемов.
Политональность - особый вид ладотонального изложения, составная (но
единая) система звуковысотных отношений, применяемая преимущественно в
современной музыке.
Пуантилизм (франц. pointillisme, от pointiller - писать точками, point
- точка) - письмо точками, один из современных методов композиции.
Музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а помощью отрывистых
(как бы изолированных) звуков, окруженных паузами.
общественная организация, основана в 1923 г., ставила целью создание
массового революционного музыкального репертуара, приближения музыки, к
советской действительности, широкого развертывания
музыкально-просветительской работы среди трудящихся масс.
Римская премия, Большая Римская премия - национальная государственная
премия во Франции, учреждена в 1803 г. Присуждается ежегодно Академией
искусств (по конкурсу) музыкантам - студентам, оканчивающим курс композиции
Парижской консерватории, а также молодым литераторам, живописцам, графикам,
архитекторам. На соискание Римской премии композиторы представляют
одноактную оперу (раньше - кантату), лауреаты получают стипендию для
четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Созданные в Италии
сочинения отправляются в Париж для оценки.
РМО (Русское музыкальное общество) - создано в 1859 г. в Петербурге по
инициативе А. Рубинштейна и группы музыкальных и общественных деятелей на
базе Симфонического общества. Ставило своей целью содействовать
распространению музыкального образования в России, способствовать развитию
всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников
(сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов.
Сарсуэла (исп. - zarzuela) - испанская разновидность
музыкально-сценического представления, близкая оперетте.
Серийная техника, серийность - техника музыкальной композиции,
оперирующая серией - определенным рядом звуков, повторение которого образует
всю ткань сочинения или его части. В широком смысле серийная техника
предполагает применение серий любого параметра, а также их сочетаний. В
узком смысле - техника высотной серии, что совпадает с понятием додекафонии.
Соноризм (от лат. sonwus - звонкий, звучный, шумный) - вид современной
техники композиции, использующий главным образом красочные звучания,
воспринимаемые как высотно недифференцированные.
Шестерка (Le Groupe de Six - Группа Шести) - содружество французских
композиторов, сложившееся вскоре после первой мировой войны и существовавшее
до середины 1930-х гг. В состав Шестерки входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А.
Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем Шестерки был
поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 г. брошюру «Петух и
Арлекин», в которой ниспровергал эстетику музыкального импрессионизма.
A cappella (a капелла, итал.) - многоголосное хоровое пение без
инструментального сопровождения.
Basso continue (бассо континуо; итал.) - басовый голос с цифрами,
обозначающими созвучия в верхних голосах.
Concerto grosso (кончерто гроссо, итал.; букв. - большой концерт) -
жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки, в основе лежит
динамический принцип светотени - резкое противопоставление небольшой группы
солирующих инструментов общей массе ансамбля.
Dies irae (диес ире, лат. Dies irae, dies ilia solvet saeclum in
favilla - День гнева, этот день превратит века в пепел) - средневековое
католическое песнопение (секвенция), выражает идею страшного суда.
Lamento (ламенто, итал. - жалоба, жалобная песнь) - обозначение музыки
жалобного, скорбного, печального характера; законченное
вокально-инструментальное произведение небольших масштабов.
Miserere (мизерере) - церковное католическое песнопение, название
происходит от 51 псалма католической литургии Miserere mie Deus (Помилуй
меня, боже).
Schola cantorum (схола канторум, лат.) - профессиональный хор церковных
певчих при папском дворе в Риме (первое упоминание - конец VII в.) Название
некоторых современных высших учебных заведений в Париже (осн. В. д'Энди, Ш.
Бордом, А. Гилшаном в 1894 г.) в Базеле (осн. П. Захером в 1933 г.)
Stabat mater, Stabat mater dolorosa (стабат матер долороза, лат. -
стояла мать скорбящая) - одна из средневековых секвенций, сохранившихся в
католическом церковном обиходе. Предназначалась к празднику Семи скорбей
богородицы (15 сентября); с 1727 по 1960 г. служила также для одноименного
праздника, отмечавшегося в пятницу страстной недели.
Те Deum (Те Деум, от нач. слов лат. текста Те Deurn laudamus - Хвала
тебе, боже) - хвалебный благодарственный гимн, исполняемый в рамках
католического богослужения в торжественных случаях (посвящение в епископы,
священники).
Thomasschuie (Томасшуле, нем.) - школа при церкви Св. Фомы в Лейпциге «
где обучали пению и игре на органе, основана в середине XIII в.
Tutti (тутти, итал. - все) - совместная игра всех инструментов
оркестра, совместное пение всех групп хора.

Обратно в раздел культурология