Липатов В. Краски времени

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВЕТКА И ДЕРЕВО

Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских
художников, огромную просеку...
И. Н. Крамской

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858), окончив Академию художеств,
более двадцати лет живет и работает в Италии. Создает знаменитую картину
"Явление Христа народу". Не менее известными и самостоятельными живописными
произведениями являются этюды к этому полотну.

На фоне неба, гор, моря - ветка. Такая одинокая и самостоятельная.
Знаменитая "Ветка" Александра Иванова - маленький этюд, один из трехсот к
огромной картине "Явление Христа народу". Ветка как порыв жизни, как ее
вечность. Переплелись, полуобнялись причудливо-точно изогнутые ветви. Ветка
как рука, дарящая миру листья - огоньки жизни. Они трепещут на этой
"ладони", на красивых и сильных "пальцах". Улетают и остаются. Художник
сумел заметить и показать нам свет, пробивающийся сквозь листву, и воздух,
окутывающий ветку. Свет изменчив и непостоянен, разно ложатся тени, потому
листья и темно-зеленые, и совсем бархатные, и совсем светлые, нет-нет да
покажутся и спрячутся, тронутые золотом, - осень близко?..
С веткой рядом голубое, светлое от земли небо и лиловые, в
коричнево-красных и зеленых оттенках горы, сине-голубая полоска воды, в
которую ветка глядится.
Ветка живет и радуется этому соседству. Волшебство ее в том, что она
как бы и создает, украшает пространство, рождая впечатление глубины и
неизмеримости. Присмотришься - ветка будто летит близко к нам, но
высоко-высоко над землей, над водой. Мы слышим звенящий голос пространства,
ощущаем солнечный свет и касаемся мягкой дымки тумана. И понимаем, насколько
высоко многоцветное прозрачно-непостоянное небо... Песня ветки и песня
пространства.
Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в
них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни". И мы слышим это
время, как слышим радость мастера, умеющего создавать совершенное. Когда
смотришь на "Ветку", представляешь небольшую фигурку мастера у мольберта,
его добрые сияющие глаза, слышишь его детский смех. Он высоко ставил свою
миссию художника.
Александр Иванов писал не просто оливковую ветвь, не просто пейзаж, а
часть мироздания, портрет пейзажа. Изображал природу "портретным способом" -
стремился, как говорили, постичь ее душу. Не проводил границы между собой и
природой, чувствовал себя ее частью, а саму природу - частью своего
творчества. Стараясь понять и боясь что-либо упустить, всматривался в пейзаж
сосредоточенно-внимательно, до боли в глазах. И глаза болели, да так, что
вынужден был прекращать на время работу. Зато деревья и травы в его
картинах - живые. Например, "Дерево в тени": мнится, что это некое
прекрасное существо пришло на берег и клонится к воде. Художник ощущал
заповедность природы, любовался далью и спокойной удалью простора. Видел
природу, ярко пылающей множеством красок и настроений. Потому в красках у
Александра Иванова есть та призрачно-материальная легкость, которая
рождается соединением света, воздуха и движения.
Александр Иванов родился и жил художником. Человек мягкий, он умел быть
жестким и твердым, когда речь шла о цели его жизни, цели его искусства. Умел
сражаться с "околичностями". Хотел писать прекрасные картины, отражающие
передовую мысль, а не тянуться в струнку перед власть имущими,, что было
неизбежно "в шитом высокостоящем воротнике".
Почти тридцать лет писал он свою философскую поэму - "Явление Христа
народу", где главным героем был народ и тревожно билась мысль: произойдет ли
ожиданное? Пусть произойдет! Все отразилось в этой сложной картине: и
трагедия личной любви художника, и его любовь к человечеству, и постоянные
поиски главного смысла живописи, и утверждение новой "тональной" системы...
Иванову близки были эстетические идеи декабристов, свойствен глубокий
демократизм, большое сочувствие к человеку-труженику. Он хочет решать
историческую тему, проникая в суть злободневных проблем, которыми живет
общество.
О великой его картине "Явление Христа народу" написано много трудов,
понять ее непросто, и мы предлагаем вам почитать и составить о ней свое
мнение.
Настоящий подвижник, Иванов работает стоически, напряженно. Свою жизнь
посвящает искусству во имя будущей жизни. Называет себя переходным
художником. "Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни...
Мы должны быть добры и достойны этого трудного переходного времени".
Когда смотришь на "Ветку", думаешь и о том, что она подобна самому
художнику. Многие годы он жил вдали от родины. Как ветка в этюде - одна, без
дерева. Но именно дерево питает ее... Художник постоянно встречается с
лучшими людьми России.
"...вы подаете не только великий пример художникам, - говорил Герцен, -
но даете свидетельство о той непочатой, цельной натуре русской... за
которую... мы так страстно любим Россию, так горячо надеемся на будущность!"
Иванов приносит в жертву все, что имеет, - любовь, личное благоустройство,
здоровье. Не жалеет ничего. Человек общительный, он затворяется в
мастерской. Стремится понятие красоты и истины воедино соединить в своих
картинах. Сделать искусство проповедником передовых идей времени. "Новое
время требует нового искусства. Соединить технику Рафаэля с идеями новой
цивилизации - вот задача искусства в настоящее время".
За гробом Александра Иванова шла передовая мысль России: Чернышевский,
Добролюбов, Некрасов и среди студентов юный Крамской...