Нибур Р.X. Христос и культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

1 Klausner J. Jesus of Nazareth. New York, 1944, p. 368.
2 Ibid., p. 390.
3 Ibid., p. 373-75.
4 Ibid., p. 391.
5 «Единоборство христианства с верованиями языческих масс, присущими им внутренне, с убеждениями ведущих умов языческого мира было несравненно более трудным делом, чем его борьба с Римским государством; победа новой веры была, следовательно, более великим достижением, чем представлялось раньше, когда существовала определенная недооценка язычества» - Geffcken J. Der Ausgang des Griechisch-Romischen Heidentums. 1920, S. 1. Иные изложения хода конфликта см.: Cambridge Ancient History, Vol. XII, Cambridge, 1939; Cochrane C.N. Christianity and Classical Culture. London. 1940.
6 Gibbon E. The Decline and Fall of the Roman Empire. New York, 1899-1900, Vol. 1, p. 402.
7 Origen. Contra Celsus, VIII, LXIX (Ante-Nicene Fathers. Transi, of the writings of the fathers down to A. D. 325. Buffalo, 1887, Vol. IV, p. 666).
8 Hartmann N. Ethics. London - New York 1932, Vol. Ill, pp. 266 ff.
9 Gibbon E. Op. cit., Vol. I, p. 446. ? Ibid., p. 448.
" Cambridge Ancient History, Vol. XII, pp. 409, ff.; 356; Cochrane C.N. p. cit., p. 115 ff.
12 Ср.: Barth К. The Church and the Political Problem of Our Day. London, 1939; Hayes Carlton J.H., Essays in Nationalism, New York, 1933.
13 Ср. особенно: HarnackA. What is Christianity? New York, 1902; p. 78. He только либералы прославляют эту добродетель Христа. Например, Райнхольд Нибур согласен с Гарнаком, рассматривающим любовь в качестве ключа к системе Христовой этики. Ср: Niebuhr Reinhold. An Interpretation of Christian Ethics. New York - London, 1935, chapt. II. См. настоящее издание, с. 396-410.
14 Niebuhr. Op. cit., p. 39.
15 Harnack. Op. cit., p. 78.
"Ibid., p. 68 ff., 154 f.
17 Niebuhr. Op. cit., p. 38,49,56.

210

18 То же и Harnack. Op. cit., p. 55, 68-76. Эта фраза во многих вариациях стала общим местом либерального протестантизма.
19 Ин. 13:14; 15:12; Ср.: Мк 12:28-34, Мф. 22:34-40; Лк. 10:25-28.
20 Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. London,1926, p. 349.
21 Schweitzer A. The Mystery of the Kingdom of God, New York,1914, p.94,100.
22 Ibid., p. 274.
23 Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus, p. 248,249,357. •
24 Мф. 6:25-34, 5:43-48.
25 Bultmann R. Jesus and the World. New York, 1934, p. 72-73.
26 Ibid., p. 77, 78.
27 См.: Флп. 2:8; Мк. 14:36; Ин. 6:38; Рим. 5:19; Евр. 5:8.
28 Bultmann R. Op. cit., p. 108, 85,84. Ср.: р. 87-88. 2Э Ibid., p. 103,154.
30 Troeltsch E. Christian Thought, its History and Application. London, 1923; особенно: р. 21-35; Ср. его же: Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, Tubingen, 1929 (3d ed.) и Gesammelte Schriften. Vol. II, 1913, S. 779 ff.
31 BurkhardtJ. Force and Freedom. New York, 1943, p. 107, ср. р. 140 ff.
32 Malinowski В. Статья «Culture» - Encyclopedia of Social Science, Vol. IV, p. 621 ff.,Dawson Chr. Religion and Culture, London, 1947, p. 47, Spengler 0. The Decline of the West. New York, 1926, Vol. I, p. 31 f.; 351 ff. [Рус. пер.: Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. — Ред.]
33 Ср.: Robinson J.H. Статья «Civilisation» - Encyclopedia Britannica, 14th ed., London, Vol. V; p. 735; Bnnkmann С. Статья «Civilisation», — Encyclopedia of Social Sciences. New York, 1957, Vol. Ill,p. 525 ff.
34 Malinowski B. Op. cit., p. 62.
35 Malinowski B. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. Chapel Hill, 1944, p. 43.
36 О личности и обществе в отношении к культуре. См.: Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1934; chapt. VII and VIII.
37 Так Малиновский использует идею «организованной системы целенаправленных действий» в качестве центральной концепции своей теории культуры. См.: Malinowski В. A Scientific Theory of Culture, chaps. V-V1.
3? Работа Николая Гартмана «Этика» 1932 (Hartmann N. Ethics, London - New York, 1932), которая, с одной стороны, представляет собой выдающуюся систему философии культуры и в то же время выставляет аргументы в пользу трансцендентного, объективного характера духовных ценностей и защищает приоритет ценностей человеческих.
39 Анри Бергсон в своей работе «Два источника морали и религии» (фр. издание: Les deux sources de la morale et de la religion, Paris, 1932; англ. перевод:»ТЬе Two sources of Morality and Religion», London, 1935) дает блестящую интерпретацию роли консерватизма в культуре. Ср.: главы I и II. Ср. также: Lecomte du Noy. Human Destiny. New York, 1947, chaps.IX-X.
40 Ср.: Benedict R. Patterns of Culture, 1934, chap. II; Malinowski B. A Scientific Theory etc., chapt. X-XI.
41 Ср., например, положение Фридриха Энгельса о сравнительной независимости надстройки (письмо И. Блоху от 21/1Х 1890). Adoratsky V. Karl Marx, Selected Works, vol. I, p. 381.

211

42 Malinowski: in Encyclopedia of Social Sciences, Vol. IV, 1957, p. 621.
43 Benedict R. Op. cit., p. 2.
44 Jung С. J. Psychological Types. London, 1924. Эта работа богата идеями и весьма поучительна в качестве примера применения типологического метода. О применении к личности типовых описаний см. особенно р.10 f., 412 ff.
45 Мф., 5:21-48; 5:17-20; 23:1-3
46 1 Ин. 4:10-12 соед. с 4:19-20.
47 Там же, 4:9; 3:16.
48 Там же 2:3-11; 3:4-10; 3:21-24; 4:21; 5:2-3.
49 Dodd C.H. The lohannine Epistles. London, 1946, p. XXXI.
50 1 Ин. 3:23.
51 Там же, 4:21.
52 Там же, 1:1-3; 2:1-2; 2:22-24; 3:8; 4:2-3; 4:9-10; 4:14-15; 5:1-5, а также Dodd, op. cit p. XXX-XXXVI; 1-6; 55-58. "1 Ин,2•:2;4:14.
54 Ср.: Dodd. Op. cit., p. 27, 39-45.
55 1 Ин,2:15.
56 Там же, 5:19; 1:6; 2:8-9-11; 3:11-15.
57 Dodd. Op. cit., p 42.
58 1 Ин, 2:17; ср. 2:8.
59 Там же, 3:8; 5:4-5.
60 Ср.: Lietzmann H. The Beginnings of the Christian Church. New York, 1937-1950, p. 261-273.
61 I Clement, LXIV 1; ср. Epistle of Barnabas, XIII - XIV.
62 Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in der ezsten drei Jahrhunderten, Vol. l, Leipzig, 1906. Ср. Gavin F. Church and Society in the Second Century, 1934, где рисуется картина жизни первоначальных христиан - преимущественно на основе сочинения Ипполита «Апостольская традиция». В этой жизни главенствовало чувство «корпоративной и социальной общности». «Можно сказать, самым ярким предметом гордости было для верующего то, что он мог назвать себя «сочленом». Наиболее существенным его качеством было то, что он «принадлежал»». Р. 3; ср.: р. 5, 8.
63 The Teaching of the Twelve Apostles; ср.: Barnabas XIX-XX, Shepherd f Hermas, 6,1.
"I Clement X, 4-LXI.
65 Apology XXI. Эта и последующие цитаты приводятся по переводам трудов Тертуллиана, собранным в «Ante-Nicene Fathers» Vol. Ill и VI.
66 Prescription Against Heretics, XX.
67 Apology, XXIII, XX.
68 Ср.: Apology XXXIX, XIV; ср.: De Spectaculis; De Corona On Repentance.
69 Эта цитата взята нами из Трактата «О зрелищах», II. Об учении о природной благости души см. «Апологию», XVII; «Свидетельство души», «Трактате душе», гл. XXXIX, в которой говорится о порче, наносимой душе привычками, но ср. гл. XLI.
"Apology, XXI.
7' On Idolatry; Apology, X-XV.
"Apology, XLII
73 Ibid., XXXVIII. Еще в гл. XXI Тертуллиан отмечает, что «импера-

212

торы также уверовали бы в Христа, если бы они перестали быть нужными миру или если бы христиане смогли бы стать императорами».
74 On Idolatry XIX; De Corona XI.
75 Ibid., XI.
76 Prescription Against Heretics VII; Apology XLVI.
77 On Idolatry, X.
7? De Spectaculis XXX.
79 Ср.: Cochrane C.N. Christianity and Classical Culture, London, 1940, p. 222; 227, 245. Более глубокое рассмотрение этики Тертуллиана см.: Guignebert Ch. Tertullien. Etude sur ses sentiments a l'egard de l'Empire et de la societe civile, Paris, 1901, a также: Brandt Th. Tertullians Ethic. Gutersloch, 1929.
80 Самая содержательная дискуссия, в пределах одной работы, по проблемам этики средневекового сектантства и сектантства Нового времени, содержится в книге Э. Трёльча, см.: Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. New York, 1931, p. 328 ff.,691 ff. [Перевод с нем. издания: Die Soziallehren der christliehen Kirchen und Gruppen. Tubingen, 1912. — Ред.]
" См.: Толстой Л.H. Предисловие к работе «Христианское вероучение»// Толстой Л.Н., ПСС, т. 39, M., 1956, с. 117 — Ср.: Толстой Л.H. Исповедь/Лам же, М., 1957, т. 23, с. 1-60. Ср.: Толстой Л.Н. В чем моя вера?//Там же, с. 304-468. .
82 Толстой Л.Н. В чем моя вера?//Там же, с. 401, 402.
83 Там же, раздел II, с. 312-317.
84 Там же, с. 370-371; 362.
85 Толстой Л.Н., Царство Божие внутри вас//Там же, M., 1957,т.28,с. 182.
86 Там же, с. 86-146.
87 Там же, с. 55.
88 Там же, 67.
89 См.: «Разрушение ада и восстановление его», замечательную маленькую сказку, в которой новое возобновление на земле царства зла после пришествия Христа объясняется прежде всего изобретением церкви. Дьявол, который выдумал ее, объясняет Вельзевулу, что учение Христа он «так переделал, что люди верят не в Его учение, а в мое, которое они называют Его именем»—Толстой Л.Н. ПСС. М., 1952, т. 34, с. 102. Ср. также: «Религия и нравственность», «Что такое религия?», «Церковь и государство», «Призыв к священнослужителям».
90 Так что же нам делать?//Толстой Л.Н. ПСС. М., т. 25, 1937.
91 Толстой Л.Н. В чем моя вера?//Там же, т. 23, с. 381-382.
92 Толстой Л.Н. Религия и наука/УТам же, М., 1956, т. 37, с. 360. "Толстой Д.H. Что такое искусство?//Там же, М-, 1951, т. 30, с. 114.
94 Горький М. Лев ТолстойУ/Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т., М., 1978, т. 2, с. 464.
95 Полные описания жизни и трудов Толстого см. Maude, A. Life of Tolstoy и Simmon E. J. Leo Tolstoy.
98 De Montalembert. The Monks of the West. London, 1896, Vol. 1, p. 436.
97 Ср.: Dodd C.H., op. cit. XX, XXIX, XLII, et passim.
98 Ср.: Shortt C., De Lisle. The Influence of Philosophy on the Mind of Tertullian. London, 1933. Beck A. Romisches Recht bei Tertullian und Cyprian. Halle (Saale), 1930.

213

99
Dibelius M. A Fresh Approach to the New Testament. London, 1937, p.219.
100 «To His Wife» (Ante-Nicene Fathers, Vol. IV); ср. также: «On Monogamy», «On Exhortation to Chastity».
101 Tolstoy, Countess Alexandra. The Tragedy of Tolstoy. London, 1933, p. 65, ср. pp. 161-165 и Simmon. Op. cit., 631 ff., 682 f. и passim.
102 Оппозиция разума и откровения в таком виде, разумеется, появлялась не только у воинствующих христиан-радикалов. Христиане, имеющие другие взгляды на проблемы политики и экономики, могли воспринять позицию радикалов по отношению к проблеме знания.
103 On the Flesh of Christ, ch. V.
""' Толстой Л.H. Царство Божие внутри вас.
105 Tertullian. Apology, XLII; ср.: Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас.
106 Полагаю, термин этот придуман Карлом Бартом. См. особенно его работу: Protestantische Teologie im 19. Jahrhundert. London, 1947, Kap. III.
107 О еврейском христианстве см.: Lietzmann H. The Beginnings of the Christian Church, p. 235 ff.; Weiss J. The History of Primitive Christianity, New York, 1937, Vol. II, p. 707 ff.
"" Burkitt F.С. Church and Gnosis. Cambridge, 1932, p. 8. Ср. также: Cambridge Ancient History, Vol. XII, p. 767 ff.; McGiffert A.C. History of Christian Thought. New-York, 1947, Vol. I, p. 45 ff.
'°9 Burkitt. Op. cit. p. 29-35; 48, 51, 57 f.; 87-91.
"° Ehrhard Albert. Die Kirche der Martyrer. Munchen, 1932, p. 130.
'1' Ср.: Burkitt. Op. cit., p. 89 f. Образ мыслей гностиков покажется нам менее странным и чуждым мышлению теологов Нового времени, познакомившихся с идеями Николая Бердяева, который называет себя христианским гностиком. См. особенно его работу «.Свобода и дух», 1935. (Freedom and the Spirit, New-York, 1935).
112 Irenaeus. Against Hereticos IV, XXXIII, 9 Ср.: Ehrhard. Op. cit., p. 162,170f.
'"Другая разновидность культур-христианства представлена в античности Лактанцием и теми теологами и государственными деятелями, которые во времена Константина стремились соединить новую веру и веру в римских богов. Это было прекрасно описано Кокрином в его труде «Христианство и классическая культура» (Cochrane Ch.N. Christianity and Classical Culture, A Study of Thought and Actions from Augustus t Augustine. London, 1940), ч. II, особенно гл. V.
"4 Ср.: McCallum J.R. Abelard's Christian Theology, Oxford, 1948, p. 90.
"5 Ibid., p. 84.
"6 Ibid., p. 62. Cp: De Wulf M. History of Medieval Philosophy. London New York, 1925, Vol. I, p. 161-66.
117 McCallum J.R. Abailard's Ethics, Oxford, 1935.
118 Из письма доктору Бенджамену Рушу от 21/IV 1803 в книге: Foner P.S. Basic Writings of Thomas Jefferson New-York, 1944, p. 660-662. См. также: Jefferson Th. The Life and Morals of Jesus of Nazareth, extracted textually from the Gospels. New York, 1902.
'"Schleiermacher F. On Religion. Translated by Oman J.London, 1893. Ср.: pp. 246, 249, 178 et passim.

214

120
Barth K. Die Protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. 1947, p. 387 ff. См. также: Barth K. Schleiermacher в его книге Die Theologie und die Kirche. Munchen, 1928, p. 138 ff. Brandt R. B. The philosophy of Schleiermacher, 1941, pp. 166 ff. Единство христианской и философской этики утверждается Шлейермахером в наиболее недвусмысленной форме в его эссе «О философском рассмотрении идеи добродетели», в Samtliche Werke (Reimer), III, т. II, S. 350.
121 Ritschi A. Rechtfertigung und Versohnung, 3. Ausg. Bonn, 1889, Vol. II, S. 18.
122 Ritschi A. The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation. The Positive Development of the Doctrine, New York, 1900, p. 202. "Ibid., p. 219; cp: 222 ff.
124 Ср. его же: Geschichte des Pietismus. B. 1-111. Bonn. 1880-86.
125 Ritschi A. Unterricht in der christlichen Religion. Bonn, 1895, p. 5. Ritschi A. The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation, p. 133 ff.
126 Ritschi A. Unterricht in der christlichen Religion, S. 53 f. Cp. Justification and Reconciliation, p. 661 ff.
127 Justification and Reconciliation, chapt. VI.
128 Ibid., p. 284.
129 Ibid., p. 609 ff.
"° Двойственная привлекательность христианства для язычников во II в. н.э. описана проф. Г. Лицманном. См.: Lietzmann H. The founding f the Church Universal. London, 1938, p. 193 ff. Ср. также: Nock A. D. Conversion, London - N. Y., 1933.
w Мф. 5:17-19; ср.: 23:2.
132 Мф. 22:21.
133 Рим. 13:1. 6.
134 Clement of Alexandria. Who is the Rich Man That Shall be Saved, XVI, в кн.: «Ante-Nicene Fathers», Vol. II.
135 Ibid., XXXVII.
136 Ср.: Lietzmann, H. The Founding of the Church Universal. London, 1938, chapt. XIII.
137 Clement of Alexandria. Op. cit., Il, chapt. I, II (Ante-Nicene Fathers Vol. II).
136 Ibid., Ill, chapt. III.
139 Miscellanies - Ibid., I, chap. VI.
140 См. описание жизни истинного гностика в Строматах (Miscellanies), особ.: IV, chapt. XXI-XXVI; V, I-III; VII, X-XIV.
141 lbid.,l,II.V;cp.VI,VII-VIII.
142 Ibid., l, V.
143 Это рассуждение об этике Фомы Аквинского основано на «Сумме теологии» ч. II, разд. 1, особ. в. I-V, LV-LXX, XC-CVIIII. Ср. с «Суммой против язычников», кн. III. Ср. также: Gilson, E. Moral Values and the Moral Life. The System of St. Thomas Aquinas. St. Louis, Mo. and London, 1931.
144 Summa Theologica, 11-1, q. II, art. VIII.
'45 Ibid. Ill, art. VIII; Summa contra Gentiles II; 25.
146 Summa Theologica, 11-1 IV; Summa contra Gentiles, 111-35.
"17 Summa Theologica, 11-1 q. Ill, art. II. q. V.
148 Ibid., 11-1, q. XLII, art. I.

215

149
О теории права Фомы Аквинского см.: Summa Theologica, ll-l, qq. XC-CVIII.
50 Ibid., ll-ll, q. LXVI,art2.
51 Ibid., 11-11, qq. LXXVII, LXXVIII.
52 On the Governance of Rulers.
53 Summa Theologica, 11-1, qq. XCIX, CVIII.
54 Так цитирует Джеральд Ванн в своей книге «Св. Фома Аквинский» (Vann G. St. Thomas Aquinas. London, 1940, p. 45 f.).
155 «Изучение схоластической философии» (Wynne, J. В. The Greate Encydicals of Pope Leo XIII, p. 36.).
156 «Христос наш Избавитель», Wynne, p. 463. Ср. также: «О посвящении человечества святому Сердцу Иисусову», Wynne, p. 454 ff.
157 См.: Leo XIII, «Христианская демократия», Wynne, p. 479 ff.
158 «Христос наш Избавитель», Wynne, p. 469 ел. Наиболее объективное описание жизни и деятельности папы Льва XIII я нашел в кн. Schmidlin Josef. Papstgeschichte der Neuzeit. Munchen, 1934, Vol. II.
159 Ср. Otto R. The idea of the Holy. New York, 1924, p. 9 ff.; см. также: TaylorA.E. The Faith of a Moralist. London, 1930, Vol. I, p. 163 ff.
160 Ср. прежде всего: Porter F.C. The Mind of Christ in Paul, 1930.
161 Гал. 5:19-21.
1621 Кор. 7:2; Рим. 13:4.
163 II Кор. 5:4. 6. См. ниже: глава VI, примеч. 193.
164 Harnack A. Marcion, Das Evangelium vom Fremden Gott. Leipzig, 1931, Kap. Ill, VI, cp: Lietzmann H., The Beginnings of the Christian Church. London, 1930, p. 333 ff.
165 Так описывает Гарнак воззрения Маркиона, op. cit., S. 144, 145, 94,97.
166 Ibid. ,S. 150.
167 Ibid., S. 186 ff.
"Тал. 5;12.
169 Works of Martin Luther. Philadelphia, 1915-1932, Vol. Il, p. 338.
'"Ibid. Vol. IV, p. 251 f.
'7' Ibid. Vol. IV, p. 265, 266.
172 Прекрасное описание развития Лютера как христианского этического мыслителя и реформатора дано в статье профессора Карла Холля (Karl Holl) «Der Neubau der Sittlichkeit», помещенной в l томе его сочинений «Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte», Tubingen, 1948. К сожалению, вся интерпретация профессора Холля отмечена антикатолической направленностью, которую можно сопоставить с анти-лютеранским духом таких авторов, как Гризар. Холль также слишком желает показать, насколько оригинален был Лютер даже по сравнению с Августином. Эта статья, однако, превосходит широко известную работу Трёльча, посвященную этике Лютера (Ernst Troeltsch. Social Teachings f the Christian Churches. New York, 1931, Vol. II). В интерпретации Холля Лютерово отношение к культуре выглядит в большей степени конверсионистским, чем это представляется автору настоящей работы.
173 Ср.: «Трактат о добрых делахв/ЛЛ/orks of Martin Luther, Vol. I, ср.: «Трактат о христианской свободей/Л/Vorks, Vol. Il; ср.: Holl К., op. cit., p. 217 ff., 290 f. ^
174 KerrH.T. A Compend of Luther's Theology. Philadelphia, 1948, p. 4,
216

5. Ср. замечания Холля относительно воздействия, произведенного Реформацией на философию, op. cit., 529 ff.
175 Ср.: «К членам городских советов всех городов Германии, чтобы они устроили и поддерживали христианские школы», Works of Martin Luther. Vol. IV, p. 103 ft.
176 Kerr H.T. Op. cit., p. 147.
177 «О торговле и ростовщичестве», Works of Martin Luther, Vol. IV, p. 13.
178 «Светская власть: до какой степени ей следует повиноваться», ibid., Vol. Ill, p. 230 ff.; «Могут ли спастись также и солдаты», Vol. V, p. 34 ff. \
)га «Трактат о добрых делах», ibid., Vol. l, p. 198 f.
180 Ср. прежде всего: «Светская власть», ibid., Vol. Ill, p. 236 ff. На предмет прочих важных мест ср.: Kerr. Op. cit., p. 213 f.
181 «Четырнадцать в утешение». Works, Vol. I, p. 148 f.
182 Ср.: Kierkegaard S. The Point of View for My Work as an Author, Part I, London,1939.
183 Kierkegaard S. Attack upon «Christendom», London, 1935, p. 163. "Лучшими введениями в философию Кьеркегора являются: Bretall R. (ed.) A Kierkegaard Anthology. Princeton, 1948; Dru A. (ed.) The Journals f Soren Kierkegaard. London - New York, 1938; Swenson D. Something about Kierkegaard. Minneapolis, 1941.
185 Troeltsch E. Glaubenslehre...S. 100 ff., см. также: Christian Thought. 1923, p. 2 ff.
186 Ibid., Section II, pt. I. The Morality of the Person and of Conscience, p. 39 ff.
187 Ibid., pt. II, The Ethics of Cultural Values, New York, 1945, p. 71 ff.
188 Среди работ тех представителей дуализма, которые избегают параллелизма, или возведения перегородок в морали, можно упомянуть книги: Niebuhr Reinhold. Moral Man and Immoral Society. New York - London, 1932; Lindsay A. D. The two Moralities. Our Duty to God and to Society, London, 1940.
189 См. типичную постановку вопроса ? книге: Needham J. The Great Amphibium: four lectures on the position of religion in a world dominated by science, London, 1931.
190 Cp. Williams R. «The Bloudy Tenent of Persecution», «George Fox Digg'd Out of His Burrowes», «Experiments in Spiritual Life and Health» и «Letters». Все перечисленное, исключая только «Experiments», всего легче разыскать в «Publications of the Narrangasett Club».
191 См. AyerA. J. Language, Truth and Logic. London, 1936. Религия и этика описываются здесь как не имеющие смысла в строгом смысле слова: они выражают исключительно эмоции.
'"Кол. 1:16.
193 Об этом вызывавшем оживленную полемику положении ср.: Lietzmann H. An die Romer//Handbuch zum Neuen Testament, Tubingen, 1912, Bd. VIII, S. 75 ff. Комментируя Послание к римлянам 7:14-25, Лицман говорит: «Воззрение, согласно которому греховное действие человека имеет свой источник в некоей внутренней «склонности ко злу», можно также обнаружить в современном иудейском богословии. Последнему, однако, чужда идея, которая у Лютера имеет чрезвычайную важ-

217

ность, идея, согласно которой эта склонность связана с плотью... Можно выбирать, рассматривать ли апостола Павла как независимого создателя этой доктрины или указать на то обстоятельство, что в одно время с апостолом жил Филон, который также был эллинизированным иудеем и представлял тоже имеющее долгую историю учение. И если выбор в пользу Филона кажется более корректным сточки зрения исторического метода, можно сказать, что Павел, как и Филон, вывел это учение из окружавшей его эллинистической атмосферы».
194 Ср.: Mac-Gregor G. H. С. The Gospel of John (The Moffatt New Testament Commentary). London, 1928, p. IX. Здесь также подытоживаются взгляды ряда критиков в отношении антитез в Евангелии. См. также: Scott E. F. The Fourth Gospel. Edinburgh, 1908, p. 11 ff., 27.
195 Hoskyns, Edwyn Clement. The Fourth Gospel. London, 1940, Vol. I, p.217.Cp.p.231,317ff.
196 Ин. 3:16 ел.
197 Ср.: Ин. 7:7; 8:23; 14:17; 15:18 ff.; 17:25 и passim.
198 Ин. 8:44; 12:31; 14:30; 16:11.
199 Эти мотивы, проходящие через все Евангелие от Иоанна, особенно ярко возникают в главе XV, где на образах виноградаря, лозы и ветвей показаны взаимоотношения Отца, Сына и мира и соотношение между ними.
200 Hoskyns. Op. cit., p. 237.
201 Ин. 9:39; 12:31; 16:7-11; ср. Scott. Op. cit., chap. X.
202 Ср. Hoskyns. Op. cit., p. 229; Scott, op. cit., p. 247 ff., 317 ff.
203 Hoskyns. Op. cit., p. 120.
204 Scott. Op. cit., p. 70-77.
205 Ibid., p. 86-103.
206 Ср.: Strachan R.H. The Fourth Gospel. London, 1917, p. 46-53.
207 Hoskyns. Op. cit., p. 335 ff. Scott. Op. cit., p. 122 ff.
208 Ин. 1:29; 3:16 слл.; 12:32. 47.
209 Ин. 17:6; 9:16.
210 Scott. Op. cit., p. 115; ср.: р. 138 ff.
211 Ante-Nicene Fathers, Vol. I, p. 26.
212 Cochrane Ch. N. Christianity and Classical Culture, A Study of Thought and Actions from Augustus to Augustine. London, 1940.
213 Ibid., p. 359 ff., 510 ff.
214 Tractates on the Gospel According to St. John, I, 2.
215 Ср.: Bourke V. J. Augustine's Quest of Wisdom. Milwaukee, Wis.,1945, pp. 225 f., 266, 277.
216 City of God, XIX, 7, 15. [Рус. пер.: Бл. Августин. О Граде Божием. Т.1.М., 1994.—Ред.]
217 Cochrane, op. cit., p. 511.
218 Ibid., p. 510.
219 Confessions, XIII 27,43; 31,46; 33,48. [Рус. пер.: Аврелий Августин. Исповедь Бл. Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. — Ред.]
220 City of God, XIX 13.
221 Ibid., XII 6.
222 Ibid., XIV, 15; ср. следующие главы.
223 Ibid., XII 27; XVIII 2.
224 Ibid., XIX 5.

218

225 Ibid., XIX 12,13.
226 Ibid., XI 17; I 1, 8, 9; IV 33.
227 Ibid., X 24; XI 2; ср.: VII 31; IX 15. 226 Ibid., XIV 9.
229 On the Morals of the Catholic Church, XV.
230 Об Августиновой интерпретации философии и науки см.: Cochrane. Op. cit., chapt. XI, где имеется подробный анализ.
231 Ср.: On Christian Doctrine, II 25, 26.
232 Положение о согласии тела и души, о согласии человека с человеком и Богом в начале главы 13 книги XIX «О Граде Божием» иногда изображается так, словно это пророчество Августина, чем оно на самом деле не является.
233 Из проповеди «On Christian Perfection».
234 Ср.: Flew, R. N. The Idea of Perfection in Christian Theology, London, 1934, p. 332 ff.
235 Ср. особенно: Lindstroem H. Wesley and Sanctification, Stockholm, 1946.
"'•Ср.: Vidler A. R. The Theology of F. D. Maurice. New York, 1948, pp. 7 ff. Эта книга, опубликованная в Америке под названием «Witness t the Light», является превосходным введением в учение Мориса. Необходимой для понимания философии Мориса является книга «The Life of FredericK Denison Maurice Chiefly Told in His Letters». Книга издана сыном философа Фредериком Морисом в Лондоне в 1884 г., в 2-х томах.
237 Life, Vol. I, p. 155.
238 Ср. в первую очередь: Maurice F. D. The Kingdom of Christ. London, 1842, Vol. I, Part II, chap. II, III. Cp. Vidler. Op. cit., chap. II.
239 Ibid., Vol. I, p. 292.
240 Life, Vol. II, p. 272.
241 Ibid., p. 15; ср.: Vidler. Op. cit., p. 42 ff.
242 Maurice F. D. The Lord's Prayer. London, 1851, p. 63 f.
243 Ibid., p. 144. ср.: The Gospel of John. London, 1878, p. 91 f.
244 Life, Vol. l, p. 259.
245 Ibid., p. 518.
246 Ibid., p. 450.
247 О взглядах Мориса на социализм ср.: Life, Vol. II, chap. l-lll; о партии Высокой церкви: ibid., Vol. l, p. 160 ff., 205 f.
248 Maurice F. D. Theological Essays. Cambridge, 1869, 2d. ed., p. 360
249 Life, Vol. Il, p. 575.
250 Ср. прежде всего: Maurice F. D. The Kingdom of Christ, Part. II, chap. II, III, V. См. также: Vidler. Op. cit., p. 183 ff.; Raven C. E. Christian Socialism 1848-1854. London. 1920, p. 13 ff.
251 The Lord's Prayer, pp. 41 f., 44.
252 Ibid., pp. 48 f.
253 Ibid., p. 49.
254 Среди таких работ последних лет мы можем упомянуть следующие, показывающие интерес к нашей проблеме и круг обсуждаемых вопросов: Baillie J. What is Christian Civilisation?; Barth K. Christengemeinde und Burgergemeinde. Stuttgart, 1946; Church and State. London, 1935; BerdyaevN. The Destiny of Man. N. Y., 1937; Brunner E. Justice and the Social Order. N. Y. - London, 1945; Christianity and Civilisation.

219

London, 1935-1948; Cochrane Ch. N. Christianity and Classical Culture. London, 1940; DawsonChr. Religion and Culture. New York, 1958; Religion and the Rise of Western Culture. London, 1950; Eliot T. S. The Idea of a Christian Society; Notes Towards a Definition of Culture; Maritain, J. True Humanism. N. Y., 1938; Niebuhr Reinhold. The Nature and Destiny of Man. New York, 1955; Faith and History. London, 1949; Reckitt, M. B. (ed.). Prospect for Christendom. London, 1945; Tillich P. The Protestant Era. Chicago, 1947; Toynbee A. Civilisation on Trial. N. Y., 1942, A Study of History. London -N.Y., 1935; Различные аспекты проблемы рассматривались в папских энцикликах, появившихся со времени папы Льва XIII и на конгрессах экуменистов, состоявшихся в последние десятилетия. Ср: Hughes Ph. The Popes' New Order. N. Y., 1944; Husslein J. Social Wellsprings. Milwaukee, 1940-1942; The Churches Survey Their Task. The Report of the Conference at Oxford, July, 1937. On Churche, Community and State. First Assembly of the World Council of Churches, Findings and Decisions. Нужно сказать также и об исследованиях, появившихся в процессе подготовки к этим конгрессам: The Oxford Series; Man's Disorder and God's Design.
г55 Kierkegaard S. The Concluding Unscientific Postscript. Princeton, 1941, p.19.
256 tbid., p. 51.
257 Рим. 9:1-5.
258 Kierkegaard S. Training in Christianity. London, 1944, p. 67 f.
259 Глубокие размышления на тему преданности и общества содержатся в книгах: Royce J. Philosophy of Loyalty. N. Y., 1908. The Problem f Christianity. Boston, 1912.
Перевод выполнен по изданию: H. Richard Niebuhr. Christand Culture. New York, 1951. На русский язык переведено впервые. В предисловии к этому изданию сказано, что оно является подготовленным к печати текстом курса лекций, прочитанных X. Р. Нибуром в январе 1949 года по приглашению Пресвитерианской теологической семинарии в Остине, Техас. В нашем переводе цитаты'из Л. Н. Толстого приведены по изданию: Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений («Юбилейное»). В 90 т., М., 1928-1958 (в примечаниях - ПСС). Статья А. М. Горького «Лев Толстой» цитируется по изданию: Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1978. Цитаты из «Исповеди» Августина, с небольшими поправками, приведены по изданию: Аврелий Августин. Исповедь. (Пер. с лат. М. Е. Сергеенко) М., 1991. Цитаты из всех прочих неанглоязычных авторов, а также из Библии, вопреки традиции, даны в переводе с английского (так как канонический русский перевод Библии далеко отстоит от англоязычных изданий, цитируемых Нибуром, что затруднило бы чтение. Это же относится к репринтному изданию русского перевода книги Бл. Августина «О Граде Божием». — Ред). Уточнения, сделанные нами в переводе цитат из «Исповеди», внесены в квадратные скобки. Краткие сведения о многих характеризуемых Р. Нибуром деятелях, а также об упоминаемых им протестантских конфессиях, имеются в издании: Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990. Ссылки на наши примечания обозначены арабскими цифрами со звездочкой.