Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 4. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

4.3. Социальные институты

4.3.4. Процесс институционализации

Социальные институты — это символ порядка и организованности в обществе. Ни одно современное общество не может существовать без социальных институтов, без институционализации. Как указано в «Современном словаре иностранных слов» (М., 1992), институционализация — это «учреждение каких-либо новых социальных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений» [231. С.239], институциональный — это «связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним» [231. С.239]. В «Учебном социологическом словаре» (М., 1997) отмечается, что «социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией» [280. С.49]. Данные понятия важны для понимания того, что существующие социальные институты не есть что-то один раз заданное и неизменное, изменения, происходящие в обществе, неизбежно ведут как к их модификации, так и к возникновению новых социальных институтов и институциональных форм. А также для понимания того, что индивиды не просто следуют предписанным образцам поведения, а обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими индивидами.
Подробно процесс институционализации, Т.е. образование социального института, рассмотрен С.С.Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
«1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института» [287. С. 166].
Люди, объединенные в социальные группы для реализации появившейся у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе общественной практики они вырабатывают наиболее приемлемые образцы и шаблоны поведения, которые со временем через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизированные привычки и обычаи. Через некоторое время разработанные образцы и шаблоны поведения принимаются и поддерживаются общественным мнением, а в конечном итоге узакониваются, и разрабатывается определенная система санкций. Финалом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, которая социально одобрена большинством участников этого социального процесса.
У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. Очень часто в институтах, преследующих совершенно разные цели, существуют сходные пути и методы действия, это обусловлено тем, что для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам и развивать взаимодействие с другими институтами. С.С.Фролов объединил общие для всех институтов признаки в пять групп (см. табл. 4).
Таблица 4. Признаки главных институтов общества

Семья

Государство

Бизнес

Образование

Религия

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность Уважение

Послушание Лояльность Субординация

Производительность Экономичность Производство прибыли

Любовь к

знаниям Посещаемость

Почтительность Лояльность Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо Брачный ритуал

Флаг Печать Герб Национальный гимн

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема Школьные песни

Крест Иконы Святыни

Гимн

3. Утилитарные культурные черты

Дом Квартира

Мебель

Общественные здания Общественные работы Бланки и формы

Магазин Фабрика Оборудование Бланки и формы

Классы Библиотеки Стадионы

Церковные здания Церковный реквизит Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы

Контракты Лицензии

Правила учащихся

Вера Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право Демократия Национализм

Монополия Свободная торговля Право на труд

Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении

Православие Баптизм Протестантизм

Источник: Фролов С.С. Социология. — М., 1996. — С. 169.

Некоторые институты не обладают полным набором признаков. Это является показателем того, что институт несовершенен — или еще полностью не развился, или уже находится в упадке. Поэтому если большинство институтов в обществе недостаточно развиты, то это говорит о том, что данное общество либо находится на начальных стадиях своего культурного развития, либо — в упадке.