Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОДЕЖДА И МОДА (ПРИМЕЧАНИЯ)

На рубеже XIX-XX вв. европейская мода охватывает сферу производства товаров, выпускаемых для широких слоев населения. Фотография и кинематограф повсюду распространяют образцы, создаваемые ведущими модельными домами Парижа и Лондона. В Петербурге, как и в Западной Европе, костюмы аристократии, буржуа и просто приличной публики, при всех их различиях в степени добротности и претенциозности, все более подчинялись общему стилю эпохи. Этим стилем был сформировавшийся в 90-х гг. модерн. Стилистика модерна охватывала все стороны материально-бытовой культуры, от пространственной структуры зданий и их декорума до ювелирных изделий. Мастера модерна стремились к созданию органичных форм. Отсюда асимметрия, волнообразные линии, мягкость переходов, пристрастие к мотивам, связанным с водной стихией - началом всего живого. Однако в рамках этого стиля вырисовывается и усваивается всей Европой различие вкусов Парижа и Лондона. Если парижские модельеры ориентируют свою публику прежде всего на шикарный салон, на изящную эротическую игру, то Лондон выше все-{244}го ставит удобство и приспосабливает костюм к изменениям в образе жизни европейского человека, вызванным эмансипацией женщин, успехами гигиены и, главное, развитием спорта (авто, велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание). На практическую моду также влиял театр. После триумфальных сезонов "Русского балета" С. П. Дягилева в Париже в 1909-1912 гг. парижские модельеры подхватили идеи петербургского художника Л. С. Бакста, в костюмах которого шли "Клеопатра" ("Египетские ночи") А. С. Аренского (1909), "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1910), "Жар-птица" И. Ф. Стравинского (1910), "Нарцисс" Н. Н. Черепнина (1910), "Дафнис и Хлоя" М. Равеля (1912). В самом Петербурге часть публики посещала театры лишь для того, чтобы посмотреть на присланные из Парижа туалеты примадонн. Но главными законодателями вкуса были журналы мод. В 1915 г. в Петербурге издавалось 11 журналов мод: "Белье и вышивки", "Венский шик", "Вестник моды", "Дамский мир", "Детские платье и белье", "Искусство портных", "Модный курьер, модный свет и модный магазин", "Модный свет", "Моды для всех", "Парижская мода", "Портной".
Быть портным было выгодным делом. На одном только Невском пр. практиковали в 1914 г. 26 частниц-портних и 50 портных. Магазинов тканей было на Невском пр. ровно столько же, сколько частных ателье,- 76, галантерейных - 51, готового платья - 81, белья - 44, модных магазинов - 40, обувных - 31, суконных - 22, торгующих золотом и серебром - 21, парикмахерских - 20, торгующих шелком - 16, торгующих мехами и ювелирными изделиями - по 14, магазинов головных уборов - 13, перчаток - 12, вышивки и кружев - 11, полотна и холста - 8, модисток было на Невском 7, магазинов корсетов и парчи - тоже по 7, дамских рукоделий и суровского товара - по 6, искусственных камней - 5, ювелирных и сапожных мастерских - по 4, магазинов кожи - 4, трикотажных изделий и зонтиков - по 3, басонов, галстуков, шерсти - по 2, золотошвейни - тоже 2, наконец, мастерских белья и туфель - по одной.
1 Аграмант (фр. agr?ments - украшения) - плетеная или стеклярусная тесьма для женского платья, занавесок и т. п.
2 Прюнелевые ботинки (фр. prunelle) - обувь с верхом из легкой и плотной шерстяной или шелковой ткани.
3 Шевро (фр. chevreau - козленок) - мягкая тонкая кожа для обуви, изготовляемая из шкур коз.
4 "Машинка" - металлическая деталь на обратной стороне узла, при помощи которой галстук прикрепляли к отложному крахмальному воротнику.
5 Под Генриха IV.
6 Ротонда (лат. rotundus - круглый) - верхняя теплая женская одежда без рукавов.
7 Палантин (фр. palatine) - женская наплечная накидка из меха или бархата.