Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения

ОГЛАВЛЕНИЕ

IV. ТИП ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДРАМА

Тема 28. Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа)

I. Cловари
1) Wilpert G. von. Sachw?rterbuch der Literatur.
"Роль <...> 2. Отдельная партия актера в пьесе, названная по тексту, который первоначально был написан на ролике <рулоне> бумаги. <...> В 18 в. и по 19 в. различались твердо отграниченные амплуа, которые возводились к типам и маскам-характерам итал. commedia dell'arte, каковы в Италии Панталоне, Доктор, Капитан, Скарамуш, Лелио, Октавио, Изабелла, Леонора, Скапино, Арлекин и Коломбина; во Франции к тому же - Маринетта и Пьеро <...> в Германии соответствовало этому разделение на Р. людей из общества (Бонвиван), Р. трагических или гневливых отцов; комические характерные Р., напр., комич. старуха, служанка и эпизодические Р.; в качестве мужской главной Р. - первый любовник; в качестве женских Р. - любовницы, благородные матери, родственницы и субретки, обе позднее присоединились к инженю (простушке) и мн. др." (S. 783).
"Тип (греч. typos - категория, образ), определенный сверхиндивидуальный неизменный персонаж с устойчивыми признаками, который особ. в драме определен в своем роде по возрасту, профессии и положению и в различных произведениях возвращается в том же виде и в той же функции. Т. служат высмеиванию воплощенных и окарикатуренных в них человеч. слабостей в комедии типов (ателлана, комедия дель арте) и в комедии характеров. В серьезной драме, напротив, типизирующее изображение стремится посредством проникновения в индивидуальность своих персонажей и в однократность своих событий к наглядности общепринятого, человеческого и склоняется тем самым к идеализации. Она сознательно обозначает своих персонажей через принадлежность к профессии и положению (сын, солдат) в качестве представительных для определенного класса или слоя народа..." (S. 975).
2) Пави П. Словарь театра.
"Амплуа <...> тип роли актера, соответствующий его возрасту, внешности и стилю игры: амплуа субретки, героя-любовника и т. д. <...> различают комические, трагические амплуа. <...> Классификаций амплуа существует множество и они проводятся по различным критериям: - социальное положение: король, слуга, щеголь и т. д.; - костюм: роль в мантии (первые роли и роли отцов в комедии); роль в корсете (например. горожанки в комической опере, одетые в корсет и нижнюю юбку и т. д.); - характер: инженю, любовник, предатель, благородный отец, дуэнья и т.д. Эта "физиологическая" концепция работы актера уже отошла в прошлое, однако она действует в случае постановки буржуазной драмы, классицистической комедии или commedia dell'arte..." (с. 12).
"Тип (или типический персонаж). <...> Условный персонаж, обладающий физическими, психологическими или моральными характеристиками, заранее известными публике и зафиксированными литературной традицией (великодушный разбойник, добрая проститутка, фанфарон, все персонажи commedia dell'arte) <...> Тип представляет собой если не индивида, то по крайней мере роль , характерную для некоторого состояния или недостатка (например, роль скупца, предателя). Он обладает все же некоторыми человеческими и исторически достоверными чертами, не будучи наделенным индивидуальностью. <...> тип - это не что иное, как персонаж, который откровенно обнажает свои пределы и свое литературное, следовательно, искусственное, происхождение. Наконец, типы легче включаются в интригу и служат игровым выразительным объектом <...> Некоторые виды драматургии не могут обойтись без типов (фарс, комедия характеров)" (с. 380).

II. Учебники, учебные пособия
1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.
"Наличие на сцене живых лиц с их речами заставляет обращать внимание на их индивидуальную роль. Для драматической литературы характерна забота о конкретизации душевного облика героя, "развертывание характера". В традиции актерской игры ХIХ в. эта "типичность", т. е. последовательная мотивировка речей и поступков персонажа каким-нибудь отчетливым и рельефным характером, считалась признаком, обеспечивающим успех пьесы на сцене".

III. Специальные исследования
1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3.
"Важнее, чем эта внешняя сторона, - жизненность характеров, которые не могут быть просто олицетворением каких-либо целей, как это слишком часто случается у наших современных драматических поэтов. <...> недостаточно и чисто поверхностной индивидуальности, поскольку тогда содержание и форма начинают распадаться по примеру аллегорических фигур". "Главное при этом - не просто широта своеобразных черт характера, а всепроникающая индивидуальность <...> Таковы, например, индивиды в трагедиях Софокла, хотя в них и нет того богатства особенных черт, с которым выступают перед нами эпические герои Гомера. Из новых поэтов главным образом Шекспир и Гете создали наиболее жизненные характеры, тогда как французы, особенно в своей более ранней драматической поэзии, довольствовались скорее формальными и абстрактными представителями общих типов и страстей, чем подлинно живыми индивидами". "В эпосе широта и многосторонность характеров, обстоятельств, происходящих событий может получить достаточный простор, в драме же наиболее полное воздействие оказывает сосредоточенность на определенной коллизии и борьбе вокруг нее" (с. 557-559).
2) Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов.
"Характер в драме - всегда односторонняя фиксация черт персонажа, рельефных признаков не лица, но характеристической темы; лицо - схема, лицо - тип". "Поэтика драмы требует единства, собранности, цельности черт характера, как условие последовательного и отсюда сценически убедительного хода драматического действия. Драма осуществляет особые принципы характеросложения" (с. 10-11).
3) Хализев В.Е. Драма как род литературы.
"Из сферы душевной жизни драматические и сценические образы берут лишь то, что явственно сказывается в поведении людей. <...> В словесных действиях наиболее успешно раскрываются четко сформировавшиеся душевные движения. "Драма-тургичны" те мысли и стремления, которые выделяются на общем фоне внутренней жизни человека как бы крупным планом и целиком заполняют сознание, пусть на короткий срок" (с. 111). "Для драмы, которая сосредоточивается на немногих и резко выраженных стремлениях человека, приемлемы далеко не любые человеческие характеры. Наиболее предпочтительны для нее однолинейные персонажи "дореалисти-ческого" искусства. Этим, вероятно, тоже в немалой мере объясняется огромная роль театрально-драматического искусства в эпохи античности, Возрождения, классицизма, предромантизма. <...> Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях" (с. 114-115).

ВОПРОСЫ
1. Сравните различные определения понятий "тип", "роль" и "амплуа". Что общего между ними и существуют ли какие-либо различия? Принято считать, что по крайней мере одно из названных понятий - "тип" - имеет очень широкую сферу применения. Разъясняется ли в рассмотренных Вами определениях специфика "типа" в драме?
2. Проследите, как используются при определении своеобразия драматического характера в учебнике Б.В. Томашевского и в приведенных фрагментах специальных исследований критерии "единства" (цельности), "односторонности" (сосредоточенности на страсти или цели), "действенности" (непосредственной и полной выраженности внутреннего в слове и поступке). Это позволит Вам сопоставить разные подходы к проблеме.
3. Все ли определения драматического характера четко отграничивают его от "типа" (роли, амплуа)? Все ли авторы настаивают на том, что характер в драме предполагает полное совпадение героя с его целью или страстью? Если такое совпадение не всегда возможно и необходимо, то чем драматический характер отличается от эпического?